А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История международного права. Ответы на экзаменационные билеты" (страница 2)

   4. Двуречье и Египет

   С образованием первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними складывались отношения, которые со временем стали иметь правовой характер. Первоначально данные отношения были эпизодическими, но уже к концу III в. до н. э. и во II тысячелетии они становятся систематическими, постепенно превращаясь в юридические нормы.
   Образование данных норм относят к более раннему периоду, когда еще при первобытно-общинном строе на основании многовекового обычая сложились первые правила общения между племенами и союзами племен. До наших дней дошли многочисленные примеры, связанные сведением переговоров и постепенным распространением неприкосновенности послов, с проведением религиозных обрядов и принесением клятв, которые представляли собой одно из средств обеспечения заключенных соглашений.
   Правила и обычаи догосударственного общения оказали большое влияние на содержание первых юридических межгосударственных актов. Древнейшим договором признается договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, который был заключен около 3100 г. до н. э. Данный договор подтверждал существование между ними государственной границы и устанавливал неприкосновенность ее знаков. Возникшие разногласия стороны договора разрешали мирным путем. Исполнение договора было гарантировано клятвами и обращением к богам. Текст договора был написан на шумерском языке и высечен на камне. Но данные клятвы не всегда соблюдались, поэтому после вооруженных столкновений вновь возникали прежние проблемы.
   Начиная с середины II тысячелетия до н. э. число дошедших до нас договоров становится значительно больше. Основную массу составляют договоры союзные, договоры о границах, о заключении браков. С развитием Египта и улучшением его внешней политики с государствами и племенными образованиями на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают основное значение. Одним из древнейших и наиболее типичным договором того времени был договор между царем Хаттушилем (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамзесом II в 1300 г до н. э. Кроме основного текста договора, в нем содержится перечень богов, которые «являются свидетелями договора». В договоре также содержатся положения о наказании нарушителя договора и «обещание божьей милости» тому, кто будет соблюдать его условия.
   Субъектами международного права тогда выступали не государства, а фараоны, цари, князья, правители отдельных городов. Отсюда большое количество договоров о браках, в которых урегулированы вопросы приданого, ранга и прав царицы среди других жен и т. п. Наиболее частыми были просьбы и обещания подарков.
   Древневосточная цивилизация не признавала равенства субъектов международного права. В середине I тысячелетия до н. э. считались равноправными субъектами Египет, Вавилон, Митания и Хеттская держава, затем к ним присоединилась Ассирия. Египетский фараон занимал главенствующее положение. Остальные государства были зависимы от Египта как фактически, так и юридически и не претендовали на равенство.
   Уже к концу II тысячелетия до н. э. круг вопросов, решавшихся с помощью международных договоров, значительно расширился. Встречаются договоры о нейтралитете, государственных границах, обмене спорными территориями, укреплении и нейтрализации пограничных крепостей и городов.
   В период ведения войны господствовал безграничный произвол сильного государства, т. к. войны велись ради захвата рабов и господства над источниками воды. Побежденный народ и его имущество становились добычей победителя.
   Нормы международного права, принятые в Египте и Двуречье, были восприняты другими государствами.

   5. Право Древней Греции

   Древняя Греция представляет собой совокупность городов-полисов, где 1 доминирующий полис сменял другой. Древнегреческие рабовладельческие отношения носили частный характер, т. е. рабы принадлежали конкретному владельцу, а не государству в целом. Развитие рабовладельческих отношений сказалось и на международном праве.
   Древние греки понимали под полисом особую политическую единицу, членами его могли быть только свободнорожденные отечественные граждане. Только они могли пользоваться всей полнотой прав, но также и несут ответственность за судьбу своего государства. Поэтому в древнегреческих государствах периодически проводилась проверка «чистоты» гражданства вплоть до 3-го колена.
   Даже в период своего расцвета территории древнегреческих государств были невелики: Фокида, которая включала в себя 22 полиса, располагалась на площади 1650 км2; Эвбея, содержащая 6 полисов, – 3770 км2. Самыми крупными древнегреческими государствами были Аттика и Аргос, которые имели площадь 2550 и 1400 км2.
   С самого начала греки рассматривали в качестве субъектов международного права отдельные полисы или их объединения. На международные отношения греков оказало влияние представление о других народах как о варварах, которые не подчинены правовым нормам. Но в отношении некоторых государств (в особенности Персии) предусматривались некоторые исключения.
   При всех явных и неявных государственных и политических различиях и разногласиях были такие моменты, которые объединяли всех греков как эллинов: общность религиозных представлений и основных культов. В связи с этим все греческие государства рассматривались как равные друг другу, суверенные и независимые. Но это было только формально, на самом деле не было не только фактического, но даже юридического равенства.
   На основании того, что полисы представляли собой субъекты международного права, все внешние отношения велись от имени самих граждан и народного собрания, которое в период расцвета греческих государств признавалось высшим органом в области внешних отношений. Народное собрание назначало послов и принимало их отчеты, объявляло войну и заключало мир. Совместно с собранием этими вопросами ведали и некоторые другие государственные органы.
   Государственной строй Древней Греции отличался от восточной деспотии. Развитие государства в Древней Греции шло по другому пути, в отличие от стран Древнего Востока. Греция не располагала наличием плодородных почв и крупных рек, создать систему орошения почвы было невозможно. Расположение на берегу Эгейского моря способствовало развитию Греции как морской цивилизации. Море играло одну из главных ролей в жизни античного полиса, оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами и колониями.
   Огромным препятствием для политического объединения государства были природные условия, они делали также невозможным и ненужным централизованное управление. Полис являлся самоуправляемой административно-территориальной единицей, со своими границами, имеющими в случае начала боевых действий стратегическое значение. Население древнегреческих городов было неравномерным, от нескольких сотен до 2000 человек.
   Замкнутость полиса (как географическая, так и политическая) при разделении труда делала его зависимым от морской торговли. Каждый древнегреческий город имел свои предметы экспорта и импорта.
   Древнегреческое государство представляло собой закрытое маленькое государство, возникшее посредством соединения нескольких соседних общин. Входе последнего основания греческая община получила название гражданской.

   6. Посольское право в Древней Греции

   В Древней Греции институт дипломатического представительства не имел существенного значения для жизни древнегреческого народа. В связи с чем наличие постоянного дипломатического представительства не являлось необходимым. Посольства носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Исключением являлись отношения с Персией: вопросы, относимые к компетенции послов, не определялись, и время их пребывания было весьма продолжительным (квазипостоянные дипломатические представительства). В большинстве своем речь шла о деятельности, преследовавшей определенные цели. Обычно это было заключение или подтверждение договоров о союзе или мирных договоров, а также принятие и принесение присяги. Hа послов также была возложена миссия объявления войны. Она была противоположной и состояла во вручении документа о ее объявлении.
   Послом мог быть избран один человек, но обычно это были коллегии из нескольких лиц. Коллегии послов из нескольких лиц представляли те полиса, в которых существовали демократические формы правления. В данном случае переговоры велись послами совместно. Но на практике были случаи, когда из-за разногласий послы осуществляли переговоры независимо друг от друга.
   После окончания дипломатической миссии, по возвращении на родину, послы лично и отдельно друг от друга предоставляли отчет совету, народному собранию или другому высшему государственному органу. В исключительном порядке послами могли выступать и иностранцы. Государство снабжало послов деньгами, продовольствием и средствами передвижения, а также другим имуществом, но это было необязательным. Обычно вознаграждение послам носило символический характер. Например в Афинах члены посольства получали вдень 1 драхму, что равнялось плате легковооруженного воина. Поэтому послам приходилось принимать расходы на свой счет. Перед отправлением послам вручались особые грамоты – дипломы.
   В период исполнения своей миссии послы были неприкосновенны. Данная норма была общепризнана всеми древними государствами, и ее нарушение считалось недопустимым. Нарушение рассматривалось как враждебный акт. Если на посла государства было совершено нападение или он был оскорблен, то государство, представителем которого является посол, могло потребовать выдачу виновных.
   Послы пользовались различными почетными знаками внимания: они приглашались на торжественные приемы победы, получали почетные места во время процессии и зрелищ, при совершении религиозных обрядов и пр. Послов торжественно представляли народному собранию, но только после выяснения цели их прибытия.
   Срок пребывания послов в иностранном государстве был ограничен. Так, в 446–445 гг. до н. э. афиняне постановили, что послы Халкидона могут пробыть в городе не более 10 дней, в противном случае их могли выслать. Именно так поступили спартанцы с посольством Андроникида в 392–391 гг. до н. э. Если должностные лица государства не были удовлетворены предварительной беседой с послами, их вообще могли не допустить в столицу полиса.
   От послов следует отличать глашатаев, или вестников. Их функции заключались в передаче письменных или устных посланий. Но и они, как и послы, пользовались неприкосновенностью. В истории был случай убийства афинского вестника мегарянами. Народным собранием было постановлено, «что вражда между Афинами и Мегарами будет вечной и не может быть прекращена путем религиозного примирительного акта или путем отправки посола. Всякий мегарянин, вступивший на территорию Афин, подлежит казни».
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация