А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охрана труда в сфере общественного питания" (страница 1)

   Еналеева Ирина Джамильевна, Калемина Виктория Викторовна
   Охрана труда в сфере общественного питания

   Введение

   Проблема охраны труда всегда была актуальна и обострилась в период научно-технического прогресса, когда человек стал иметь дело с большими энергетическими мощностями, сложными техническими комплексами, электронно-вычислительной техникой.
   Эта проблема стала особенно значимой в настоящее время, когда практически разрушилась сложившаяся за многие годы система охраны труда.
   Развитие предпринимательства, снижение затрат, повышение производительности труда и усиление конкурентоспособности – главные задачи каждого российского предприятия, фирмы, в то время как вопросы охраны труда работающих отнесены на второй план.
   Анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что весьма часто причиной несчастных случаев со смертельным исходом или тяжелыми последствиями, аварий и профзаболеваний является некомпетентность в области охраны труда специалистов и руководящих лиц, которые по долгу службы обязаны заниматься превентивными (профилактическими) мерами по недопущению указанных негативных явлений и несут обязанность за обеспечение безопасности производственной деятельности.
   Неудовлетворенная подготовка персонала в области обеспечения безопасности производственной деятельности непосредственно связана с недостатками его образования, обучения и проверки знаний.
   Травматизм подрывает конкурентоспособность предприятия, отрицательным образом сказывается на его имидже и морально-прихологическом климате трудового коллектива, а высокие показатели безопасности производственной деятельности свидетельствуют об успешном бизнесе. Предприятия, обеспечивающие производственную безопасность, повышают качество выпускаемой продукции.

   Раздел I. Законодательные положения по охране труда и производственной экологии

   Глава 1. Основные законодательные положения и организация охраны труда

   1.1. Основные документы, регламентирующие охрану труда

   Законодательство РФ по охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) (далее – ТК РФ), Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2003 г.) (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов. Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами субъектов Федерации, не могут быть ниже гарантий и требований Федерального закона № 181-ФЗ.
   Согласно Конституции РФ 1993 г. каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 41).
   Определение понятия «охрана труда» дано в ст. 209 ТК РФ:
   Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
   Это понятие раскрывает главное направление обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Охрана труда понимается как система, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
   Данное понятие отражает закрепленное в Конституции РФ (ст. 37) право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
   Предусмотренные ТК РФ как законом прямого действия нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
   В ТК РФ:
   1) определены сфера действия ТК РФ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
   2) определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;
   3) установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работников по обеспечению охраны труда на предприятии;
   3) предусмотрены проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведение медицинских осмотров;
   4) определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных актов и других нормативных актов по охране труда;
   5) предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
   6) определены функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением Федерального закона № 181-ФЗ;
   7) предусмотрены приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований об охране труда.
   В ст. 210 ТК РФ устанавливаются принципы формирования нормативной базы, регулирующей отношения субъектов в сфере охраны труда, разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труд, а также проведения работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления трудом. Положения данной статьи основаны на Конституции РФ и на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах: Конвенции 1947 г. № 81 об инспекции труда и Протоколе 1995 г. к Конвенции 1947 г.; Конвенции 1978 г. № 150 о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 г. № 155 о безопасности и гигиене труда в производственной среде, принятых Генеральной конференцией Международной организации труда.
   Провозглашенный ст. 210 приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим
   Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конференциям Международной организации труда, международным обязательствам России, принятым в рамках Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, и основанным на положениях ст. 7 и 37 Конституции РФ. ТК РФ выдвигает на первое место обязанность организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участников. Первостепенное значение придается сохранению жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности.
   Особое значение приобретает закрепленный в ст. 20 ТК РФ метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации федеральных целевых отраслевых целевых программ улучшения условий труда.
   Федеральный закон № 181-ФЗ установил гарантии осуществления прав работников на охрану труда, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Закон направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. После принятия ТК РФ применяется постольку, поскольку не противоречит последнему.
   С 2000 г. вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 2 декабря 2004 г.), устанавливающий правовые, экономические и организационные основы данного вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Особая направленность указанного Закона связана с переходом на новый вид обеспечения социальной защиты застрахованных по примеру европейских стран, а также с введением механизма экономической заинтересованности работодателей по созданию безопасных и безвредных условий труда за счет дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
   Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 22 августа 2004 г.) устанавливает требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, лифтов, котельных, объектов газового хозяйства и других объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора России. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов требует наличия разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности по эксплуатации таких объектов.
   Требования и порядок осуществления лицензируемых видов деятельности устанавливает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 2 ноября 2004 г.).
   В ст. 9 данного Закона предусматривается обязательное соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований в соответствии с законодательством. В частности, условия труда подлежат государственной экспертизе при лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 21 Федеральный закон № 181-ФЗ.
   Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 22 августа 2004 г.) устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда (ст. 25–27), регламентирует обязательные медицинские осмотры (ст. 34), предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства (ст. 55).
   Ряд законодательных актов Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение государственных требований охраны труда. В гл. 59 Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ч. 1, 2 и 3) (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее – ГК РФ) определены обязательства, подлежащие выполнению вследствие причиненного вреда. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред.
   Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее – КоАП РФ) устанавливает меры административной ответственности, определяет компетенцию соответствующих органов и должностных лиц, а также процедуру производства дел по административным правонарушениям, в том числе в сфере нарушения трудового законодательства.
   В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2004 г.) (далее – УК РФ) установлены меры судебной ответственности за нарушение правил охраны труда.
   Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) определяет основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение пожарной безопасности в производственной сфере связано с трудоохранной деятельностью и является одной из важнейших функций государства.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация