А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Все, что нужно знать, чтобы бизнес выжил и давал доход в условиях России" (страница 8)

   Часть II
   Предвидение. Рынок. Оценка. Сценарии

   Глава 7
   Предвидение

   Бизнесмены наделены незаурядной проницательностью, чудесной силой предвидения того, что должно случиться, – каждый в своей отрасли бизнеса…
Уолтер Баджот, британский экономист
   Лидер компании и ее основатель – это провидец. В любом случае, успешные компании строятся на предвидении основателей.
   В предыдущей главе я говорил о стратегии для малого бизнеса. Определить для себя стратегию не так и сложно. Предпринимательские стратегии известны, а их количество ограниченно. Остается подобрать для себя основную стратегию и начать действовать. Однако это еще не все.
   Как вы знаете, мир не так предсказуем, как хотелось бы! Никто не может знать, что будет с вашей компанией через лет пять. Невозможно узнать и что будет происходить в мире хотя бы завтра.
   Вы включили свое воображение и представили свое будущее. Но оно туманно. Вы можете только предполагать, что именно произойдет через некоторое время.
   С другой стороны, люди придумали много методов для прогнозирования экономики. Хотя за последние 25 лет четыре из пяти мировых экономических кризисов неожиданны для всех.
   Но не все так серо и скучно. У предпринимателей есть инструменты, которые позволяют с некоторой степенью уверенности предсказать, что произойдет с их бизнесом в перспективе.
   Методы просты, и их используют многие успешные люди. Повторю еще раз – успешные люди. Никто из начинающих предпринимателей, проигнорировавших возможность узнать и применить на практике инструменты прогнозирования и предвидения, не сумели построить успешный бизнес. Я имею в виду компании, которые и составили 80 % фирм, вылетевших из бизнеса в первую пару лет работы.

   Неопределенность

   Неопределенность – бич бизнеса. Давайте посмотрим, что нужно знать и как действовать начинающим бизнесменам в условиях неопределенности.
   Первое, что нужно усвоить: будущее не является предопределенным. Во-вторых, необходимо ответить на вопрос о том, как поведут себя рынки и потребители в этих условиях.
   Есть различные уровни неопределенности. Экономисты говорят о четырех таких уровнях.
   Ваша задача заключается в том, чтобы подстроиться к этим уровням неопределенности. Найти методы, которые позволят создать вам стратегию, приспособленную к тому или иному уровню неопределенности.
   Существуют различные методы борьбы с неопределенностью. Используя методы, которые представлены далее, вы легко сможете просчитать, что может произойти с вашим бизнесом. Вы сможете предсказать будущее своего рынка (ниши) и разработать сценарии для действий своей компании.
   Из четырех уровней неопределенности малый бизнес интересуют только два.
   1. Первый, самый простой уровень. На этом уровне действует традиционная микроэкономическая модель, что дает возможность построить один прогноз будущего развития событий. Неопределенность имеется, но она небольшая. Самое простое решение – проанализировать историю развития того или иного рынка, а затем, на основании полученных данных, перенести ситуацию на будущее. В наибольшей степени этот метод подходит для растущих рынков. В периоды кризисов необходим более тщательный анализ, в котором учитывается как поведение потребителей, так и скорость падения рынков.
   С неопределенностью первого уровня сталкиваются, например, сети магазинов или ресторанов быстрого обслуживания. Все предсказуемо. Более или менее.
   2. Второй уровень неопределенности показывает, что однозначно прогнозируемой картины завтрашнего дня не существует. Есть несколько различных сценариев будущего – хороший, плохой и средний. Определить, какой из них окажется реальным, трудно.
   Третий и четвертый уровни неопределенности в малом бизнесе не рассматриваются. Хотя если кому-то станет интересно, то попробуйте разобраться. Приз – Нобелевская премия по экономике! Обычных предпринимателей эти уровни неопределенности не интересуют в силу непредсказуемости. И не стоит тратить на них время.
   На третьем уровне неопределенность характеризуется ограниченным числом измерений. Сценариев не построишь, а если сделаешь, то они будут неверны.
   На четвертом уровне компании действуют в условиях полной непредсказуемости. Попытки предсказать их будущее сравнимы с поисками иголки в стоге сена.

   Глава 8
   Определение степени привлекательности рынка

   Прежде всего вам необходимо определить, на каком рынке вы собираетесь работать. Какую нишу вы выберете? Насколько она привлекательна для начала бизнеса?
   Ведь может так случиться, что вам понравился рынок и вы считаете, что он подходит для ваших способностей. И лишь потом выясняется, что этот рынок давно стагнирует или перешел в фазу спада и угасания. Прежде чем начать работу, следует внимательно проанализировать привлекший ваше внимание рынок и определить, что на нем происходит. Более подробно вопросы исследования рынки рассматривались в моей книге «Матрица эффективных продаж и маркетинга».
   Какой рынок, его сегмент или ниша являются наиболее привлекательными с точки зрения развития бизнеса?
   Для того чтобы ответить на этот вопрос, не обязательно лезть в дебри, подыскивать специальные программные продукты и заказывать исследование у маркетинговых компаний. Достаточно заполнить приведенный ниже вопросник. Он позволяет определить привлекательность рынка для малого бизнеса. Данные берутся из открытых источников и проведенных уже исследований (в интернете).
...
   ВОПРОСНИК
   Определение степени привлекательности рынка
   1. Размер рынка
   Объем рынка (в номинальном и денежном выражении) ________
   Потенциальный объем рынка (в номинальном и денежном выражении) ______
   Степень насыщения (= потенциал рынка / объем рынка) ___________
   Темпы роста рынка (сегмента) ________
   2. Качество рынка
   Рентабельность рынка (покрытие постоянных расходов, доход с оборота, оборот капитала) __________
   Прибыльность рынка __________
   Жизненный цикл рынка, продукта и бренда ________
   Существующий уровень технологий________
   Количество и структура потенциальных потребителей_________
   Стабильность поведения потребителей __________
   Искушенность и опыт потребителей_________
   Барьеры для вхождения на рынок новых компаний _________
   3. Конкурентная среда
   Количество конкурентов____________
   Стратегии конкурентов_____________
   Интенсивность конкуренции_________
   Ценовая политика________
   4. Окружающяя среда
   Действие инфляции и дефляции________
   Выбранный рынок и законодательство____________
   Изменения в общественном мнении__________
   Основные риски ___________

   Ответы на многие из перечисленных выше вопросов вы уже знаете. Далее будут рассмотрены такие понятия, как жизненный цикл, барьеры на входе на рынок, основные риски и объем рынка (ниши или сегмента).
   От того, как растет рынок, от темпов его роста зависит прибыльность!

   Глава 9
   Темпы роста рынка

   Предположим, вы получили данные об объеме некоего рынка (например, стоимостный объем рынка автосервиса; соответствующие данные можно найти в интернете на сайте Росстата). Ваш следующий шаг – определение темпов роста во времени, для того чтобы оценить объем рынка в будущем.
   Где вы будете работать? И стоит ли это делать?
   Как сделать прогноз рынка (оценить его объем)?
   Сразу отмечу, что прогноз может распространяться как на рынок в целом, так и на отдельные его сегменты или ниши.
   Существуют разные методы оценки. Вы можете изучить историю рынка и оценить динамику развития за последние 5–7 лет. До недавнего времени, до кризиса, многие рынки росли высокими темпами, обгоняя рост ВВП России иногда в разы. Однако сейчас рост многих рынков замедлился.
   Анализ роста рынков, при котором использовались исторические данные, ограничен и требует осторожности при прогнозе. Вам остается только попробовать предсказать направление, в котором будет развиваться ваш рынок, и определить его дальнейшую динамику (рост, стагнация или падение). С помощью чего можно сделать прогноз? С помощью факторов.
   Необходимо определить и измерить, если это возможно, факторы, которые могут повлиять на рост рынка. В качестве примеров определения основных факторов влияния на развитие и объем рынков можно привести следующие:
   1. Растущий рынок мобильного интернета. Его развитие определяется следующими факторами:
   ● увеличение количества компаний (всех видов бизнеса);
   ● расширение географических территорий их деятельности;
   ● рост числа различных торговых сетей различного формата;
   ● рост численности экономически активного населения городов;
   ● увеличение количества людей, имеющих коттеджи и индивидуальные дома;
   ● развитие новых технологий;
   ● процесс технологичного обновления оборудования для мобильного интернета;
   ● увеличение осведомленности потенциальных потребителей о мобильном интернете;
   ● увеличение маркетингового давления на рынке;
   ● снижение стоимости услуг;
   ● снижение стоимости индивидуального оборудования для абонентов.

   2. Рынок кормов для домашних животных. Факторы роста:
   ● увеличение доходов населения в городах;
   ● рост среднего класса в России и СНГ;
   ● увеличение количества людей, которые содержат домашних животных;
   ● усиление маркетинговой активности основных производителей на данном рынке;
   ● на рынке будет увеличиваться количество новинок, на любой вкус и кошелек, что будет стимулировать потенциального потребителя на покупку кормов разных сегментов (сухие корма для кошек, собак, консервированные корма, деликатесные корма и специализированные корма);
   ● изменение цен на всю продукцию рынка. Эластичный спрос.

   3. Рынок беспроводного широкополосного доступа (протокол WiMAX) быстро расширяется, следуя за развитием таких факторов как:
   ● рост крупных компаний и МСБ (увеличение бизнеса, количества работников);
   ● расширение географических территорий деятельности компаний;
   ● рост числа различных торговых сетей различного формата;
   ● рост городов (увеличение количества служб обеспечения деятельности этих образований);
   ● рост числа людей, имеющих коттеджи и индивидуальные дома;
   ● развитие новых технологий (WiMAX);
   ● начался процесс обновления и покупки нового оборудования (протокол WiMAX);
   ● увеличение осведомленности потенциальных потребителей о беспроводном широкополосном доступе;
   ● снижение стоимости услуг;
   ● снижение стоимости индивидуального оборудования для абонентов WiMAX.

   4. Рынок СНиН (соки и нектары). Рост рынка обеспечивают следующие факторы:
   ● увеличение доходов населения;
   ● потребление соков и нектаров в городах и сельской местности будет сближаться, особенно благодаря переходу части населения на потребление соков и нектаров в нижнем и среднем сегментах;
   ● усиление маркетинговой активности основных производителей на соковом рынке. Соковые рекламные бюджеты уже сегодня стоят на одном уровне с чайными, пивными и водочными. Сокращение этих бюджетов в будущем едва ли возможно. Наоборот, в связи с усилением конкуренции и вступлением России в ВТО они будут расти;
   ● на рынке будет представлено еще большее количество новинок, на любой вкус и кошелек. Это будет стимулировать потенциальных потребителей к покупкам;
   ● снижение цен на всю продукцию рынка СНиН.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация