А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Арбитражный процесс. Шпаргалка" (страница 17)

   65. Основные источники права, регламентирующие исполнение арбитражных постановлений

   Регулирование исполнительного производства как стадии арбитражного процесса осуществляется различными правовыми актами. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» крайне сузил нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти.
   В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательство РФ об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий в рамках арбитражного процесса, помимо указанных законов, можно отнести следующие федеральные законы.
   АПК РФ. В соответствии со ст. 182 АПК РФ решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Таким образом, АПК РФ прямо относится к числу источников исполнительного законодательства в РФ.
   ГПК РФ. Поскольку нет иного перечня видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то следует руководствоваться ст. 446 ГПК РФ.
   ГК РФ. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350 ГК РФ), порядок проведения торгов (ст. 447–449 ГК РФ). Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК РФ о собственности, об обязательствах и др.
   Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». В этом законе урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражных судов.
   Федеральный закон от 24 июля 2002 г № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В этом правовом акте урегулированы вопросы порядка оспаривания и исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи.
   Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства.
   К источникам права, регулирующим арбитражные постановления, относятся:
   1) нормативные акты Правительства РФ;
   2) международные договоры, ратифицированные в установленном порядке;
   3) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

   66. Характеристика субъектов исполнительного производства

   Участники стадии исполнительного производства в арбитражном процессе подразделяются на четыре большие группы:
   1) органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства;
   2) арбитражный суд;
   3) лица, участвующие в исполнительном производстве;
   4) лица, содействующие совершению исполнительных действий.
   В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов арбитражного суда возлагается на службу судебных приставов.
   Служба судебных приставов носит по своей организации и соподчиненности вертикальный характер. Возглавляет ее Главный судебный пристав РФ. На региональном уровне действуют службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а на местах – районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и будут заниматься непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и исполнению исполнительных документов, а возглавлять их будут старшие судебные приставы.
   Участие арбитражного суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему:
   1) разрешает вопросы о предварительных обеспечительных мерах как гарантии будущего исполнения его решения;
   2) разрешает самые различные споры в сфере исполнительного производства;
   3) осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава.
   К числу лиц, участвующих в исполнительном производстве, относятся стороны исполнительного производства – взыскатель и должник и их представители.
   Стороны представляют собой главных участников исполнительного производства, поскольку от их юридических действий зависит развитие данной стадии арбитражного процесса.
   Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Стороны исполнительного производства вправе выступать через своих представителей.
   К числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий, относятся различные субъекты. К ним относятся, например, переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, работники органов внутренних дел и другие лица, которые так или иначе осуществляют определенные обязанности в связи с осуществлением исполнительных действий.

   67. Процессуальный порядок исполнения арбитражных постановлений

   Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.
   В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения (не более пяти дней), судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Указанный сбор взыскивается сверх суммы долга и поэтому при недостаточности имущества должника для погашения задолженности перед всеми взыскателями уменьшает возможности взыскателей, особенно последних очередей, на получение присужденного.
   Кроме того, в случае несвоевременного осуществления исполнительных действий по исполнительному листу организацией взыскатель вправе предъявить к организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины.
   При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Таким образом, если требование относится к взысканиям третьей очереди, то до полного удовлетворения требований предыдущих (первой и второй очереди) взыскатель третьей очереди ничего не получит.
   При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
   В исполнительном производстве могут быть поставлены вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения. Такие заявления взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя рассматриваются арбитражным судом. Предоставляя должнику отсрочку или рассрочку исполнения, арбитражный суд может принять меры по обеспечению исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ. Вопросы об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматриваются в заседании арбитражного суда с извещением взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении.
   По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по указанным вопросам может быть обжаловано.

   68. Третейские суды, действующие в РФ: понятие и виды

   Третейский суд – это постоянно или временно действующий орган по разрешению экономических споров, которые уже возникли или могут возникнуть в будущем в предпринимательской деятельности сторон третейского соглашения.
   На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды:
   1) создаваемые для рассмотрения конкретного спора;
   2) постоянно действующие третейские суды.
   В первом случае третейские суды создаются самими сторонами, и их деятельность прекращается рассмотрением только данного конкретного спора. К таким судам можно отнести третейские суды, создаваемые на определенный срок, по окончании которого суд перестает действовать. Но, как правило, такие суды создаются редко, так как возникают трудности в случае, если на момент прекращения полномочий такого суда в его производстве находится нерассмотренное дело. Во втором случае речь идет о постоянно действующих третейских судах (институциональных третейских судах), которые могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. д. Основное преимущество институциональных судов состоит в том, что они являются организационно оформленными органами, позволяющими разрешить спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи (в институциональном третейском суде их назначает председатель или президент этого суда).
   Так, при наличии соответствующего соглашения споры с участием предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений (организаций), созданных на территории России, между собой, с их участниками и их споры с другими субъектами права, а также споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, разрешаются Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ.
   При Торгово-промышленной палате РФ функционирует еще один постоянно действующий третейский суд – Морская арбитражная комиссия, которая разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания. К ее подведомственности относятся, в частности, споры по фрахтованию судов; морской перевозке грузов в смешанном плавании; по морскому страхованию и перестрахованию; связанные с использованием судов для научных исследований, добычей полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ и т. д.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация