А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Копирайтинг: по зову Сети. Из солдат в генералы" (страница 6)

   Глава седьмая. Самообразование

   Теперь, когда мы разобрались с портфолио и обязательным дневником, пришло время для очень странных вещей. Да, это не опечатка, именно «странных». Сейчас я буду делать то, что редко делают в книгах о копирайтинге, а именно – буду рекомендовать читать… другие книги о копирайтинге.
   Скажу вам честно, я бы вряд ли когда-нибудь в жизни сел за создание материалов о практическом копирайтинге. Именно книги о секретах профессии. Сегодня на рынке уже предостаточно подобной литературы гораздо более высокого класса. Начинать учить чему-то своему – это значит занимать ваше время. Повторять чужие уроки – терять свое время. Ни то ни другое нам не подходит.
   Эта книга тем и отличается от других, что я не буду пытаться учить вас классическому написанию текстов. Есть замечательный копирайтер Джозеф Шугерман, который и без меня вас прекрасно этому научит. Соперничать с ним – верх легкомыслия и самоуверенности.
   Я не буду пытаться рассказывать о рекламе ярче, чем Клод Хопкинс. Это всё равно невозможно, да и попахивает безумием. Не стану размышлять о статейном маркетинге, когда для этого есть Дэвид Огилви. Нет, нет и нет!
   Давайте договоримся: я обязуюсь довести вас наверх и научу ориентироваться в Сети, а читать вы будете всё же классиков. Пусть каждый отвечает за свой участок работы. Так будет честно.
   Итак, вернемся к нашим книгам. Звучит смешно, но подавляющее число практикующих копирайтеров считают книги о своей главной профессии чем-то ненужным и неважным. Чтивом, которое даже унижает их профессиональное достоинство. Я, мол, и без того востребован, переучивать меня – только портить. В принципе такой подход нам только на руку, всё меньше конкурентов.
   Почему нам нужно обязательно читать книги о копирайтинге?
   Во-первых, есть понятие «профессиональная грамотность». Будь вы даже невероятно одаренной личностью, эта фора однажды себя исчерпает. Чтобы расти вверх, необходимо штудировать учебники. Это аксиома. Просто примите ее как данность. Поскольку копирайтинг – это целая наука, глупо придумывать что-то самому, если давно уже есть готовые решения.
   Во-вторых, без обучения рано или поздно, но вы начнете вариться в «собственном соку». Станете личностью агрессивной и ограниченной, имеющей на всё свое готовое суждение. Так уж устроен наш мозг, что если мы чего-то не знаем, то сами придумываем объяснение. Пусть уж лучше это объяснение вам дадут настоящие академики копирайтинга, которые уже давно доказали свою компетентность.
   В-третьих, именно книги о копирайтинге, как ничто другое, будут держать вас в постоянном тонусе и показывать нужные ориентиры. Только в общении с великими можно понять, что наш творческий путь имеет цель. Знать, что рост и призвание – это не мифы. Никто не принес этим людям успеха на блюдечке. Они начинали, как и все, с малых неуверенных шажочков. Повторить их путь может каждый, кто не ленится и не стесняется учиться. И пусть даже вам не дано снискать лавры великого копирайтера мирового уровня, но стать крепким высокооплачиваемым и уважаемым профессионалом – это вполне по силам.
   Заведите себе правило – прочитывать каждый день, скажем, по 10 страниц. Можете больше – еще чудесней! Здесь главное не объем, а правильное складирование информации в голове. Чувствуете, что уже «поплыли», откладывайте чтение и занимайтесь другими делами. Важно, очень важно каждый день ощущать себя в копирайтинге не случайным человеком, но упорным студентом, который стремится к вершинам профессии. Настрой – это вообще великая сила, а в писательском ремесле это даже важнее, чем вовремя сохранять тексты в Word. Будете чувствовать, что недаром едите свой авторский хлеб, к вам постепенно придет и уверенность.
   Можно знать всё о профессии, но внутри ощущать себя тем быком, которого ведут на бойню. И наоборот, можно чего-то не знать и не уметь, но иметь дерзновения и желания учиться. Первые обречены на вечные страхи и сомнения, вторые – на развитие и рост мастерства. Правильная психологическая подготовка – вот с чего нужно начинать каждый свой день.
   Книги же это как раз тот инструмент, который дает силы настроиться на нужную волну. Сели, почитали, что-то уяснили для себя – глядишь, уже сегодня в работе и обкатали новинку. Не пугайтесь, что две трети знаний будут забываться. Когда нужно, вам обязательно на память придет некогда прочитанное. Тот, кто не читает книг о копирайтинге, будет ошибаться всю свою жизнь. Тот же, кто читает, – лишь до первого раза. Согласитесь, разница весомая.
   Я мало знаю о профессиональной ценности книг русскоговорящих копирайтеров, а потому не берусь советовать что-то конкретное. Гораздо лучше начать свое образование с признанных мэтров копирайтинга: Огилви, Шугермана, Хэлберта, Бенсинвенга, Шугермана, Фортина, Кеннеди и ряда других истинных гуру.
   Небольшая оговорка: все авторы – очень непростые ребята, которые иногда противоречат друг другу. У каждого сложился свой собственный авторский стиль, свои правила создания материалов и жизненные принципы. Не пугайтесь, если в некоторых книгах вы найдете кое-какие расхождения. Все-таки копирайтинг – это не математика, где число Пи имеет статичное значение даже в Эфиопии. Пропитывайтесь уроками великих, ищите своего мастера, который окажется ближе всего к вашему собственному пониманию профессии. Поверьте, со временем вы его обязательно найдете.
Небольшой промежуточный итог
   Мы с вами пришли к выводу, что первое время копирайтеру важно:
   завести собственное портфолио любыми путями, не противоречащими уголовному кодексу;
   обзавестись дневником, куда вы будете записывать список текущих и будущих дел, интересные мысли и, что немаловажно, заказчиков-должников;
   ежедневно (мы же честные люди) читать правильные книги от гуру копирайтинга.
   Естественно, параллельно этому вам нужно будет искать интересные проекты и новых заказчиков, поскольку в самом начале вы работаете на свое имя, но никак не наоборот. А еще придется немало побегать в поисках клиентов, но без этого тоже никуда. А еще нужно успевать отдыхать, варить борщ и ездить на велосипеде. Успевать нужно всё!
   Давайте никуда не будем торопиться. Будет расти постепенно, так вернее. Пока, допустим, научимся правильно отвечать на проекты работодателей. Именно о том, как правильно отвечать на проекты работодателей (неожиданный поворот!), мы с вами и поговорим уже в следующей главе. Не обойдем мы вниманием и саму стратегию общения с заказчиком, от которой также зависит если не всё, то многое.

   Глава восьмая. Общение с заказчиком и ответы на проекты

   Не знаю, удивлю ли я вас, но заказчики – это совершенно такие же люди, как и мы с вами. Они не колонизировали нашу планету, прилетев из далеких космических глубин. Они совершенно такие же, как и мы! У них, как и нас, есть свои проблемы, свои страхи, свои желания. Как и все остальные люди, заказчики отлично чувствуют ложь, подобострастие, небрежение, высокомерие, обиду и всё такое прочее. Просто копия нас с вами, только они заказчики, а мы – исполнители. Неожиданно, согласитесь?
   Из всего этого пафосного вступления вытекает только одно: не стоит считать заказчиков глупее себя. Просто смешно рассчитывать на «прокатит» с теми работодателями, которые постоянно подбирают кадры в Сети. Через них прошло уже столько людей, подобных вам, что они уже могут запросто защитить диссертацию по психологии поведения исполнителей. Ну а уж истории про «внезапно заболевших родственников до пятого колена», «обрывы кабеля» и «сгоревший ноутбук» давно вызывают у таких заказчиков безудержную зевоту.
   Как и в жизни, честность – лучшая политика общения с клиентами. Взяв однажды курс на честное общение, вы существенно выиграете в дальнейшем. Только представьте: вы станете настолько честным, что уже не сможете говорить неправду. Это же здорово! Не успели написать текст? Скажите об этом честно и попросите отсрочку. Не устраивает оплата? Не юлите и скажите заказчику об этом прямо. Толком не читали ТЗ и понаписали сущую ерунду? Признайтесь с покаянной головой и предложите варианты решения проблемы.
   Честное ведение дел значительно выгоднее для вас, уж поверьте мне на слово. Приучая себя говорить правду, вы будете бесстрашно встречать новый день. Вам не придется придумывать очередную отговорку, включая весь свой креатив и перебирая список возможных форс-мажоров. Честный человек спит и работает спокойно, ему не нужно напрягаться – это та ценность, ради которой стоит обучать себя честности.
   Еще один совершенно потрясающий плюс честной работы заключается в том, что со временем такая модель поведения начинает распространяться и на ваши остальные сферы жизни. Однажды вы вдруг поймете, что совершенно не хотите врать. Даже по мелочи. Вот просто не хотите и всё. Такая бесценная перемена в характере дорогого стоит. Когда я понял, что со мной происходит подобная метаморфоза, то был безумно счастлив. Оказывается, не врать даже в мелочах – это такой драйв! Построение честных и прозрачных отношений станет для вас со временем именно той силой, которая изменит вас не только как копирайтера, но и как человека.
   Поскольку я веду несколько авторских проектов, мне время от времени приходится самому становиться заказчиком. Так вот, я заметил одну важную вещь: если человек честно говорит мне, что не сделал или забыл, то я воспринимаю это вполне нормально. В конце концов, все мы не идеальны, право ошибаться есть у каждого. И наоборот, когда начинаются истории про пятидневный траур по умершему хомячку или рассказы о внезапной высылке в Заполярье, где нет Интернета, мне становится грустно и обидно.
   Я понимаю, что человек врет. Человек понимает, что я вижу его вранье. Некрасиво, пошло, глупо. Обычно я отказываюсь от дальнейшего сотрудничества с лжецами. Не посчитайте меня брюзгой: лучше я буду работать с безалаберными, но честными фрилансерами, чем с врунами, видящими во мне глупца. Не думаю, что по этому вопросу у работодателей слишком уж большие расхождения; никто не любит, когда ему врут. Вы ведь тоже не любите, верно?
   К моему немалому сожалению, исключительно вопросами личной честности проблемы с заказчиком не ограничиваются. Здесь у нас целый рассадник сорняков, который обязательно стоит пропалывать. Советы по построению общения с заказчиками:
   Никогда не унижайтесь. Повторюсь, совершенно никогда не позволяйте себе унижаться. Пусть это всего лишь ваш второй заказ, пусть вам предлагают немыслимые деньги и обещают в дальнейшем золотые горы. Оставайтесь собой в любой ситуации. Тренируйте себя, учитесь вести себя не как проситель, но как мастер, к которому обратились за помощью. И пусть вы еще пока ничего толком не умеете. Пусть. Всё придет, а вот привычка заискивать может остаться.
   Обратная сторона медали: не страдайте звездной болезнью. Высокомерие и снисходительное общение разрушают истинного профи изнутри. Найдите возможность отвечать ровно и спокойно на любое предложение, пусть даже в этот момент вас разрывает от хохота, вызванного несерьезностью предложенного.
   Вообще, вам нужно найти ту золотую середину, которая позволит всегда идти по центру дороги. Без навязчивости, но и без зазнайства. Отказываясь от унижения, но и не ощущая себя центром мироздания. Спокойный уверенный и ровный тон в общении принесет вам успех и выведет отношения с клиентом в правильное русло.
   Не позволяйте, чтобы на вас давили. Если вы заметили, что заказчик неоправданно переходит на «ты», ставит жесткие условия или пытается принизить ваше достоинство, то это повод задуматься. Сегодня в числе моих клиентов есть владельцы развитого преуспевающего бизнеса, представители действительно крупных компаний и другие «серьезные» дяди и тети. И у меня нет даже мысли, что эти серьезные клиенты станут мне «тыкать» или указывать только в силу своего высокого социального статуса.
   Наоборот, на хамское и панибратское отношение чаще всего идет всякая мелюзга, которую буквально разрывает от ощущения собственной значимости. Боритесь с этим. Можно дать понять, что подобный тон общения для вас попросту неприемлем, если заказчик исправился – чудесно, нет – минус один хам, тоже неплохо.
   Учитесь не робеть перед серьезными клиентами. Когда к вам обратится действительно серьезный заказчик, вы уже должны быть к этому готовы. Не показывайте свою робость или страх перед важностью заказа. Спокойно и деловито ведите беседу, впереди таких проверок будет много. Лучше привыкать заранее.
   Не давайте заранее невыполнимых или слишком поспешных обещаний. Нет ничего хуже, чем прослыть пустомелей. Если нужно взять паузу, чтобы подумать – смело берите. Лучше заранее взвесить все за и против, чем потом лепетать что-то несусветное в свое оправдание.
   Любите своих заказчиков. Поймите меня, я не призываю вас их обожать и слать им трогательные СМС. Нужно просто понимать, что на той стороне почты или скайпа находится живой человек, которому нужна ваша помощь. Учитесь вовремя ставить людей в известность о статусе выполнения заявки, заранее предупреждайте о любых непредвиденных обстоятельствах. Подводить клиентов или теряться в последний момент – это не те привычки, которыми можно гордиться.
   Давайте понять, что вы занятой человек, ценящий свое время. Есть такая категория клиентов, которые готовы общаться о чем угодно, но только не о работе. Включайте свой навык дипломатии на максимум и объясняйте, что вам некогда. Умный клиент это обычно сразу понимает.
   По своему опыту я знаю, что 90 % заказчиков – золотые люди. Если изначально наладить с ними доверительные профессиональные отношения, то они всегда будут обращаться только к вам. Профи любят общаться с себе подобными. Если вы закрепитесь в статусе профессионала, то ваше общение с клиентами начнет строиться автоматически. Немного практики, и у вас обязательно выработаются свой собственный стиль общения, свои фишечки, профессиональные хитрости и табу. Главное – следуйте советам и не позволяйте принижать ваш статус.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация