А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Арбитражный процесс. Шпаргалка" (страница 15)

   57. Основания отмены или изменения решений, постановлений в кассационном порядке

   Основания для изменения или отмены обжалованных актов регламентированы ст. 288 АПК РФ, устанавливающей пределы реализации функциональных полномочий арбитражного суда кассационной инстанции по изменению, отмене обжалованных актов в зависимости от этих оснований.
   Основанием для отмены обжалованного судебного акта в кассационной инстанции является прежде всего незаконность проверяемого акта, несоответствие его требованиям норм материального и процессуального права. Нарушением норм материального права как основанием для отмены судебного акта в кассационной инстанции является неправильное применение закона и неправильное истолкование закона, неверное уяснение его сути и буквального значения, которое привело к урегулированию спорного отношения с отступлением от целей и направленности норм права, предполагаемых законодателем.
   Незаконность судебного акта может быть вызвана несоответствием выводов суда нижестоящей инстанции установленным обстоятельствам. Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет также обоснованность обжалуемого судебного акта в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из пределов кассационного пересмотра. Выводы суда первой и апелляционной инстанций должны основываться на доказанных обстоятельствах дела. Суд кассационной инстанции проверяет правильность оценки тех доказательств и установления тех обстоятельств, которые необходимы для проверки доводов кассационной жалобы и в случаях предусмотренных законом отступлений от общего правила о пределах кассационного пересмотра. Неправильное установление отдельных обстоятельств дела само по себе не является достаточным основанием для отмены обжалованного судебного акта в кассационной инстанции, если это не привело к неправильным выводам о правах и обязанностях участников спора.
   К числу безусловных оснований отмены обжалованного судебного акта отнесены следующие нарушения норм процессуального права:
   1) рассмотрение арбитражного дела судом в незаконном составе;
   2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
   3) нарушение правил о языке судопроизводства при рассмотрении дела;
   4) принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
   5) неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении и постановлении;
   6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;
   7) нарушение правила о тайне совещания судей.

   58. Отличие пересмотра вступивших в законную силу решений в порядке надзора от апелляционного и кассационного производства

   Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
   Кассационная и надзорная инстанции в отличие от апелляционной, проверяют только законность оспариваемых судебных актов, т. е. соблюдение судом норм материального или процессуального права по имеющимся в деле материалам.
   Кассационная и надзорная инстанции не вправе оперировать какими-либо новыми материалами. Они сосредоточивают свою деятельность только на проверке законности оспариваемых судебных актов.
   При различии апелляционной и двух вышестоящих инстанций обращает на себя внимание наличие полномочий, которые сближают кассационную и надзорную инстанции. Суть этого сходства состоит в том, что обе эти инстанции выполняют одну функцию – проверяют законность оспариваемых судебных актов. Их сближает в данном смысле то, что они призваны обеспечивать единство практики применения закона всеми арбитражными судами субъектов РФ.
   В то же время основания для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции шире оснований для надзорного пересмотра.
   Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в отличие от кассационных судов (их в России 10) является исключительной судебной инстанцией. Для рассмотрения вопроса о возможности пересмотра судебного акта в порядке надзора установлены особые правила.
   Главное состоит в том, что в обращении заинтересованного лица должны быть приведены основания для надзорного пересмотра. В отличие от кассационной жалобы, при подаче которой дело будет в обязательном порядке рассмотрено арбитражным судом кассационной инстанции, одного обращения в Высший Арбитражный Суд РФ для рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ недостаточно.
   Только указанные в АПК РФ основания влекут за собой пересмотр судебного акта в порядке надзора.
   Лицам, участвующим в деле, предоставляется значительно больше процессуальных возможностей для обжалования решения суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке. Только после того, как эти возможности будут исчерпаны, т. е. полностью использованы, заинтересованное лицо может поставить вопрос о надзорном пересмотре.
   Особый порядок пересмотра вступившего в законную силу судебного решения состоит также в том, что АПК РФ установил трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, в пределах которого может быть подано обращение в высший судебный орган по экономическим спорам.

   59. Упрощенное производство: сущность, цели и значение

   По общеизвестному правилу суд (в том числе и арбитражный) должен быть «скорым и правым». Данное правило остается актуальным и на настоящий момент. Говоря современным языком, конституционная гарантия судебной защиты заключается в оперативном, эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников арбитражного процесса.
   Упрощенное производство – это новый вид производства в арбитражном процессе, ранее не известный арбитражному процессуальному законодательству России, новый институт арбитражного процессуального права. Однако его появление вызвано объективными причинами и всей историей развития как арбитражного процессуального, так и гражданского процессуального права.
   Кроме общепринятой классификации арбитражных дел, на практике их можно условно разделить по уровню сложности. Одни требуют совершения больших действий, а следовательно, и большего времени на их рассмотрение, другие – меньшего, так как не представляют большой сложности для рассмотрения. В этой классификации особняком стоят дела бесспорного характера; дела, по которым требования истца признаны ответчиком, а также дела, связанные с рассмотрением исков с незначительной суммой требований. Все указанные категории дел могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.
   Цель введения упрощенного производства – процессуальная экономия средств и времени как арбитражного суда, так и участников арбитражного судопроизводства. Однако при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи арбитражного судопроизводства, указанные в ст. 2 АПК РФ, а также соблюдаться основные принципы арбитражного процесса.
   Значение упрощенного производства в арбитражном процессе вытекает из его сущности и целей.
   Упрощенное производство позволяет дополнительно арбитражному суду:
   1) повысить оперативность рассмотрения арбитражных дел за счет сокращения срока рассмотрения отдельного дела (сокращенный месячный срок с момента поступления дела в арбитражный суд по сравнению с общими правилами);
   2) улучшить как эффективность работы самих арбитражных судов, так и исполнимость принимаемых ими актов;
   3) улучшить эффективность защиты нарушенных и оспоренных прав и законных интересов участников арбитражного процесса;
   4) разгрузить арбитражные суды;
   5) сократить материальные расходы и временные затраты на рассмотрение арбитражных дел, не нуждающихся в сложной и дорогостоящей процедуре.
   В общем, упрощенное производство в арбитражном процессе является своевременным шагом в развитии арбитражного процессуального законодательства и права.

   60. Приостановление исполнения решения, постановления арбитражного суда

   Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако в отличие от иных юридических действий приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
   В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо в обязательном порядке, либо может осуществляться по усмотрению соответствующего суда.
   Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случаях:
   1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;
   2) утраты должником дееспособности;
   3) участия должника в боевых действиях на законных основаниях или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
   4) оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке;
   5) подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
   6) вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом;
   7) предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.
   Исполнительное производство может быть приостановлено по усмотрению арбитражного суда в случаях:
   1) обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом;
   2) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
   3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
   4) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
   5) подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе;
   6) розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
   7) нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация