А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Йога для всех. Руководство для начинающих" (страница 16)

   Бадрасана (тронная поза)

   Садитесь на коврик с вытянутыми вперед ногами. Постепенно сгибайте ноги в коленях и сложите ступни вместе, а пятки поверните к паху. Ладони рук положите на колени и придавите их к коврику. Спина и шея прямые и находятся на одной линии (рис. 19). Поза фиксируется в задержке дыхания и повторяется.

   Рис. 19. Бадрасана

   Бадрасана тренирует наименее доступные органы паха, растягивает паховые мышцы и связки, благотворно влияет на тазовое дно, сердце, дыхательный аппарат, мочеполовую и нервную системы.

   Триконасана (поза треугольника)

   Эта поза называется так потому, что в фиксированном положении руки, ноги и туловище образуют треугольник. Ее суть сводится к наклонам туловища в стороны при различном положении рук и выдерживанию ее на выдохе. Наклоняясь в стороны, локтем надо касаться одноименного колена, а ладонью – коврика или ступни (рис. 20, а). В усложненном варианте Триконасана совмещается со скручиванием позвоночника. В этом случае левый локоть касается правого колена, а затем правой локоть – левого колена (рис. 21). Поза повторяется при обратном положении ног в Падмасане. Триконасану можно также выполнять из позы Сарвангасана, в которой ноги фиксируются в Падмасане, туловище удерживается руками, затем выполняется боковой изгиб, при котором колено касается коврика – это сложный вариант 3 поз Джаландхара-бандхи. При систематическом его выполнении тело становится гибким, стройным и легким.

   Рис. 20. Триконасана

   Рис. 21. Триконасана (усложненный вариант)

   Ватаянасана (ветрогонная поза)

   Эту позу называют так потому, что она облегчает освобождение желудка и кишечника от газов.
   Ложитесь на спину, постепенно поднимайте ноги и сгибайте их в коленях, одновременно вдыхайте. Прижмите с помощью рук колени к грудной клетке. Зафиксируйте это положение, задержав дыхание, а голова при этом свободно лежит на коврике (рис. 22). Повторите упражнение несколько раз.
   Хороший эффект достигается также при поочередном выполнении его одной ногой. Давление правой ноги продвигает фекальные массы в поперечную нисходящую часть кишки, а при давлении левой ногой приводится в действие восходящая часть. В таком варианте Ватаянасана называется двойной.

   Матсиасана (поза рыбы)

   Рис. 22. Ватаянасана

   Принято считать, что в этой позе человек может сколько угодно долго держаться на воде, отсюда и ее название.
   Примите Падмасану, с помощью рук и локтей ложитесь спиной на коврик, сильно выгибая позвоночник. Упор примите на затылок, а вытянутыми руками беритесь за большие пальцы ног, грудь развернута и выпячена вверх (рис. 23). Поза фиксируется на задержке дыхания, а при длительном пребывании в ней дыхание произвольное. Внимание необходимо сосредотачивать на щитовидной железе.

   Рис. 23. Матсиасана

   Сетхубандхасана (поза мостика)

   Это простая поза для тех, кто освоил предыдущие: ложитесь на спину, руки вдоль тела. Сделайте полный вдох и одновременно поднимайте ноги, пока они не образуют прямой угол с туловищем. Делая выдох, поднимайте ноги еще выше, а с ними и таз. В определенный момент сделайте упор на руках следующим образом: локти на коврике, а ладони (пальцами к позвоночнику) удерживают спину. Зафиксировав это положение, медленно опускайте ноги так, чтобы подошвы стали на коврик (рис. 24). Поза удерживается на 5 опорах: ноги, локти и затылок в течение 2–3 минут. Дыхание при этом глубокое, а выполнять ее лучше после Сарвангасаны.

   Рис. 24. Сетхубандхасана

   Салабхасана (поза саранчи)

   Исходное положение – лежа на животе, а подбородок, колени и сжатые кулаки при этом касаются коврика. На неполном вдохе мощным усилием спинных мышц медленно поднимайте ноги вверх, сгибаясь в пояснице (рис. 25). В таком положении удерживайте позу столько, сколько сможете, а затем медленно вернитесь в исходное положение. При достаточном умении и гибкости позвоночника ступни ног могут достать затылок. Помните, резкие движения недопустимы.

   Рис. 25. Салабхасана

   Дханурасана (поза лука)

   «Дханур» в переводе с санскрита означает «лук», что и напоминает своим видом эта асана. С технической точки зрения Дханурасана сочетает в себе Бхуджанга-сану и Салабхасану.
   Ложитесь на пол, вытянув ноги и руки вдоль туловища. Согните ноги в коленях и запрокиньте их к спине, а руки через стороны заводите к стене и возьмитесь ими за лодыжки ног.
   Добивайтесь изгиба позвоночника, голова и грудь при этом должны подниматься (рис. 26). В это же время делайте вдох. Теперь поза напоминает лук, где тетивой являются руки. Все тело опирается на область пупка. Действие асаны усиливается, если в это время слегка покачиваться, подобно пресс-папье. Если поза выполняется с покачиванием, задержите дыхание на вдохе, при длительной задержке позы оно сначала задерживается на вдохе, а потом можно дышать произвольно. Внимание сосредоточивайте на месте прогиба позвоночника. При более сложном варианте руки заводятся не через стороны, а за спину (через голову), захват ног делается не за лодыжки, а за ступни ног и даже перекрещенными руками.

   Рис. 26. Дханурасана

   Пурна супра вайрасана (поза алмаза)

   Это дальнейшее усиление обратного изгиба позвоночника.
   Сядьте на колени, постепенно наклоняйтесь назад, сильно прогибая позвоночник, до тех пор пока затылок не ляжет на подошвы ступней. Локти при этом касаются коврика, а ладони обхватывают пятки (рис. 27).
   Данная поза объединяет действие Матсиасаны, Бхунжангасаны, Салабхасаны и Дханурасаны. Йоги утверждают, что она стимулирует эмоциональные функции, увеличивает рост и положительно влияет на волю и самочувствие.

   Рис. 27. Пурна супра вайрасана

   Чакрасана (колесо)

   Это классическая асана, которая объединяет в себе действие и технику всех асан группы обратного изгиба позвоночника.
   Станьте прямо и начинайте прогибаться назад, пока у вас не получится обычный «МОСТИК)). Постепенно сближайте кисти рук и ступни ног, пока они не будут соприкасаться: теперь вся поза немного напоминает колесо (рис. 28).

   Рис. 28. Чакрасана

   Вришикасана (поза скорпиона)

   Исходное положение – стоя на полу на коленях. Наклонитесь вперед и положите предплечья на пол ладонями вниз. Опираясь ими о пол, выбросите ноги вверх и вытяните их. Сохраняйте при этом равновесие, а голову держите над полом. После этого согните ноги и медленно опускайте их к голове, коснувшись макушки подошвами. Лицо при этом должно быть параллельным полу (рис. 29).

   Рис. 29. Вришикасана

   Эта асана позволяет максимально изогнуть позвоночник и придает уравновешенность всей системе. Однако следует помнить, что ее можно выполнять только после уверенного освоения Чакрасаны и стойки на голове.
   Вришикасана помогает растянуть, помимо позвоночника и связок, каждую мышцу тела и увеличивает их кровоснабжение. Так как эта поза является довольно трудной, для уверенного овладения ею может потребоваться длительное время.

   Пашимотанасана (поза головой в колени)

   Сядьте на коврик, вытянув ноги, после глубокого вдоха начинайте наклоняться вперед, пока не коснетесь лбом колен. Вы можете помогать себе руками, взявшись за ступни ног (рис. 30). Не делайте над собой усилия, усложняйте позу постепенно. Сначала держите руками пальцы ног, а локти пусть касаются коврика. Затем слегка раздвиньте ноги еще шире, просуньте под них руки и возьмитесь за шею. Потом раздвиньте ноги еще шире, снова просуньте под них руки и возьмитесь за шею.
   Поза выдерживается на выдохе, а потом дыхание произвольное. Скрытой сущностью позы является ее выполнение с соблюдением закона прямолинейности позвоночника.

   Рис. 30. Пашимотанасана

   Падахастасана (поза руки к ступням)

   Это Пашимотанасана в положении стоя. Встаньте прямо, энергично вдохните, одновременно подняв руки вверх, затем, сгибаясь в пояснице, выдыхайте и старайтесь положить лицо на колени (рис. 31).
   Помогайте себе руками, взявшись за лодыжки или ступни ног. В дальнейшей практике касайтесь ладонями коврика перед собой, а потом позади ступней.

   Рис. 31. Падахастасана

   Йога-мудра (символ йоги)

   Исходная поза – Падмасана. Выполните глубокий вдох, а на выдохе наклоняйтесь вперед, пока не коснетесь лбом коврика. Ягодицы при этом не отрываются от коврика, а руки следует перекрестить за спиной и взяться за большие пальцы ног (рис. 31). Внимание должно быть сосредоточено на позвонках или брюшной полости, а в целях пробуждения Кундалини – на центре Муландхара. Хорошо утвердившись в этой позе, выполняйте ее с прямым позвоночником. Удерживается она на выдохе, а при длительном удержании дыхание свободное. Практикуя это упражнение, можно избавиться от таких пороков:
   – гордыня;
   – спесь;
   – зазнайство.
   Данная поза успокаивает мысли, уменьшает стресс, обладает прекрасным терапевтическим эффектом:
   – излечивает заболевания внутренних органов;
   – устраняет запоры;
   – нормализует кислотность желудочного сока;
   – лечит болезни репродуктивной системы;
   – способствует выведению ядов, образующихся при неправильном питании.

   Сиршасана (стойка на голове)

   «Сирш» в переводе с санскрита означает «голова». Эта поза также называется «Випаритакарани-мудра».
   Сядьте на пятки, наклонитесь вниз, обопритесь головой о коврик, кисти рук сплетите в замок на затылке и начинайте выпрямлять ноги, вследствие чего туловище примет почти вертикальное положение. Ощутив равновесие на макушке головы, легко оттолкнитесь ногами, оторвите их от пола, а весь вес тела примите на макушку головы, удерживая равновесие локтями и предплечьями. Теперь легким движением (толчком) выпрямитесь, тело при этом должно составлять одну прямую линию. Первые попытки делайте около стены, удерживайте позу несколько секунд и вернитесь в исходное положение.
   Очень важно: выход из позы должен быть медленным, без напряжения и резких движений.
   Йоги полагают, когда тело очищено с помощью шат-карм (очистительных процедур), когда оно оздоровлено с помощью асан, когда Нади очищены с помощью пранаямы, ученик может приступать к мудрам, которые соединяют в себе асану, пранаяму и сосредоточение.
   Мудры – это такие комбинированные упражнения, которые практикуются с единственной целью: пробудить Кундалини и провести ее к высшему центру. Насчитывается 25 классических мудр, но общее их количество несколько больше.
   Все мудры условно подразделяются на несколько групп: одни рассматриваются как подготовительные, другие практикуются постоянно для поддержания определенного уровня тонуса организма, третьи имеют строго определенную цель.
   «Мудра» означает «печать», «замыкание», «тайна». Само определение этого термина говорит о том, что речь идет не о дальнейшем развитии асан, а о чем-то очень большом. Мудра – положение тела (иногда кистей рук и (или) пальцев), требующее определенного сосредоточения на некотором центре и определенного дыхания.
   Теперь о бандхах. Йоги различают три чрезвычайно важных нервных сплетения: горловое, солнечное и прямой кишки. Им соответствуют 3 главные бандхи – Джаландхара, Уддияна и Мула. Эти сплетения являются частями вегетативной нервной системы и работают независимо от воли человека. Бандхи в сочетании с асанами и мудрами способствуют достижению такого контроля, который в дальнейшем распространяется на всю нервную систему. Они способствуют также задержке воздуха во время пранаямы, повышают давление крови на задержанном вдохе и понижают его на выдохе, что способствует тренировке сосудов и повышению их эластичности.
   Пранаяма – это сложное слово, состоящее из «прана» и «айана» – «тянуть», «удлинять». С технической точки зрения пранаяма – это процесс растяжения дыханием, что очень согласовывается с сущностью дыхательных упражнений.
   Свами Шивананда утверждает: «Прана существует в ваших глазах. Мелодия музыки, впечатляющая речь оратора, очарование слов любимого человека – все это следствие праны».
   Е. Сельвараджан вторит ему: «Она в воздухе, но не воздух, она в пище, но не пища, она сила в витаминах, но не витамин, она в воде, но не тождественна химическим компонентам ее».
   Прана постоянно находится в человеке и расходуется во всех его проявлениях. Здоровый, сильный человек в изобилии обладает праной, он получает ее из пищи, воды, воздуха и солнца.
   Энергия, получаемая из пищи, обеспечивает рост и физическое содержание всех органов тела, но энергия, усвоенная посредством дыхания, обеспечивает не только химические процессы, но и духовную работу нашего интеллекта, а чтобы распределить ее равномерно по всем клеткам или целенаправленно, йоги сочетают пранаяму с определенными асанами.
   Из 4 источников поступления праны наиболее постоянным и систематическим является дыхание. При обычном дыхании мы вбираем в себя необходимое количество праны. При глубоком дыхании мы накапливаем ее больше, но при специальных дыхательных упражнениях мы накапливаем ее уже значительное количество и можем управлять ею по своему усмотрению, а можем передать другому человеку. Здесь имеется прямая зависимость: прана управляет всеми процессами и жизнедеятельностью организма, а йог может управлять праной. Во всем организме она распределена равномерно, где ее недостаток – там заболевание.
   Ученик, длительное время работающий над собой и регулярно практикующий пранаяму, чувствует ее токи и ее дефицит. Прана полярна, и этим ее свойством объясняется явление симметрии в природе.
   Прана управляет мыслью – вот важный вывод для будущей практики. Мысль проявляется на 3 уровнях:
   1. Инстинкт – бессознательный, самый низкий уровень проявления праны. Все рефлекторные действия протекают в организме независимо от воли человека (дыхание, пищеварение, сердцебиение и др.) и принадлежат инстинктивному уму. Посредством управления праной йоги могут влиять и на эти процессы.
   2. Высший уровень проявления праны – сознание. Этот уровень также подлежит контролю, на нем основана высшая йога.
   3. Сверхсознание – управление им достигается на завершающем этапе практической йоги и также посредством праны.
   Свами Шивананда говорил: «Прана связана с разумом, через разум – с волей, через волю – с индивидуальной душой, а через нее – с высшим бытием. Если вам известно, как управлять маленькими волнами праны, действующей через разум, конечно, будет известен секрет подчинения всеобщей праны.
   Йогу, который становится специалистом в деле познания этого секрета, не страшна никакая сила, так как он обладает властью над всеми проявлениями силы во Вселенной… То, что известно как сила личного влияния, есть не что иное, как врожденная способность какого-либо человека управлять своей праной. Такие люди повседневно манипулируют, конечно, бессознательно, тем же самым явлением, которое йог использует сознательно, по приказу собственной воли…
   Дыхание, управляемое мыслью, под контролем воли является обновляющей и возрождающей силой, которую вы можете сознательно использовать для собственного развития, исцеления многих неизлечимых болезней организма, для лечения других и в других полезных целях».
   Единая мировая субстанция мира – прана – в организме человека проявляется в 5 функциях, поэтому основных пран тоже 5: прана, апана, самана, удана и вьяна. И еще есть 5 второстепенных, это подпраны (или вайю) – нага, курма, девадата, крикара и дханаджайя.
   В первой пятерке главные – прана и апана, с ними нам придется иметь дело. Все приведенные праны входят в состав единой праны, подобно тому как 7 разных цветов входят в спектр солнечного света.
   Прана – цвет крови или красной жемчужины, управляет дыханием, ее область – между гортанью и основанием сердца, имеет тенденцию течь вверх.
   Апана – нечто среднее между белым и красным, производит выделение, ее область – ниже пупка, она контролирует деятельность печени, толстой кишки и других органов, имеет тенденцию течь вниз.
   Самана – цвет ее между чистым молоком и хрусталем, маслянистая, блестящая, регулирует секрецию желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника, ее область – между сердцем и пупком.
   Удана – цвет тусклый, управляет частью нашего тела выше гортани, держит нас настороже в отношении наших чувств, отделяет физическое тело от астрального во время смерти.
   Вьяна – цвет светового луча, распространяет свое влияние на все тело и управляет его движениями, обеспечивает прямое положение тела.
   Подпраны (вайю):
   – нага – отрыжка, икота;
   – курма – открывание глаз;
   – крикара – вызывает голод или жажду;
   – девадата – зевание;
   – дханаджая – разложение тела после смерти.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация