А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Феномен мозга. Тайны 100 миллиардов нейронов" (страница 12)

   Самое агрессивное существо в мире

   В бытовом смысле слово «агрессивность» несет негативное содержание: что-то типа «злобность» или «жестокость». Некоторые ученые понимают агрессию как поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. На то, чтобы напасть, унизить, отнять, жить за чужой счет.
   На латинском языке agressio – нападение, agressidor – нападаю – и как термин позаимствовано из англоязычной научной литературы (aggression).
   Но многие ученые имеют в виду под агрессивностью способность организма активно и постоянно воздействовать на окружающее. Что-то типа «упорства» или «способности повторять действие при неудаче». Именно в таком, более «научном» смысле используют это слово англосаксы, и не случайно, что оно у них – скорее слово «позитивное». Агрессивность – это «упертость».
   Агрессивность является основой для совершения любого действия: будь то манипулирование объектами внешней среды или изменение своего социального положения.
   Человек намного агрессивнее любых других животных, включая крупных хищников. При этом мужчины агрессивнее женщин, цивилизованные народы агрессивнее примитивных, а верхи любого общества агрессивнее низов.
   Человек буквально обречен все время что-то делать. Для безделия он слишком энергетичен. При безделии наш мозг буквально «бесится», требуя впечатлений и работы.
   Нет ничего более важного для человека, чем разумно организовать собственную агрессивность. Для общества нет ничего важнее, чем разумно направить агрессивность своих членов на позитивные цели.
   В частной жизни особенно важно правильно канализировать энергию молодых мужчин: у них, как правило, энергии избыток. Если человек не будет занят устройством чего-то, переустройством, созиданием – он поневоле займется или борьбой за иерархию, то есть направит энергию на подавление остальных членов общества, или направит энергию на саморазрушение или разрушение всего окружающего.

   Куда направить агрессию?

   Если энергия парней не направлена на позитивные цели – она направляется на установление иерархии. Эта энергия высвобождается в виде агрессии. Юноши очень боятся показаться слабыми, неумелыми, «не такими».
   Наивные люди полагают, что это они красуются перед девочками… Если бы! Еще больше они показываются друг перед другом… Это работают инстинктивные программы, сложившиеся еще в дочеловеческом, обезьяньем прошлом. Мальчик-подросток-юноша инстинктивно хочет не просто покинуть родительский дом, но и сделаться самым большим, самым толстым и самым прожорливым самцом. Доминирующим самцом, который будет бить других самцов, совокупляться со всеми самками и сам пожирать все бананы. Не случайно в молодежных бандах объединяются в основном мальчики. Девочки в стаях «неформалов» малочисленны и больше напоминают «полон», захваченный в набеге, а не членов племени.

   Молодежная банда

   Молодежная банда – это строгий научный термин и называется им объединение молодых самцов. Эти самцы еще маленькие, чтобы занять место в иерархии взрослых самцов. Но они уже достаточно большие, чтобы представлять серьезную угрозу: силушка-то почти взрослая.
   Молодые объединяются в банду и покидают пределы стада и живут поблизости. У взрослых агрессия направлена на установление иерархии среди своих. У членов молодежной банды – на внешнюю среду, на заведомо слабейших.
   Для иерархии взрослых они – подонки, и ведут себя соответственно. Известны случаи, когда молодежные банды слонов громили плантации и деревни, переворачивали автобусы – просто так. Примерно как молодежные банды людей раскурочивают автобусные остановки и целые стадионы.
   Известны случаи, когда молодые павианы замучивали детенышей других видов или даже младших павианчиков. Просто так. Чтобы выплеснуть агрессивность да заодно показать власть хоть над кем-нибудь (так мальчишки лет 10–13 насаживают на колья лягушек или поджаривают живьем котят).
   Молодежная банда необходима, чтобы научиться строить общественную систему. Мальчики, юноши в среде своих почти беспрерывно соревнуются, выясняют, кто здесь самый большой, толстый, прожорливый и сексуальный.
   К тому же они объединяются, чтобы совместно бороться за место под солнцем – и с самцами постарше (втроем добре и батька биты, как утверждает украинская поговорка – такая добрая, крестьянская, патриархальная…), и вообще со всем светом. Мир не признает этих полусамцов; каждый из них не представляет почти никакой ценности для вида. Они не дети – о них уже не заботятся. Они не взрослые – их не признают, не принимают. Но вместе они уже сила!
   Есть прекрасные кадры документального фильма: молодежная банда нападает на старого самца павиана. Разинутые пасти, визг, рев, лапы угрожающе загребают землю, хвосты возбужденно задраны. Старый самец оказался еще не совсем развалиной, огрызается жуткой пастью, крутится в разные стороны, кидается, хлещет кровь. На подмогу ему несутся старые самцы, обращая банду в паническое бегство. Вот кого-то схватили, полосуют клыками, рвут лапами, и панически орущий молодой оседает на землю, в лужу собственной крови. Вот кого-то загнали на скалу и беснуются, прыгают внизу; вон кто-то оторвался от остальных преследователей, и молодые насели на него, покусали, погнали назад с топотом и ревом. Прямо как взрослые! Великое дело – пример.
   У людей похожие сцены можно видеть в садоводствах, гаражных кооперативах, в подворотнях. В гаражах взрослые действуют разводными ключами и палками, а молодые швыряются камнями и обломками бетона.
   Что сказать по этому поводу? Если люди хотят жить по законам павианьего стада, они обязательно организуют все необходимое.

   Молодежные коллективы

   Уже первобытные люди нашли великолепный способ канализировать энергию молодежи: они превратили молодежные банды в молодежные коллективы. Вся мужская часть популяции у них проводит некоторое время в особых лесных лагерях или в специальных «мужских домах».
   Там мальчики объединяются с подобными себе, как в банде. Члены таких «мужских домов» татуируются, раскрашивают себя, устанавливают иерархию. Они четко противопоставляют себя остальному человечеству. Они часто имеют некоторые права разбойников – нападать на мирных жителей, отнимать у них пищу, насиловать женщин – то есть доказывать старшим, что они есть и что с ними приходится считаться.
   Есть основания полагать, что «братья-разбойники», у которых живет изгнанная дочка короля из сказок, – это не что иное, как память о «мужских домах». Как и Белоснежка, попадающая к семи гномам. Кто заинтересовался – пусть возьмет книгу В.К. Проппа «Исторические корни волшебной сказки»[60].
...
   Коллектив часто похож на банду.
   Но, кроме того, «братья-разбойники» в мужских домах еще учатся. Учатся мифам и сказкам племени, игре на музыкальных инструментах, учатся делать мужскую работу. Часто такой молодежи поручают выполнение работы не очень квалифицированной, но важной, требующей усилий многих людей, слаженности, лихости: расчистить большой участок леса под пашню, построить дом, пойти в набег на соседнее племя.
   В коллективе подростки получают то же, что и в банде – возможность объединиться и всласть пошуметь… Но не только.
   Молодежный коллектив – всегда часть какой-то более сложной профессиональной среды. В летних школах и лагерях мальчики оказываются не дома, в среде своих (они этого и хотели). Они уединяются в клубы, создают свою символику, порой резвятся не очень приятно. Но все эти признаки банды – часть более сложной системы.
   Мальчики живут и работают в сложно устроенном коллективе, где есть люди разного пола и возраста: такой коллектив и больше заставляет быть разным, многовариантным, дает опыт общения, и он умнее и добрее любой «банды», в том числе и молодежной.
   В таком коллективе тоже есть борьба за иерархию, особенно если в коллективе оказывается несколько парней примерно одного возраста, но, во-первых, эта борьба за первенство – только часть жизни юноши. Во-вторых, сама-то борьба протекает совсем в иных формах. В коллективе иерархия устанавливается не путем выплесков агрессивности, а путем лидерства в учении или в работе.
   В лаборатории, экспедиции, студенческой группе или торговой фирме, на предприятии и на рыболовном корабле вы никому ничего не докажете, порвав кому-то пасть или выткнув моргалы. Тут нужно научиться делать свое дело лучше других парней или делать то, чего не умеет никто. Тогда, и только тогда за вами признают первенство.
   Если мальчик прошел школу коллектива – в банде ему попросту скучно. Душа просит «романтики» – но она просит и содержания.
   Банда от коллектива отличается именно этим:
   1. В коллективе учатся.
   2. В коллективе вместе работают.
   3. Не входящие в коллектив вызывают не злобу, а благожелательный интерес.
   Для подростка очень полезно пройти школу молодежного коллектива и очень вредно – молодежной банды.
   Иногда в газетах и журналах очень сочувственно пишут о бедняжках-неформалах. У них получается так, что мальчику лет 15–16 девать себя решительно некуда, заняться нечем, старшие пристают, заявить о себе хочется, не ребенок уже, а заявить, заставить себя уважать другими способами невозможно.
   Но ведь самоутверждаться, пытаться обратить на себя внимание можно и другими способами.
   В подростковом возрасте все поголовно, в юношеском – большинство еще учатся. Вот уже отличнейшее поле для самоутверждения, канализации энергии, борьбы за иерархию.
   Если способному мальчику учение дается легко, его надо занять помимо учебы. Пусть займется научной работой, пишет статьи в газеты и компьютерные программы, зарабатывает деньги, параллельно учится еще чему-то. Было бы желание! Вот если желания нет, весь оброс двойками, как павиан бородавками, родителей таскают в школу, а от одного вида учебника хочется выть, тогда самая вам дорога на улицу, на лавочку возле подъезда… Прошло то время, когда на таких лавочках сидели идиллические старушки! Теперь на их месте торчат здоровенные жлобы с пустыми глазами и помятыми лицами злоупотреблянтов алкоголем. У них и пароль есть – очень простой:
   – Как меня все заколебало!!!
   Если сил даже для биологического существования нет, продолжать жить – ну ни малейшего смысла, все на свете «заколебало», тогда и правда жить по-человечески невозможно, надо попробовать по-обезьяньи.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация