А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "6000 изобретений XX и XXI веков, изменившие мир" (страница 1)

   Ю. Рылёв
   6000 изобретений XX и XXI веков, изменившие мир

   1900-е

   Важнейшие достижения

...
   1901 Бритва безопасная со сменными лезвиями
   1901 Дактилоскопия
   1901 Пылесос (всасывающий вакуумный)
   1901 Радиосвязь (радиосигнал) трансатлантическая
   1902 Кондиционер воздуха
   1902 Эскалатор
   1903 Бутылочный автомат
   1903 Плюшевый медвежонок
   1903 Самолет (с поршневым двигателем, управляемый)
   1903 Снотворное (веронал)
   1903 Электрокардиограф (ЭКГ)
   1904 Электронная лампа двухэлектродная (диод)
   1906 Кинофильм мультипликационный
   1906 Компас гироскопический
   1906 Электронная лампа трехэлектродная (триод)
   1907 Стиральная машина электрическая
   1908 Бакелит (первая синтетическая пластмасса)
   1908 Жидкий гелий (промышленный)
   1908 Целлофан
   1909 Сальварсан
   1910 Наручные часы для населения

   1901

   АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ КОНВЕЙЕРНОЕ, на промышленной основе, организовал американский промышленник Р. Э. Олдс – основатель компании «Олдс Мотор Уоркс» (Olds Motor Works) в городе Детройте. Автомобиль перекатывался от одного рабочего к другому. Это осуществлялось на основе массового выпуска различных запасных частей и внедрения монтажа из готовых деталей. В течение недели собиралось 10 «олдсмобилей» мощностью в 3 л. с. (ранее сборка всей машины производилась на одном рабочем месте).
   АВТОМОБИЛЬ МАРКИ «МЕРСЕДЕС» (MERCEDES), ставший новым стандартом для автомашин с двигателем внутреннего сгорания, сконструировал немецкий инженер Вильгельм Майбах для Готлиба Даймлера. «Мерседес» выпустило на рынок 31 марта автомобильное предприятие «Даймлер Моторен» (Daimler-Motoren-Gesellschaft). На новом автомобиле стоял 4-цилиндровый мотор мощностью 35 л. с. Первый образец был выполнен в виде двухместной гоночной машины. Модель была названа Mercedes, в честь дочери одного из совладельцев компании – австрийского предпринимателя, дипломата и заядлого автогонщика Эмиля Еллинека. (Торговая марка Mercedes зарегистрирована в 1902 г.)
   АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, разработал английский инженер Ф. Ланчестер из Спаркбрука. Ее установили на моделях «Армстронг-Сиддлей» (Armstrong-Siddeley Motors Ltd) в Англии и «Тальбо» (Talbot) во Франции.
   АВТОМОБИЛЬНЫЙ НОМЕРНОЙ ЗНАК, введен 25 апреля в США. Нью-Йорк стал первым штатом, который в обязательном порядке потребовал от водителей закрепить на автомобилях таблички с инициалами владельца, заменявшими тогда современный буквенно-цифровой номер. Первые таблички, стоимостью в 1 долл., производились из фарфора или керамики (что делало их очень хрупкими) и были разных цветов и размеров, все на усмотрение самого владельца автомобиля. 1 августа 1910 г. в штате Нью-Йорк выпустили стандартные номерные знаки. На синем фоне белыми буквами был указан номер и аббревиатура штата. В 1901 г. номерной знак вывесил на своем автомобиле в Берлине предприниматель Р. Герцог. Это был трехзначный набор букв и цифр – «1АИ». (Буквы – инициалы его невесты, а цифрой «1» он выразил свое отношение к ней как к единственной и горячо любимой.)
   АВТОПРОБЕГ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ, состоялся 9 сентября в США. В этот день закончились пятидневные гонки, начавшиеся в Нью-Йорке и финишировавшие в Баффало, штат Нью-Йорк. Водителям требовалось преодолеть 464 мили (746 км), причем суть гонок заключалась не в скорости, а в прочности машины. Победитель Дэвид Бишоп ехал со скоростью 15 миль/ч (24 км/ч), зато обошелся без единой поломки в отличие от своих соперников.
   АДРЕНАЛИН КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ, искусственный гормон мозгового вещества надпочечников, выделили японский биохимик Дзёкити Такаминэ и американский химик Томас Белл Олдрич.
   АЗОТНАЯ КИСЛОТА, полученная на основе каталитического окисления аммиака, процесс, разработал немецкий химик Вильгельм Фридрих Оствальд. В 1908 г. была запущена промышленная установка в Лотарингене. Катализатором служила платиновая сетка. В 1909 г. В. Оствальд был удостоен Нобелевской премии по химии.
   АММИАК ИЗ АЗОТА И ВОДОРОДА В ПРИСУТСТВИИ КАТАЛИЗАТОРА, способ получения, запатентовал французский физикохимик Анри Луи Ле Шателье.
   АНЕСТЕЗИЯ СПИННОМОЗГОВАЯ, метод, разработал и ввел немецкий врач А. Бир. Анестезирующее вещество внедрялось в подпаутинное пространство спинного мозга.
   АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА, построили американские изобретатели братья Уилбер и Орвилл Райты.
   БОКСЕРСКИЕ ШОРТЫ, появились 27 октября на рынке в США.
   БРИТВА БЕЗОПАСНАЯ СО СМЕННЫМИ ЛЕЗВИЯМИ, запатентовал 2 декабря (по заявке 1895 г.) американский бизнесмен Кинг Камп Жиллетт. Однажды утром, желая побриться, Жиллетт обнаружил, что его опасная бритва в очередной раз затупилась, и ее нужно отнести к точильщику. И вдруг его осенило – это то, что он так долго искал! Так родилась идея сменного, заточенного с двух сторон лезвия, а также Т-образной дешевой ручки с зажимами. С этой идеей он обратился к металлургам Массачусетского Технологического института (MIT), Бостон, штат Массачусетс. Но его заверили, что сделать такую тонкую и острую стальную пластину невозможно. Однако Жиллетт не сдался. В 1901 г. судьба свела его с инженером-механиком Уильямом Никерсоном (по иронии судьбы – выпускником MIT). И именно Никерсон придумал технологию укрепления и заточки стальной ленты. В этом же году он сумел-таки убедить нескольких своих друзей вложить в проект деньги и, набрав 5 тыс. долл., основал компанию с громким названием American Safety Razor Company (в июле 1902 г. она сменила название на Gillette Safety Razor Company).
   ВЕЛОСИПЕД С ПЕРЕДАЧЕЙ СТЕРМИ-АРЧЕРА, разработали Г. Стерми и Д. Арчер. Это была передача с тремя шестернями, помещенными внутри ступицы заднего колеса. (В 1902 г. фирма «Ралей» (Raleigh Bicycle Company) купила права на это изобретение.)
   ГАРАЖ МНОГОЭТАЖНЫЙ, открыла в мае фирма «Сити энд Субурбан Электрик Кэрридж» (City & Suburban Electric Carriage Co) в Лондоне для машин, купленных в этой фирме. Гараж имел 7 этажей и был оборудован электрическим лифтом, который мог поднять трехтонный грузовик на верхний этаж.
   ГАРАЖ ПОДЗЕМНЫЙ, построен в церкви секты «Кристиан Саенс», Центральный парк, Нью-Йорк, США.
   ДАКТИЛОСКОПИЯ, отпечатки пальцев, использовала полиция Лондона для предотвращения мошенничества в тюрьмах. С помощью отпечатков пальцев, рисунок которых строго индивидуален для каждого человека, можно находить или определять человека. (13 сентября 1902 г. в Великобритании впервые в качестве доказательства вины обвиняемого были использованы отпечатки его пальцев с места преступления. Гарри Джексон ничего не знал о дактилоскопии и поплатился за это. Впервые отпечатки пальцев были использованы социальной службой в Индии для вскрытия обманов со стороны населения в получении пособия.)
   ДЕКАПСУЛЯЦИЯ ПОЧЕК, полное удаление фиброзной капсулы почки, операция, провел американский хирург Дж. М. Эдебольс.
   ДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР, запатентовал английский мастер игрушек Фрэнк Хорнби. Конструктор представлял собой набор металлических частей с отверстиями, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. (На рынок конструктор Фрэнк Хорнби выпустил в 1907 г. С тех пор его идея непрерывно развивалась, и сейчас некоторые детские конструкторы содержат до 2000 деталей.)
   ДИРИЖАБЛЬ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, УПРАВЛЯЕМЫЙ, построил пионер воздухоплавания и авиации француз бразильского происхождения Альберто Сантос-Дюмон и совершил на нем 19 октября полет вокруг Эйфелевой башни в Париже.
   ДОМЕННАЯ ПЕЧЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ, сконструировал русский металлург Василий Петрович Ижевский.
   ЕВРОПИЙ, ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ (ЕU, № 63), подтверждено существование спектральным анализом. Элемент был выделен в 1886 г. из смеси редкоземельных элементов французским химиком Эженом-Анатолем Демарсе. Металлический европий впервые был получен лишь в 1937 г. Демарсе дал элементу название «европий» – в честь Европы. (Европий используется в ядерной энергетике в качестве поглотителя нейтронов; в атомно-водородной энергетике; в лазерных материалах; в электронике, медицине; в радиоизотопных источниках энергии.)
   ЖИРЫ ЖИДКИЕ, технология отвердения, разработал немецкий изобретатель В. Норманн.
   КАРТА АВТОДОРОГ, создана в Бельгии.
   КОФЕ РАСТВОРИМЫЙ, «инстант», изобрел американец японского происхождения Сатори Като, проживающий в Чикаго. Он торговал этим кофе на Всеамериканской выставке в Баффало. Однако эта выдумка не произвела особого впечатления.
   КОФЕВАРКА ДЛЯ БАРОВ, В КОТОРОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДАВЛЕНИЕ ПАРА, запатентовал миланец Луиджи Беццера. Кофеварка позволяла получить свежезаваренный напиток на глазах у заказчика. (В 1903 г. предприимчивый итальянский фабрикант Дезидерио Павони приобрел лицензию на производство этой кофеварки. Считают, что именно с этой машины ведет свою историю современная кофеварка-эспрессо.)
   КРАСИТЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИНДАНТРЕН, синий, создал ведущий химик немецкой компании BASF Р. Бон. Окрашенные этим красителем изделия не выцветали и не портились от влаги.
   КРЕКИНГ-УСТАНОВКА, построили на нефтеперерабатывающем заводе в Кинешме, Россия, по проекту А. Н. Никифорова. Это был первый опыт промышленного использования крекинг-процесса.
   ЛАПАРОСКОПИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ, выполнил русский хирург Д. О. Отт. Он впервые произвел осмотр брюшной полости, используя электрическую лампочку и лобный рефлектор.
   МАССАЖ СЕРДЦА ЗАКРЫТЫЙ, провел норвежский доктор Кристиан Игельсруд и этим спас 43-летнюю пациентку.
   МИННЫЕ ЗАГРАДИТЕЛИ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ, специальные суда, «Амур» и «Енисей», построены в России.
   МОНОРЕЛЬСОВАЯ ПОДВЕСНАЯ ДОРОГА, открыта 1 марта в Германии между городами Фовинкель и Бармен протяженностью 13 км. Она представляла собой целое надземное устройство, к которому были подвешены железнодорожные вагоны. Эту дорогу предложил построить немецкий инженер Ланген Эджен.
   НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ С БРАСЛЕТОМ, серийные, выпущены на рынок в Швейцарии.
   НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ, вручил 10 декабря шведский король. Первыми лауреатами стали физик Вильгельм Конрад Рентген, химик Якоб Хендрик Вант-Гофф, микробиолог Эмиль Адольф Беринг и писатель Франсуа Арман Сюлли-Прюдом. Нобелевскую премию мира получили Анри Жан Дюнан и Фредерик Пасси.
   ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ВМС, появилась почти одновременно во Франции и США. Она имела балластный отсек, заполняемый водой при погружении и опорожняемый при всплытии; электродвигатель для передвижения под водой; паровой или бензиновый двигатель для зарядки батарей и передвижения по поверхности воды.
   ПЫЛЕСОС ВСАСЫВАЮЩИЙ ВАКУУМНЫЙ, действующая модель; построил и запатентовал 30 августа английский инженер-мостостроитель Герберт Сесил Бут. (В Лондонском мюзик-холле для увеселения публики демонстрировали только что изобретенную машину, которая выдувала из старого ковра тучи пыли. В первых рядах закашлялись, а один из зрителей в перерыве пошел за кулисы и посоветовал пыль не выдувать, а, наоборот, всасывать. Это вызвало удивление. Но Бут приложил платок ко рту и через него вытянул пыль из кресла. Платок моментально стал серым. Так была впервые воспроизведена модель современного пылесоса.)
   РАДИОПЕРЕДАЧА РЕЧИ, осуществил американский электротехник Реджинальд Обри Фессенден. Работая в области беспроволочной телеграфии, он применил высокочастотный дуговой генератор для передачи человеческой речи по радио.
   РАДИОСВЯЗЬ (ПЕРЕДАЧА РАДИОСИГНАЛОВ) ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ, осуществил 12 декабря итальянец Гульельмо Маркони. Флеминг, помощник Маркони, передал с английской станции Польдю (полуостров Корнуэлл) кодом Морзе букву «S» (три точки), а Г. Маркони, находившийся на другом берегу Атлантики, в Сент-Джонсе на острове Ньюфаундленд (Канада), принял сигнал на расстоянии 3500 км. Таким образом ученый продемонстрировал, что с помощью радиоволн можно осуществить связь с любой точкой земного шара. Значение этого события трудно переоценить, поскольку многие ученые считали невозможной передачу радиосигналов на такое расстояние из-за кривизны земной поверхности. (Термин «радио» был предложен в 1903 г. на Международной конференции по беспроводному телеграфированию, и его рекомендовали повсеместно. А в 1920 г. он вошел в обиход. Изобретение радио произвело переворот в образе жизни людей.)
   РАДИОСТАНЦИЯ «АВТОМОБИЛЬНАЯ», создал итальянец Гульельмо Маркони. Оборудование было установлено внутри специально оборудованного автомобильного фургона и использовалось для экспериментов с радиотелеграфной связью.
   РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ, использовал американский инженер Уолтер Бейкер во время автогонки 20 мая в Нью-Йорке. Для большей надежности он пристегнулся несколькими ремнями, что и спасло ему жизнь, когда его электромобиль перевернулся на скорости 125 км/ч.
   РТУТНАЯ ГАЗОРАЗРЯДНАЯ ЛАМПА, промышленный образец, создал американский инженер-электрик Питер Купер Хьюитт. Ртуть снижала напряжение зажигания и горения при увеличении яркости дуги (световой отдачи лампы). Лампа Хьюитта давала яркий, но не очень приятный бело-зеленоватый свет. По сравнению с лампами накаливания срок службы, а также световая отдача этих ламп были весьма высоки. Для их производства Хьюитт создал собственную компанию Cooper Hewitt Electric. Основными потребителями ламп стали фотоателье. Фотография начала XX века была черно-белой, и высокая освещенность объекта съемки имела большее значение, чем хорошая цветопередача. (В 1919 г. американская компания «Дженерал электрик» (General Electric) купила компанию Хьюитта, а в 1933 г. начала выпуск ртутных ламп несколько иной конструкции.)
   СИНТЕТИЧЕСКИЙ КАУЧУК ИЗ ДИМЕТИЛБУТАДИЕНА, получил русский химик-органик Иван Лаврентьевич Кондаков в Юрьевском университете. Вместе с Кондаковым работал молодой химик Сергей Лебедев. (Однако в России его открытие не нашло признания.)
   СЛУХОВОЙ АППАРАТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, акустикон, изготовила и продавала его за 400 долларов американская компания Akouphone Со, штат Алабама. Запатентовал аппарат 15 ноября американский изобретатель Миллер Риз Хатчинсон из Нью-Йорка. Аппарат состоял из большой коробки для батареи размером с переносной радиоприемник и наушника, напоминавшего телефонный, который держали возле уха. (Слуховой аппарат Хатчинсон изобрел в 1898 г. Одной из первых им стала пользоваться в 1902 г. супруга английского короля Эдуарда VII Александра, страдавшая с детства глухотой. Королева использовала акустикон во время коронации.)
   СМЕШАННЫЕ МАГНИЙОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, способ получения, разработал французский химик В. Гриньяр. Эти соединения могли широко использоваться в органическом синтезе.
   СТАЛЬ БЫСТРОРЕЖУЩАЯ, выпустил на рынок металлургический завод «Полдина гуть» в Кладно, Чехословакия.
   ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СИСТЕМА БЕСПРОВОЛОЧНАЯ, предложил американский электротехник Реджинальд Обри Фессенден, но тогда она не нашла практического применения.
   ТЕЛЕГРАФОН, ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, второй вариант, построил датский физик Вольдемар Паульсен. В нем стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0,5 мм сматывалась с одной бобины и наматывалась на другую, проходя мимо записывающей и воспроизводящей головок. Это устройство являлось первой моделью магнитофона.
   ТЕЛЕФОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ, были установлены 6 февраля на железнодорожных вокзалах в Париже.
   ТКАЦКАЯ МАШИНА МНОГОЗЕВНАЯ ДВУХСТОРОННЯЯ, предложил английский изобретатель Сейлисбери. В машине уток создавался с помощью двадцати маленьких прокладчиков, двигавшихся посредством роликов по замкнутым направляющим.
   ТРАКТОР С БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, КОЛЕСНЫЙ «Харт-Парр» (Hart-Parr), выпустили на рынок американские изобретатели Ч. Харт и Ч. Парр. Его появление фермеры встретили с восторгом. Но вскоре наступило разочарование: трактор из-за огромного веса больше разрушал почву, чем помогал обрабатывать ее.
   ТУРБОХОД ПАССАЖИРСКИЙ, «Кинг Эдуард», построили в Англии. Судно с паровой турбиной имело водоизмещение 562 т и служило для пассажирского сообщения через Ла-Манш. Скорость судна составляла 20 узлов (около 37 км/ч).
   ФЛОТАЦИЯ, процесс для отделения сульфидных минералов от пустой породы, разработал американский ученый Чарльз Винсент Поттер. Благодаря этому изобретению стало возможным крупномасштабное выделение металлов из более бедных руд.
   ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ОМОЛОЖЕНИЮ (РИТИДЭКТОМИЯ, ЛИФТИНГ), провел польской аристократке немецкий хирург Ойген Холлендер. Отчет Холлендера об этой работе был важен для того, чтобы понять, какую роль играли в эстетической хирургии желания пациента.
   ШАХТНЫЙ ПОДЪЕМНИК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДА, сконструировал немецкий горный инженер Ц. Кёттген.
   ЭЛЕКТРОЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ С НИТЬЮ ИЗ ОКИСИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ, запатентовал немецкий физикохимик Вальтер Нернст.
   ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ С ДВУХПОЛЮСНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, выпустила французская компания «Жанто» (Jeantaud). Машина имела 5 передних и задних скоростей и электрические тормоза. При скорости 20 км/ч пробег составлял 60 км.
   ЭЛЕКТРОПЕЧЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЛАВИЛЬНАЯ, создал русский изобретатель Василий Петрович Ижевский. В качестве нагревателя использовалась разогретая магнезитовая или динасовая футеровка.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация