А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История международного права. Ответы на экзаменационные билеты" (страница 7)

   19. Право Древнего Китая

   В XIV–XIII вв. до н. э. в Китае уже существовало государство Инь. О государственном строе и праве Инь мало что известно. Археологические данные свидетельствуют о том, что в государстве Инь широко применялись все виды земледельческой техники той эпохи: соха, плуг, борона, мотыга и т. д., в связи с чем земледелие стало основной отраслью деятельности. Также велась торговля, присутствовали и денежные отношения.
   На рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда на месте Инь образовалась империя Чжоу (1122 (1050)-256 гг. до н. э.), которая проводила активную внешнюю политику, обычаи. Со временем, в VII–VI вв. до н. э., число их становится велико, и к середине I тысячелетия складываются не просто внешнеполитические, а именно международно-правовые отношения.
   В VII–VI вв. до н. э. в Китае существовало 7 крупных государственных образований и большое количество мелких и мельчайших. Некоторые историки насчитывают их до 200. В связи с большим количеством государственных образований часто вспыхивали междоусобные войны, что образовало политику, получившую название цаньши. Дословный перевод данного термина неизвестен, но приблизительно его можно перевести как «постепенное поедание земель соседей, подобно тому как шелковичный червь поедает листья».
   В IV в. до н. э. по инициативе сановника Шан Яна в Древнем Китае была проведена реформа. В ходе проведенной реформы были узаконены свободная продажа и покупка земель; мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство, необходимо было разделиться и вести каждому свое хозяйство.
   Этой же реформой ликвидированы прежние территориальные деления и постепенно вводились новые территориальные деления – уезды. Для дальнейшего осуществления правительственного контроля за населением была сохранена круговая порука. Каждые 5 крестьянских семей представляли собой первоначальную ячейку – пятидворку. Во главе пятидворки стоял староста, который отвечал перед государством за каждого из своих людей.
   Шан Ян принцип «пятерок» перенес на армию, и солдаты также были связаны круговой порукой (за провинность одного отвечали пятеро).
   В истории Древнего Китая существовали крестьянские революционные войны, крупные по своим масштабам. Так, восстание в 209 г. до н. э. привело к свержению династии Циньской и проведению реформ, ставших наиболее важными в истории Древнего Китая. Входе проведенной реформы было облегчено положение крестьян, освобождены рабы, отменено рабство, общинам возвращено право выбора своего старосты.
   Но впоследствии на крестьян было возложено прежнее бремя с помощью подушного, поземельного и других налогов (как прямых, так и косвенных). Это вызвало новые народные выступления для принуждения правительства к проведению новых реформ.
   Самой главной стала реформа императора Ван Мана (I в. н. э.). В ходе данной реформы продажа земель была запрещена, земли были объявлены государственной собственностью. Можно было владеть только определенным количеством земли – 100-му, владеть большим количеством земли не мог никто. Если у кого-то не было земли, то ее можно было получить по закону. Но спустя 3 года свободная продажа земель была восстановлена.
   В последние века до нашей эры и в первые века нашей эры китайское общество развивалось по пути превращения в феодальное общество: рабы работали на земле, а крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.
   В 18 г. н. э. разразилось крестьянское восстание (восстание «Красных бровей»), которое вынудило правительство к освобождению части работ и изданию закона о запрещении убивать рабов без суда.

   20. Военное право Древнего Китая

   Военная мысль Древнего Китая берет свое начало с периода конфликтов между селениями неолита, которые происходили почти 5000 лет назад. Тактическое ведение боевых действий вызвало необходимость совершенствования оружия.
   Так, ко II в. до н. э. Китай прошел через тысячелетия постоянных военных конфликтов и был объединен в обширную и мощную империю. Появилось много полководцев, и произошло большое количество важнейших сражений.
   На протяжении многих тысячелетий китайская военная мысль, формируя стратегию и совершенствуя правила ведения боя, отражала эволюцию оружия. Следом за ростом численности войск, модернизацией оружия (появилось колющее и стрелковое оружие) совершенствовалась и тактика ведения войны.
   Во времена правления династии Шан большинство военных столкновений происходили в результате набега и стычек между поселениями. С подъемом и утверждением Шан централизуется власть и создается постоянная гвардия численностью около 1000 человек. При необходимости численность гвардии может быть увеличена.
   Проводимые династией Шан войны имели своей целью установление или укрепление сюзеренитета, а также массовый захват пленных и сокровищ. Завоеванная и награбленная добыча увеличивала богатство правящего дома. Некоторых пленников делали рабами и использовали, но большинство из их приносилось в жертву, что было частью шанских религиозных обрядов.
   В течение всего правления династии Шан каждым воином было получено оружие из бронзы. Наиболее распространенным оружием была алебарда, затем копье и лук. В ближнем бою предпочтение отдавалось кинжалам и топорикам, а кожаные доспехи и щиты служили защитой от колющего и метательного оружия. Бронзовые шлемы отражали стрелы и скользящие удары.
   Победив в решающей битве династию Шан, к власти пришла династия Чжоу. Дополнительно к постоянно действующим 6 армиям правители Чжо-усцы организовали 8 армий из побежденных шанцев.
   Независимо от периода времени и династии правления вопросы войны в Древнем Китае занимали одно из первых мест. Китайцы считали, что убийство покоренного человека ведет к несчастью, поэтому к нему не следует прибегать. В ходе ведения войны запрещалось уничтожать святыни, охотничьих птиц, разрушать и сжигать дома, уничтожать инструменты и другие орудия ремесла, деревья, продовольствие, посевы. В битве Сыма Циня под Чонгпингом (250 г. до н. э.) царский ван победил чжоусцев и они сдались, после чего Сыма Цинь нарушил данное обещание даровать жизнь, истребив всех пленных, а их насчитывалось 400 000 человек. Но в большинстве своем пленных продавали или обращали в рабство, а часть первоначально приносили в жертву богам.
   В Древнем Китае Срединная империя представляла собой суверенное и независимое государство. Другие страны либо зависели от нее, либо считалось, что со временем должны будут зависеть. Ни окружавшие империю государства, ни китайские не признавались равными партнерами. Поэтому широкое распространение получили вассалитет и институт признания.
   Китайцы считали, что только первые 7 государств не нуждаются в признании, остальные должны были получить его из уст императора. Только в III–II вв. до н. э. с ослаблением Поднебесной империи наряду с этой конфуцианской доктриной стала складываться мысль о существования политически и юридически независимых от нее государств. Признание было необходимо в случае государственного переворота или смены династии. Различали 2 вида признания: de facto и de jure.
   В том случае, когда ведение войны является невыгодным или рискованным, китайские монархи пользовались политикой цзими – сдерживанием посредством подарков.

   21. Договорное право Древнего Китая

   Применяемая в Древнем Китае политика цзими неоднократно использовалась в отношениях между китайцами и сюнну (хуннами). Такая практика могла принимать форму договоров, в которых дань юридически квалифицировалась как добровольное подношение. Подарки часто скреплялись выдачей в гарем хуннских вождей дочерей китайских ванов.
   В международно-правовых и моральных нормах Китая содержался значительный религиозный элемент, включая и ритуальный. Например князья, прибывавшие ко двору чжоуского вана с данью, должны были очиститься тестом и пройти через специальное «банное подворье». Заключение договоров также сопровождалось жертвами и обрядами. Обычно приносили в жертву быка, его кровью участники переговоров смачивали края губ и окропляли текст, который был написан на деревянных дощечках или бамбуке. Аналогичная церемония проводилась и при достижении устных соглашений.
   В некоторых случаях число участников соглашения было довольно значительным. Переговоры становились своеобразными международными съездами князей. Известны случаи, когда в них принимали участие 12 государств. На таких съездах заключались военные союзы, а также рассматривались иные вопросы, затрагивающие общие интересы. В 651 г. до н. э. была образована лига князей, имевшая характер международно-правового объединения. Вначале членами лиги князей могли быть только китайские государства, но со временем в них начали вступать и другие государства (варвары).
   Главой лиги был «президент» (шуменг). Обычно им был глава наиболее могущественного государства, но иногда и представитель другого государства. После заключения договора об образовании лиги «президент» получал официальные инструкции.
   Договор об образовании лиги князей изготовлялся по числу членов и вручался каждому из них, 1 экземпляр должен был храниться у государства-депозитария. Данный договор подлежал освящению посредством религиозной церемонии. При необходимости договоры об образовании лиги продлевались.
   Договорная практика китайских государств была богатой и многообразной. Соглашения заключались по большому кругу вопросов, но основное место среди них занимали мирные договоры и договоры о союзе.
   Среди договоров Древнего Китая следует выделить те, которые касались территориальных проблем. Нейтрализации подвергались храмы, принадлежащие им непосредственно земли и ряд других объектов (туннели). Со временем в Древнем Китае сформировался принцип непричинения вреда территории другого государства. Однако в основном это правило действовало в отношении рек, которые имели большое транспортное и хозяйственное значение. Одностороннее изменение русла не разрешалось. Для этого было необходимо согласие всех заинтересованных сторон.
   Наличие многосторонних договоров и союзов, а также вассальный характер международных отношений привели к тому, что в Китае имели широкое распространение всевозможные формы посредничества, а также арбитражные суды. Суды проводились императором или отдельными ванами, при их проведении чаще всего присутствовали сами главы государств, что не являлось обязательным.
   Другие переговоры вели не только князья, но и члены правящей фамилии, знатные вельможи и министры иностранных дел. Их должности обычно переходили по наследству от отца к сыну. В Китае получил широкое распространение институт «странствующих вельмож», которые представляли собой профессиональных дипломатов, выполнявших поручения тех или иных государей. Деятельность послов регулировалась специальными правилами.
   Для обеспечения договоров, а также для соблюдения иерархической верности широко практиковалась выдача заложников. Обычно это были сыновья правящих князей.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация