А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Практика Бодхисаттвы" (страница 5)

   Строфа двенадцатая


Пусть кто-то из жадности
пытается отобрать
наше имущество
Или просит другого это сделать;
Подарить ему свое тело,
добро и заслугу трех времен —
Это практика Бодхисаттвы.

   Здесь имеется в виду способность отдать свои самые ценные обладания, такие как тело и имущество. В любой момент могут возникнуть самые разные неблагоприятные обстоятельства, которые осложнят наше существование. Если человек пытается отнять у нас жизнь или добро, причина в его жадности. Он не понимает, что делает. Эта склонность к негативному не заложена в природе человека, просто иногда люди попадаются на удочку жадности. Если мы способны это понять, мы можем превратить неблагоприятные обстоятельства в благоприятные. В противном случае мы испытаем страх и потрясение, желание отомстить или ударить в ответ.
   Если действительно понять, что поступками напавшего человека руководит алчность и что в эту ситуацию мы попали из-за нашей собственной кармы и прошлых негативных действий, – мы перестанем переживать и, может быть, даже научимся дарить другим свое время, имущество и заслугу. Как практикующие, мы способны сосредоточиться на самом драгоценном сокровище – положительной карме. Поэтому мы посвящаем обидчику заслугу трех времен, то есть не только накопленное в прошлом и настоящем, но и все положительные впечатления, которые мы получим в будущем. Посвятить это другим – практика Бодхисаттв.
   Этот стих касался того, как преобразовать потерю во что-то положительное. Следующий посвящен любому виду вреда.

   Строфа тринадцатая


Пусть кто-то приходит,
чтобы отрубить мне голову,
Хоть я не допустил ни малейшей
оплошности;
С сочувствием взять его
негативную карму на себя
Это практика Бодхисаттвы.

   Полагаю, что описанная ситуация весьма маловероятна, – это скорее общий совет о преобразовании серьезных трудностей в нечто полезное. Впрочем, если мы попали не в то место не в то время и рядом оказался не тот человек, то может случиться и такое. Конечно, если кто-нибудь подходит к нам и объявляет о своем намерении отрубить нам голову, сначала мы будем просто потрясены. Но мы пытаемся быть Бодхисаттвами, и, если вдруг с нами приключится нечто подобное, нужно понять – это не случайность, а результат нашей собственной кармы. И что самое важное – обидчик не полностью владеет собой. С таким настроем нужно воспринимать любого, кто совершает такие поступки. Причиной любой ситуации является наша карма, а человеком, который на нас нападает, движет великая сила привычки. Сознавая это, мы испытываем еще больше подлинного сочувствия и любящей доброты. Наш долг Бодхисаттвы – думать о негативной карме, которую существа накопили за многие жизни, накапливают сейчас и будут накапливать в следующих рождениях. Хотя в буквальном смысле взять чужую карму на себя невозможно, мы всем сердцем желаем это сделать – такова практика Бодхисаттвы.
   Теперь мы подошли к совету о положительном преобразовании критики.

   Строфа четырнадцатая


Пусть кто-то злословит обо мне
Во всех трех вселенных;
Хвалить его качества
с любящим умом —
Это практика Бодхисаттвы.

   Критика – это то, что сансарическому человеку труднее всего переварить. Очень трудно научиться преобразовывать ее, будь мы начинающим буддистом, архатом или Бодхисаттвой; наши привычные модели мышления и поведения очень устойчивы. Но нет ничего невозможного. Пусть кто-то в любой из трех сфер критикует наши вредные склонности или действия – например, привычку ковыряться в носу; практика Бодхисаттвы состоит в том, чтобы понять, что это карма самого критикующего: просто он не свободен от гнева.
   Если пойти еще дальше – нужно видеть в этом человеке своего учителя, наставника, опору или зеркало для нашей жизни в Дхарме. Часто мы не видим собственных ошибок. Как правило, из-за своих привычных моделей и склонностей мы считаем, что поступаем верно. Наши собственные дела, слова и мысли всегда хороши, а другие люди неправы.
   В такой ситуации полезным окажется человек, который нас не любит, может подметить наши ошибки и сказать нам о них. Если мы способны так смотреть на вещи, то враги принесут нам столько же пользы, сколько наш учитель Дхармы. Бодхисаттва видит это именно так и относится к врагу с признательностью и благодарностью. Это позволяет накопить еще больше сочувствия и любящей доброты. Если мы сможем следовать совету, который содержится в этом стихе, то есть «хвалить его качества с любящим умом», это будет для нас практикой Бодхисаттвы. Вначале мы признаем положительные качества критикующего, а затем делимся своим пониманием с друзьями в Дхарме.
   Следующий стих посвящен открытому обсуждению наших недостатков.

   Строфа пятнадцатая


Пусть кто-то ругает меня
перед большим собранием,
Публично разоблачая мои
недостатки;
Уважительно поклониться ему
как духовному другу
Это практика Бодхисаттвы.

   Этот стих похож на предыдущий, с той разницей, что описанная ситуация более вероятна в нашей повседневной жизни. Из-за наших привычных склонностей и ошибочных поступков за все свои жизни мы нажили много врагов и обрели много друзей. Если кто-то публично ругает нас перед любым собранием, это причиняет сильную боль, потому что в сансаре мы привыкли холить и лелеять себя. Кроме того, столь же болезненна для нас и критика в адрес наших родителей, членов семьи, друзей и всех, кто нам дорог. Когда о них говорят плохо, нам трудно держать себя в руках. Кажется, будто из самого этого текста следует, что такое восприятие свойственно нам от природы. Но на самом деле наша природа иная, а болезненное отношение к критике – лишь признак нашей подверженности мешающим эмоциям.
   Мы все хотим достичь свободы. Но если мы не способны освободиться из-под власти чувств – при любой внешней свободе и демократии мы так и останемся закрепощенными. И сбросить эти оковы неверного понимания можно, только если научиться видеть «врага» как духовного друга; как сказано в текстах, перед нами Бодхисаттва, настоящий, живой Бодхисаттва.
   Быть рядом с традиционным учителем – это хорошо, это роскошь. Но в некотором смысле это может быть помехой, ведь учитель полон сочувствия. Он не всегда прямо укажет на наши ошибки. Поэтому враг может оказаться даже более полезным учителем, поскольку он способен обнаружить любую нашу негативную сторону и выставить ее напоказ. Если при этом мы видим в нем помощника и духовного друга, то наш долг Бодхисаттвы выполнен.

   Строфа шестнадцатая


Пусть ко мне враждебен человек,
О котором я заботился,
которого лелеял, как сына;
Любить его еще сильнее, как мать
любит больное дитя,
Это практика Бодхисаттвы.

   Это о неблагодарности. Вы добры к кому-то, а в ответ получаете вовсе не сладости, а нечто кислое. Даже если вы и не ожидали взаимности, такая реакция неприятна. Если мы сталкиваемся с подобным отношением, нам опятьтаки нужно взять себя в руки и применять те методы, которые нам уже помогали раньше.
   В жизни мы часто заботимся о ком-нибудь, поддерживаем как только можем. Иногда мы ожидаем чего-то в ответ, хотя в большинстве случаев знаем, что самое благородное – это не рассчитывать ни на что. Но даже если мы ни на что не рассчитывали, а человек ответил нам негативным, неприятным отношением – не стоит питать неприязни, ненависти или других трудных чувств. Следует сочувствовать ему и любить его еще больше.
   Здесь приводится пример любви матери к больному ребенку. Если наш ребенок заболеет, мы совершенно естественно не станем испытывать ни гнева, ни разочарования, какие бы страдания он ни причинял нам своим поведением. Мы, возможно, расстроимся, но наверняка не станем на него сердиться. Нами овладеет не жажда мести, а сильное сочувствие. Многим из вас, у кого есть дети, это знакомо намного лучше, чем мне. Если вы способны так же относиться к врагам, то ваш долг Бодхисаттвы выполнен.
   Следующий стих посвящен тому, как превратить унижение в средство развития уважения и сочувствия.

   Строфа семнадцатая


Пусть человек, равный мне
или более низкий,
Обижает меня из гордости;
Почтительно представлять его
над собой как своего Гуру, –
Это практика Бодхисаттвы.

   Когда человек из нашего же сословия, из той же среды, столь же образованный или обеспеченный или даже стоящий на более низкой ступени, высокомерно пытается нас унизить, мудрость Бодхисаттвы заключается в том, чтобы отнестись к нему как к учителю, помощнику на духовном пути. В тексте это выражено такими словами: «Почтительно представлять его над собой как своего Гуру».
   Мне кажется, что это довольно просто. Нужно понять одно: все это суматошное общественное устройство – слишком расплывчатая идея. Общество построено из очень простых жизней, нагроможденных одна на другую. Они образуют огромный социум, весь беспорядок внутри которого проистекает из неспособности понять, что значит равенство. Мы должны очень хорошо понимать слово «равный». Иначе, когда нас стесняют или оскорбляют из-за сословной принадлежности или должности, мы чувствуем непреодолимую преграду, не умея смотреть на это позитивно. Это может вызвать полный хаос и даже привести к ненужным спорам, вражде или войнам. Вот почему так важно научиться спокойно принимать трудности такого рода и преобразовывать их в средства развития.
   Следующие строки учат нас обращать во благо любые жизненные сложности, утрату имущества или положения.

   Строфа восемнадцатая


Пусть нас одолевают злые духи
и тяжелые болезни,
Пусть все нас обижают,
и становится трудно выжить;
Не теряя присутствия духа,
взять на себя вредную карму
всех существ —
Это практика Бодхисаттвы.

   Здесь говорится обо всех несчастьях в жизни. Это и физические страдания, такие как старость или болезнь, и душевные – например, насмешки или несвобода. Это любые препятствия и трудности – в том числе голод. Для всех существ «жизнь» связана с «животом»: кто сыт, тот выживет. Мы все время стремимся наполнить свой неблагодарный желудок, но как бы мы ни старались, на следующий день он снова пуст.
   Это поучение относится прежде всего к разрушению физического тела, а уже затем – ко всем остальным неприятностям. Если нас одна за другой преследуют всевозможные беды, мы подчас приходим в полное замешательство. Даже если мы, несмотря на удары, сыплющиеся со всех сторон, стараемся быть хорошими и духовными людьми, Бодхисаттвами, – все эти помехи могут породить сомнения. Мы не понимаем, откуда это все, почему – в этой жизни причин не видно. Мы можем сдаться и отступить – в буквальном смысле слова. Хотя именно в подобных ситуациях задача Бодхисаттвы – принять вызов и пройти через это. Даже в такую бурю мы стараемся идти вперед и развивать Просветленный настрой. Мы думаем обо всех существах, которые переживают такие же или даже худшие обстоятельства, и о тех, кто вдобавок не справляется с тяжелыми последствиями негативной кармы. И мы по-прежнему желаем поменяться с ними, взять на себя все их трудности, не теряя мужества, – и движемся дальше.
Чтение онлайн



1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация