А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История международного права. Ответы на экзаменационные билеты" (страница 9)

   25. Брачно-семейное каноническое право

   Брак в каноническом праве понимался как соглашение между супругами, а также как основное таинство священного содержания: «Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». Являясь договором, брак определял взаимные права и обязанности супругов. То, что брак был таинством, предполагало его неотменимость. В ходе брачного сожительства создавался кровно-родственный союз супругов, разорвать который люди не могли.
   Основным условием для заключения канонического брака является выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся, присутствие на церемонии посторонних лиц, в т. ч. и родственников, было необязательным. До XVI в. присутствие священника на брачной церемонии не было обязательным, провести за него брачную церемонию мог и мирянин. Также допускалось тайное бракосочетание, а в исключительных случаях – только при свидетелях.
   Из положения о том, что взаимное согласие порождает брак, следовали все остальные главные элементы брачного права. Поэтому проявление согласия было детально урегулировано с юридической точки зрения. Вступать в брак могли все, кому это не было воспрещено.
   Выделялись следующие ступени брака:
   1) обмен обещаниями вступить в брак в будущем. Данный договор помолвки при необходимости мог быть расторгнут одной из сторон, а если обе стороны изъявили желание, то он подлежал расторжению в обязательном порядке;
   2) обмен обещаниями вступить в брак в настоящем, т. е. фактический договор брака;
   3) согласие на половые отношения после заключения брака – завершение брака.
   Согласие на брак должно быть дано по доброй воле. Недостоверные сведения о личности партнера или его существенных и отличительных качествах не допускали согласия, и брак являлся недействительным. Брак признавался недействительным или не заключался в случае принуждения, т. к. в данной ситуации нарушалось добровольность согласия.
   Также существовали следующие условия, соблюдение которых было необходимым при заключении брака (независимо от согласия):
   1) возрастные ограничения. Возраст, с которого разрешалось вступление в брак составлял для мужчин 16 лет, а для женщин – 14;
   2) заключение брака между лицами различной веры являлся недействительным, т. к. обряд крещения был обязательным условием участия в любом таинстве. Но несмотря на указанное положение, заключение брака считалось недействительным между католиком и еретиком, а равно между людьми различных сословий.
   При вступлении в брак добросовестно, но без знания о существующих препятствиях, дети считались законнорожденными, а брак был действителен до официального аннулирования. Такой брак назвали мнимым браком. Причем существовало условие, что такой брак не мог быть аннулирован без подачи иска, а правом на подачу иска обладали только близкие родственники.
   Проведение систематизации семейного права стало необходимым потому, что церковь обратила свое внимание на юрисдикцию церковных властей над совершением таинства брака. Структура семейного права была сформулирована в терминах брака, которые включали законность брака, его недействительность, нарушение брака, тайный брак, отлучение от ложа, собственность супругов.
   Существовали наказания за сексуальные отношения вне брака. Церковь образовала особую систему нарушения нравственности, которая более 5 веков играла большую роль в законодательстве и судебной практике. Церковь осуществляла широкий контроль за брачным правом.

   26. Наследственное каноническое право

   С развитием канонического права церковная собственность стала гораздо лучше администрированной и более экономически полезной и выгодной, чем соответствующие ресурсы государственных властей. Церковь также получила большое богатство благодаря добровольным пожертвованиям входе развития наследственного права, его институтов завещания и дарения.
   Для этого использовалась особая юридическая техника, в результате которой римское право завещания было приведено в соответствие с церковными интересами. Согласно новым правилам только подписанное завещателем завещание имело силу.
   С введением христианства долю покойника перестали хоронить или сжигать с трупом. Его собственность делилась на 3 части: 1/3 – вождю или королю; 1/3 – наследнику; 1/3 – «доля Бога».
   Церковь выделяла две формы дарения:
   1) «дар в предвидении смерти», т. е. предсмертные слова умирающего имели юридическое значение, причем было неважно, записаны они или нет;
   2) «дарение после смерти». Оно имело определенное содержание и не относилось к тому имуществу, которое даритель мог иметь в момент вступления дарения в законную силу, оно не могло быть отозвано.
   Большое значение приобрело церковное нововведение, установленное Юстинианом, согласно которому законная доля прямых наследников соотносилась к законной доле братьев и сестер отца, а также выделялась законная доля Христа, т. е. церкви, и Христос должен был указываться как наследник в каждом завещании.
   Канонисты XII в. на основе германо-христианских институтов и классического римского наследственного права создали свое право завещаний. Из названных систем канонисты позаимствовали следующие положения:
   1) завещание должно быть подписано 7 свидетелями и самим наследодателем;
   2) наследники вправе отказаться от принятия наследства;
   3) право дополнительных распоряжений в пользу отдельных получателей наследства.
   Кроме позаимствованных положений, канонисты добавили святость желания завещателя, т. е. его «последней воли».
   В XII в. появились способы защиты оставшихся в живых супруга и детей от лишения наследства завещателем сначала 1/4 части, затем 1/3 и 1/2, если оставалось 5 и более детей. Каноническое право увеличило наследственную долю и включило под защиту жену, в свою очередь, исключив внуков и родителей умершего.
   Впоследствии выделялось лицо, бравшее на себя владение всей собственностью умершего, которая подлежала распределению. Это лицо называли душеприказчиком, который осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства.
   Если человек умер и не оставил завещания, т. е. не выразил свою последнюю волю, то его имущество следовало употребить на благо его души. Только жене и детям доставалась их законная доля.
   Роль священника в каноническом праве была главной. Он выслушивал предсмертные слова наследодателя, т. е. он был свидетелем последней воли умирающего. Священник также служил душеприказчиком или управителем, принимал завещанное имущество в качестве доверенного лица религиозных организаций или на благотворительные дела. Не последняя роль была отведена и церковному суду.
   Каноническое наследственное право было прямым вмешательством церкви в феодальные, политические и экономические отношения. Государственные власти оказали сопротивление, отказавшись признавать отказы от земли в пользу церкви. Церковь нашла выход, образовав институт доверительной собственности – пользования. Правовой титул на землю передавался мирянину, который держал его как доверенное лицо церкви и ордена. На случай смерти доверенного лица было заготовлено условие о вступлении в должность нового доверенного лица.

   27. Уголовные нормы канонического права

   В сфере уголовного права папа Иннокентий III ввел на IV Лютеранском соборе инквизицию как основной принцип процессуальной техники. В ранний период слова «преступление» и «грех» дополняли друг друга, все преступления были грехами, а все грехи – преступлениями.
   Но уже в конце XI в. между грехом и преступлением было впервые проведено четкое процессуальное отличие. Деяние, которое подлежит наказанию королевскими должностными лицами, каралось не как грех, а как нарушение светского закона. Но принцип разделения церковной и светской юрисдикции жестоко нарушался в отношении еретиков.
   Первоначально ересь рассматривалась как духовный проступок, но начиная с XII в. каралась как измена. Впервые для ее выявления стала применяться инквизиционная процедура и назначаться смертная казнь. Церковь возлагала обязанность на всех светских правителей принимать участие в репрессиях против еретиков. В случае отказа правителей от участия в репрессиях им грозило отлучение от церкви и лишение всех привилегий и владений.
   На Лютеранском соборе было установлено, чтобы церковь не принимала участие в ордалиях (испытаниях, которые применялись в судебном процессе для определения виновности или невиновности лица). К ордалиям относились испытания огнем, водой, железом, судебные поединки.
   Для более эффективного искоренения ереси создавалась особая система инквизиционного трибунала в следующем составе:
   1) инквизиторы. Ими были члены 2 монашеских орденов: доминиканцы или францисканцы. Минимальный возраст инквизитора – 40 лет. Инквизиторы осуществляли основную роль в следствии и процессе, были наделены неограниченными правами. Во главе инквизиции стоял папа, которому инквизиторы безоговорочно подчинялись;
   2) эксперты – юристы, квалификаторы. Они формулировали обвинение и приговор, а также определяли степень вины без детального изучения делом подсудимого;
   3) прокурор. В его обязанности входило представление и поддержка обвинения;
   4) обслуживающий персонал: нотариус, понятые, врач, палач. На нотариусов и понятых возлагалась обязанность скреплять своей подписью показания обвиняемых и свидетелей, что создавало видимость законности, а врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно под пыткой.
   Значение инквизиции не всегда было высоко, она применялась с различной интенсивностью, но цель ее деятельности оставалась неизменной: укрепление и увеличение значения церкви и господствующего класса с помощью преследования инакомыслящих, реальных или вымышленных врагов.
   Одной из мер наказания, которая часто применялась церковным судом, был интердикт, что означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств церковных действий или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог быть применен и к отдельному человеку, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических и юридических прав. Самая суровая мера наказания заключалась в отлучении от церкви, что являлось своего рода религиозным и впоследствии общественным изгнанием. Изгнанный оказывался за пределами церковной общины, и если он умирал, то оставался вечно осужденным.
   В каноническом процессе также популярны были епитимии, эти церковные наказания обладали широким спектром: поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание; тюремное заключение; ссылка на галеры гребцами.
   Канонический процесс получил свое распространение в средневековой Европе. Задача уголовного права средневековой Европы состояла в способности изобличать виновного и подвергнуть виновного государственному наказанию.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация