А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Нострадамус. XX век: новейшая дешифровка" (страница 11)

   Мораль подвига: используй разум для сосредоточения на поставленной светлой цели, чтобы усилием воли сократить время, необходимое для ее достижения.
   ПОДВИГ ТРЕТИЙ: поход за золотыми яблоками Гесперид.
   Вместе с задачей добыть яблоки перед Гераклом открылась третья возможность проследовать по пути, приближающему к божественному статусу. На берегу реки Океан росли священные сады, а в садах стоял великан Атлант (Атлас), который держал на своих плечах небесный свод. Золотые яблоки священного сада обладали молодильным эффектом. Слава об этих сладких плодах дошла до дальних стран, и многие желали получить их. Дочери Атланта нимфы Геспериды охраняли золотые яблоки, которые были подарены богине Гере. Когда Геспериды начали воровать яблоки (за которыми должны были присматривать), чтобы есть их и выглядеть моложе, Гера послала стоглавого дракона Ладона сторожить сад, и воровство прекратилось. Перед Гераклом теперь стояли три препятствия: Атлант, его дочери и дракон (змей) Ладон. Атлант был титаном, братом Прометея. После поражения титанов в титаномахии олимпийские боги стали править миром и всех титанов отправили в Тартар, кроме Атланта, который в качестве наказания вынужден был поддерживать на крайнем западе мира край небесного свода. Но Геракл еще раньше столкнулся с проблемой, даже не отправившись на поиски яблок: никто не знал пути к священному саду. Попутчики, у которых он спрашивал дорогу, ничем не могли ему помочь. В своих поисках он забрел в северные земли, к реке Эридан. Там он увидел прекрасных нимф, божеств природы, которые дали ему совет: путь к садам Гесперид знает морской вещий старец Нерей, но на того следует напасть врасплох, когда он выйдет из морской пучины. После долгих поисков Геракл нашел Нерея на морском берегу и напал на него. Трудной была борьба, оттого что Нерей, пытаясь избавиться от хватки Геракла, принимал всевозможные виды, но Геракл не выпустил его. Наконец он связал Нерея, и тому, чтобы вновь обрести свободу, пришлось рассказать герою тайну пути в сады. Отправившись в нужном направлении, Геракл повстречал великана Антея, который заставлял всех путников бороться с ним. Каждого, кого он побеждал в борьбе (а побеждал он всех), великан убивал. От Геракла он также потребовал биться с ним, и тому ничего не оставалось, как вступить в противостояние. Но оказалось, что и полубогу Гераклу не удается победить злодея – Антей каждый раз, оказавшись на земле, черпал силы у своей матери, великой богини земли. Видя, что ничего не получается, Геракл применил другой прием: оторвал Антея от земли и после тяжелой борьбы задушил его, сдавив грудную клетку и не позволив вдохнуть.
   Далее герой встретил Бусириса, сына Посейдона и Лисианассы, по одной версии – отъявленного обманщика. Его призванием было вводить в заблуждение людей с помощью слов кажущейся мудрости. Он заявлял, что знает истину, и люди ему верили. Он произносил красивые слова, вроде таких: «Мне дано знание истины, так что пожертвуйте ради меня, следуйте угодному мне образу жизни. Только я все знаю, и никто иной, а моя истина правильна, все же остальные истины неверны и ошибочны. Прислушайтесь к моим словам, держитесь меня, и вы будете спасены». Геракл послушал и поддался лживым речам, и каждый день слабело его рвение к предстоящему делу – он уже не помышлял искать священные деревья, полюбил Бусириса, восхищался им и принимал все, что тот говорил. День ото дня слабел Геракл, пока не настал момент, когда любимый учитель привязал его к алтарю, чтобы принести в жертву. Желая освободиться и начав видеть Бусириса в истинном свете, Геракл собрался с силой, присущей богам, и разорвал путы. Он схватил ложного учителя, привязал его к алтарю вместо себя и так и оставил там в наказание. По другой версии, Бусирис был царем Египта, а когда увидел Геракла, спящего в тени рощи на берегу Нила, велел связать его. Проснувшийся Геракл обнаружил, что его собираются принести в жертву его же отцу Зевсу, чтобы прервать многолетние неурожаи в стране. Он разорвал путы и убил у жертвенника самого Бусириса и сына его Амфидаманта.
   В дальнейшем пути к садам Геракл услышал крики боли, а потом его внимание привлек орел, кружащийся над далекой скалой. Приблизившись, Геракл нашел прикованного к скале Прометея, испытывающего страшные мучения. Орел клевал его печень, тем самым причиняя жестокую боль. Имя Прометей означает «предвидящий». Прометей известен тем, что, по Платону, «украл премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или воспользоваться». Прометей передал огонь и сопутствующие ему знания людям потому, что увидел, как все животные были окружены заботой, в то время как человек был наг, бос и невооружен. Зевс покарал Прометея, приковав к скале на Кавказе: прилетающий орел ежедневно выклевывал пленнику печень, вырастающую за ночь вновь. Геракл, сын Зевса, разбил цепи и освободил Прометея, а потом ухаживал за раненым, пока тот не оправился. После этого он опять двинулся в путь.
   Наконец, после многих приключений, настал день, когда измученный опасностями и странствиями Геракл пришел к высокой горе на западе и ярким солнечным днем увидел предмет своих поисков. Но снова его остановило глубокое сочувствие: перед ним был Атлант, качающийся под тяжестью небосвода на плечах.
   Лицо его было искажено, мышцы сведены от напряжения, а глаза закрыты от нестерпимой боли. Геракл с трепетом глядел на него, в полной мере оценив эту тяжесть и усилия обреченного ее поддерживать. Попросив Атланта принести ему яблоки, Геракл избежал схватки со стоглавым драконом Ладоном (хотя по другой версии мифа – дракона он убил), и ему не пришлось также сталкиваться с Гесперидами. Атлант, правда, тоже оказался ушлым товарищем и сказал Гераклу, что сам отнесет яблоки Эврисфею, пока Геракл подержит вместо него небосвод. После ухода Атланта за яблоками Геракл сообразил, что таким образом он навсегда может его заменить, а потому, в свою очередь, позже обманул Атланта, обратно подменившись титаном под надуманным предлогом и оставив его на нелегком посту. Геракл отнес яблоки Эврисфею, и тот засчитал подвиг.
   Теперь разберем подвиг. После того, как Геракл достиг ментального контроля и обуздал быка желания, Эврисфей задает ему задачу добыть золотые яблоки из сада Гесперид. Яблоки издавна фигурируют в мифологии и символизме. В саду Эдема змей дал яблоко Еве, и после вкушения этого яблока возникло осознание добра и зла. Это символический способ рассказать историю появления двух противоположностей в одном. После появления ума появилось также знание двойственности и притяжения пар противоположностей – природы устремления души и природы формы, которая является предметом устремления. Теперь же Геракл стремился за целью, попутно выполняя множество сторонних задач. Надо заметить, что в саду Эдема человеку было дано одно-единственное яблоко, символ обособленности, изоляции. Геракл должен был добыть золотые яблоки в другом саду, в саду Гесперид, где яблоки были символом множественности, синтеза, то есть многих. Он встретил Антея, с которым ему пришлось бороться. Антей известен в мифологии как сын Посейдона, бога вод, и Геи, богини земли. Поэтому, когда он касался земли, своей матери, он был совершенно неуязвим. В своих долгих и упорных исканиях Геракл должен был победить наваждение и иллюзию. Борясь с Антеем, Геракл убедился: он не мог одолеть великана, пока не обнаружил, что тот неуязвим, если касается земли. Как только Геракл поднял Антея в воздух на продолжительное время, Антей ослаб, и герой смог победить его. Близнецы – знак воздуха, переменчивый, непостоянный, общий знак. Иллюзия или наваждение меняется, принимает ту или иную форму. Она относится к видимости, а земля видимость поддерживает, как держит возле себя воздух. Также и с наваждением в другой форме: Бусирис говорил красиво и убедительно, выдавая себя за хорошего человека, но оказался коварным и жестоким. Увидев это, Геракл наказал негодяя.
   Во время дальнейших поисков яблок Геракл освободил Прометея, прикованного самим Зевсом (казалось бы, никто не посмеет этого сделать), а затем помог держать небосвод Атланту, наказанному олимпийскими богами, а значит, тем же Зевсом. Зевс смотрит на самостоятельные действия своего сына, не вмешиваясь. Никто из смертных не смеет нарушить волю Зевса, но деяния Геракла, стремящегося быть причисленным к божественной элите, лишь подвергаются оценке, даже если он влезает в божественные по определению дела. В третьем подвиге Геракл уже «покушается» на высшие решения, отменяя их действие, чтобы продемонстрировать свое право на участие в божественных делах. Это в некотором роде заявка на зрелость, инициируемая самим претендентом.
   Несмотря на неудачи и длительное время, которое потребовалось, чтобы достичь необходимых знаний о двойственной природе многих вещей, Геракл все же получает золотые яблоки. Заметьте, что противоположный Близнецам знак – это Стрелец, лучник, который стреляет прямо в цель: никаких отклонений, никаких неудачных попыток – только неуклонное и верное движение вперед. В знаке Близнецов, относящемуся в основном к активной работе устремленного на физическом плане, Геракл приходит к пониманию себя (как двойственной натуры) и окружения, которое также всегда имеет обратную сторону. В третьем подвиге двойственность во всем: Антей с одной стороны непобедим, но если разобраться, его можно одолеть, оторвав от земли; коварнейший Бусирис притворялся умным и доброжелательным, но все оказалось совсем не так; морской Нерей принимал всевозможные формы, чтобы ввести Геракла в заблуждение в ходе борьбы, но тот всегда находил слабину (согласно мифам, любой, кто одолеет Нерея, получает от него прорицание); наказанным Зевсом Прометею и Атланту никто не осмеливался помочь, нарушил «табу» только сын Зевса, не дожидающийся проявления высшей воли отца, смены его гнева на милость. Молодой Геракл, ищущий молодильные яблоки, противопоставляется зрелому Зевсу и былым его решениям, отголоскам прошлых изгнаний двух титанов, неугодных ему. Но Зевс и Геракл в этом эпизоде – одно целое, лишь противоположные стороны одного целого. Зевс карает, а Геракл милует. Поднимаясь на божественные вершины, Геракл заодно смягчает образ бога-отца – ведь все видят, что это сын сурового Зевса (с молчаливого его согласия) отменяет жестокие наказания (Прометей) или помогает наказанным. Атлант (Атлас) был титаном, а все титаны раньше были богами. Подменить его, хоть на несколько мгновений удержав на плечах небесный свод, – означало сравняться по возможностям с божествами. Не только для того Геракл подменил Атланта на его нелегком посту, чтобы титан нарвал яблок в саду. Похоже, все не так просто в «сказке» у древних греков: Геракл примерялся к божественной ноше!
   В этом подвиге Геракл также сталкивается со сложной задачей сведения вместе двух полюсов своего существа и единения души и тела – так, чтобы данная ему природой двойственность уступила место возможному единству, а противоположности взаимодействовали и слились вместе. Тема двойственности, которая подчеркнута в Близнецах, проходит через множество символов человечества. В масонстве, например, астрологическим символом Близнецов стали два столпа, Боаз и Яхин, которые являются эмблемой этой двойственности. Близнецы также отвечают за взаимоотношения, потому они управляют языком, общением и коммерцией. Интересно отметить, что Геракл попадает под влияние двух сил: своей совести и душевных порывов (высших учителей) и всех ему препятствующих на пути (низших учителей). Его текущая цель тоже из разряда низших целей (по существу, надо украсть яблоки из охраняемого сада), в то время как борьба с преступниками и помощь страдающим на пути к ней – высшие цели. Отсюда, соответственно, его подвиг выглядит весьма «двойственно»: он прошел сквозь благие дела, чтобы совершить преступление на пути к великой цели.
   Вся эта история означает урок, третий из тех, что должен постичь стремящийся к вершине Олимпа, и который невозможно усвоить, пока не будут пройдены испытания в Овне и Тельце. Здесь, в поле взаимоотношений, Геракл должен умом, данным в Овне, зарегистрировать контакт с душой, данной в Тельце, и распознать качества этого контакта. Он больше не может быть созерцательным мистиком, но должен добавить к своим достижениям в Овне (когда поймал кобылиц) оккультное знание реальности из Тельца (когда ему привили уважение и любовь к вышестоящим божествам). В Близнецах он научился отличать правду от лжи, кажущееся от действительного, узнал, что у многого есть двойное значение или обратная сторона. Ему не хватало того, что можно назвать «техникой присутствия», не было привилегии и прерогативы владеть. Однако прикосновение к божествам, распоряжение судьбами богов, царей и титанов (Нерея одолел, Бусириса наказал, Антея убил, Прометея освободил, Атланта подменил) изменило статус Геракла. Из одаренного, но неопытного воина, выполняющего грубую работу в первом подвиге, и из более опытного бойца, выследившего быка во втором подвиге, он превратился теперь в вершителя судеб, но еще зависит от благосклонности богов к его поступкам. Геракл-ученик познал прикосновение высшего «Я», но знает еще недостаточно, чтобы стать равным богам. В Близнецах Геракл получил как возможность выбора, так и свободу выбора. Первое было ему предоставлено, а второе дозволено богами. И после этого уже лишь от качеств героя, от его способности сделать правильный выбор зависел финал миссии.
   Мораль подвига: зри в корень – и не впадешь в заблуждение.
   ПОДВИГ ЧЕТВЕРТЫЙ: поимка керинейской златорогой лани.
   Геракл приступил к следующему заданию царя – погоне за быстроногой керинейской ланью. Решительная Артемида, богиня охоты, следила за движением по земле стремительной лани и при малейшей необходимости отвлекала Геракла и заставляла лань скрываться, мешая его усилиям. С места на место перегонял он лань, но Артемида, защитница целомудрия, ловко вновь и вновь обманывала его. Долго Геракл выслеживал лань, но лишь иногда ему удавалось мельком увидеть ее силуэт, а потом она опять скрывалась в чаще лесов. С холма на холм, из рощи в рощу преследовал он лань, пока наконец не сообразил пойти на хитрость – ранить легкое на подъем животное. У кромки леса в очередной раз Геракл увидел лань, лежащую в траве. Неслышно подкравшись поближе, он выпустил стрелу из лука, полученного от Аполлона, и ранил лань в ногу. После этого он смог подобраться близко к раненой лани и поймал ее руками, чтобы отвести к Эврисфею, который засчитал подвиг.
   Овладев способностями ума в Овне и желанием в Тельце, а в Близнецах придя к осознанию своей двойственной сущности, Геракл входит в Рак. Чему же он научился тут? В Овне он смог поставить ум на службу своим нуждам, обучаясь умственному контролю. В Тельце он получил первую вспышку высшего света, имеющего своей природой власть и ее притяжение, и постепенно становящегося все ярче, по мере его приближения к заветной цели. В Близнецах он не только оценил две стороны своей природы, но бессмертная, душевная сторона начала прирастать за счет смертной, материальной – он получил первую власть над судьбами людей-царей и атлантов.
   Тут же Эврисфей посылает Геракла поймать керинейскую златорогую лань; «лань» по-английски – hind (слово происходит от готского слова, означающего «то, что нужно схватить», то есть речь идет о том, что ускользает и что трудно удержать); англ. hinder переводится как «мешать», «задерживать» или «препятствовать». Это один из самых коротких подвигов героя, но это только открытыми словами в мифе говорится очень мало. Этот подвиг, если разобраться, – один из наиболее глубоких, а его урок необычайно важен. Стремящийся к совершенству не добьется успеха, пока не преобразует свои первоначальные навыки и знания в инстинкт охотника, а охотничий инстинкт – в интуицию. Геракл не может правильно использовать интеллект, пока интуиция не вступит в игру, расширяя возможности интеллекта. Долгая охота не приносила результатов до тех пор, пока Геракл не нашел решение, не проявил терпение и не подобрал удобного момента для того, чтобы сделать меткий выстрел.
   Знак Рака преимущественно знак инстинкта, но высшим выражением инстинкта является интуиция. Как материя сама по себе не одухотворена, так и инстинкт может быть поднят на более высокий уровень и даже превзойден. Тогда он проявляется уже в качестве интуиции, которую символизирует чуткая и пугливая лань. Рак – это знак множества, массы. В центре созвездия Рака расположено скопление звезд Ясли. Оно представляет собой символ коллективной организации человеческого семейства и является одной из причин, по которой этот знак всегда воспринимают как знак масс. В массе правит стадный инстинкт; таким образом, Рак – знак инстинкта, стадной жизни, массовой реакции. Для Геракла, пытающегося выделиться из массы людей и примкнуть к богам, прохождение этого испытания чрезвычайно важно, но и «выделиться», поймав лань, которой всерьез покровительствует богиня Артемида, совсем не просто. В Зодиаке Дендера знак Рака представлен жуком, которого в Египте называют скарабеем. Слово «скарабей» значит «только что зачатый». Знак символизирует, следовательно, еще и новорождение. В данном случае, так как речь идет о совершенствующемся, Геракл испытывает новое рождение, перерождение. Месяц июнь древние египтяне называли «мео-ре», что опять-таки значит «возрождение», так что сам знак и это название постоянно напоминают нам о принятии формы и вхождении в физическое воплощение. Рак – земноводное, он живет и на земле, и в воде. Знак Рака олицетворяет душу, пребывающую в физическом теле, но преимущественно обитающую в воде, которая является символом эмоциональной, чувствующей природы. Рак управляется Луной, которая всегда была матерью формы, управляющей водами и приливами. Древнее представление об Артемиде также связано с ее лунной природой. В Раке Геракл получает прикосновение к более всеобщему чувству, которое является частью массового сознания. Таким образом, оснащенный управляемым умом, способностью замечать озарения, умением контактировать со своим вторым «Я» и интуитивно распознавать, он теперь готов к более значительной работе – уже в отрыве от множества.
   Первые четыре испытания – это была своего рода подготовка Геракла к следующим четырем «тестам»: во Льве, в Деве, в Весах и в Скорпионе, которые будут знаками борьбы за определенные достижения на физическом плане. В них будет запечатлена великая битва, посредством которой сознательная личность, едва-едва выделившись из массы в Раке, будет стремиться к успеху. В созвездии Рака совсем нет ярких звезд, нет ни одной заметной или выдающейся звезды, потому что Рак – знак укрытия, отступления за то, что было построено. Лань только и делала, что скрывалась от охотника. 2000 лет назад, когда складывалась астрономическая терминология, точка зимнего солнцестояния находилась в созвездии Рака, вследствие чего Северный тропик Земли называется тропиком Рака. Название созвездия Рака греки связывали с Гераклом. Они считали, что это был рак, посланный Геро́й, чтобы укусить Геракла за ногу, а Геракл раздавил его, чтобы он не мешал его сражению с гидрой. Геракл претендовал на лань, но на лань претендовала и богиня Артемида. Отобрав лань у богини, Геракл отрывается от человеческого общества и становится на путь приобщения к богам, на путь становления себя как божества.
   Мораль подвига: чтобы достичь успеха, нужно проявить терпение и всегда быть в поиске ускользающей цели.
   ПОДВИГ ПЯТЫЙ: удушение немейского льва.
   Геракл получил пятое задание: спасти людей разоренной земли, которых запугивает лев в окрестностях Немей. Обитатели там жили, прячась в домах и не отваживаясь выходить на свои работы, не пахали землю и не собирали урожаев. По их землям рыскал лев и хватал всякого, кто попадался ему на пути. Его ужасающий рык разносился далеко, поэтому Геракл искал льва, прислушиваясь к его рыку. Наконец ему удалось найти логово льва – то была пещера в каменистой горе. Он вошел в нее следом за рычащим львом. В темной пещере Геракл увидел свет второго (противоположного) выхода и прошел ее насквозь, но услышал льва во тьме позади себя. Подумав над тем, как бы ему обнаружить льва в полной темноте и выгнать его на дневной свет, Геракл придумал следующее: собрал в изобилии лежащие вокруг пещеры ветки хвороста и засыпал один из входов в пещеру, оставшись снаружи. После этого он поджег ветки и стал ждать льва у оставшегося открытым выхода. Через некоторое время он, как и ожидал, увидел льва, покинувшего свое убежище из-за начавшего заполнять его своды дыма. Увидев человека, который казался совершенно лишенным страха, лев зарычал, и от его рычания затряслись молодые деревца, а Геракл схватил лук и стрелу из колчана; уверенно пустил он стрелу во льва. Он попал точно в цель, но стрела упала на землю, не пробив шкуру льва. Опять и опять Геракл стрелял в него – до тех пор, пока не кончились стрелы. Лев оказался неуязвим для стрел самого Аполлона! Дикий страшный зверь приближался к герою, невредимый, однако разъяренный. Кинув свой лук на землю, Геракл с криком бросился на льва, который, в свою очередь, накинулся на Геракла. Обеими руками Геракл обхватил льва; сжимая его горло, в тяжелой борьбе он задушил льва голыми руками, с помощью своей сверхчеловеческой силы. С мертвого хищника герой снял шкуру, которую не брали стрелы, и впоследствии использовал ее в качестве доспехов. Жители Немей получили возможность нормально жить, возделывать землю и собирать урожаи. Подвиг был засчитан.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация