А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Арбитражный процесс. Шпаргалка" (страница 1)

   Ильдар Резепов
   Арбитражный процесс. Шпаргалка

   1. История становления арбитражных судов в России

   Первое упоминание о существовании особых судов для торгового сословия в России имело место в 1135 г. Как система коммерческие суды в России появились в начале Х!Х в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции.
   После введения в действие судебных уставов в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно. Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу ХХ в. их осталось только четыре – в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе.
   В 1920-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.
   Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась сугубо ограничительно, и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах.
   В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.

   2. Преобразование системы арбитражных судов

   В связи с принятием в 1991–1992 гг. Закона РФ «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. Становление новой экономики и отказ от административного руководства экономикой привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях координации и равенства. Это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции РФ было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти РФ.
   Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.), который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и Арбитражного процессуального кодекса РФ, который действовал до 2002 г.
   Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ тщательно регулирует порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывает международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Такое развитие системы арбитражных судов позитивно и способствует в целом положительной динамике судебной реформы в России. Содержание нового АПК РФ можно свести к двум основным категориям – преемственности (учету сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремлению осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).
   Принятие нового АПК РФ является значимым событием для развития всей судебной системы нашей страны. Можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе РФ, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. Наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, поэтому законодательство в этот период носит переходный характер и требует постоянного обновления.
   Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана система правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как друг перед другом, так и перед государством.

   3. Система и структура арбитражных судов: понятие, признаки, различия

   Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.
   Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесенные к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов судебной системы.
   Систему арбитражных судов в РФ составляют в настоящее время:
   1) Высший Арбитражный Суд РФ;
   2) федеральные арбитражные суды округов;
   3) арбитражные апелляционные суды;
   4) арбитражные суды первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).
   В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры. Статьи 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных судах» относят к ведению арбитражных судов
   рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и любой другой предпринимательской деятельности. Так разграничивается компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции. При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющих разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражного суда является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений, которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.
   Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
   При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду.

   4. Право на обращение в арбитражный суд: понятие и характеристика

   Право на обращение в арбитражный суд – предусмотренное законом право обратиться в арбитражный суд с целью защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
   Возможность каждого заинтересованного лица обратиться за судебной защитой в соответствующий компетентный суд России, в том числе и в арбитражный, предусмотрена ст. 46 Конституции РФ. Право на обращение в арбитражный суд сформулировано в виде общего дозволения: любое заинтересованное лицо вправе обратиться за судебной защитой. При этом в качестве наиболее общих условий возникновения права на обращение в суд выступают процессуальная правоспособность и подведомственность. Новый АПК РФ исключил институт отказа в принятии заявления. Поэтому в зависимости от характера юридического факта и времени его установления возможно оставление заявления без движения, возвращение искового заявления, что не препятствует обращению к арбитражному суду. При установлении факта неподведомственности (полной или временной) на стадии судебного разбирательства арбитражный суд вправе прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.
   При характеристике права на обращение в арбитражный суд как элемента конституционного права на судебную защиту следует иметь в виду его абсолютный характер.
   В соответствии со ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах, и арбитражные суды в своей практической деятельности строго руководствуются этим положением.
   Следует также иметь в виду, что право на справедливое судебное разбирательство, установленное в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в качестве одного из элементов включает и право участника спора на эффективный доступ к суду, правомочному разрешить его дело.
   В арбитражном процессе право на судебную защиту в суде первой инстанции реализуется в форме подачи иска либо заявления. Основным способом возбуждения дела является подача иска, поскольку заявлением возбуждаются только дела из публичных правоотношений, особого производства и о несостоятельности (банкротстве). Этим и определяется значение изучения права на предъявление иска в арбитражном процессе.
   Реализация права на обращение также возможна путем подачи жалобы. Жалоба подается при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций. Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе обратиться в арбитражный суд с представлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация