А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Пальчиковые игры для детей" (страница 1)

   Татьяна Кислинская
   Пальчиковые игры для детей (29 карточек)

   Добрые ладошки Топ и Шлеп (от 1 года)

   В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Во время чтения первой части стихотворения покажите обе ладошки и «покружите» ими. Во время второй возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальчики, пока он не научится делать это самостоятельно.

Топ и Шлеп так хороши,
Их похвалим от души —
Что за чудо мальчики,
Расскажите, пальчики:
«Раз – конечно, ты хороший,
Два – конечно, ты пригожий,
Три – конечно, ты красивый,
А четыре – ты счастливый,
Пять – конечно, ты любим!»
С другой ручкой повторим.

   Ах и ох (от 2 лет)

   Эту игру-разминку полезно повторить несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом двумя одновременно, постепенно увеличивая темп. На первую и вторую строчки стихотворения ладошки поднимаем вертикально, на третью и четвертую – раздвигаем пальцы врозь, на пятую и шестую – собираем их вместе.

Утром смотрит Топ в оконце —
Поднялось на небе солнце:
Лучики на небесах
Рассыпает солнце – ах!
Тучка ловко этих крох
Собирает вместе – ох!

   Плих и плюх (от 1 года)

   Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под первую, вторую и третью строчки ритмично потираем ладошки, изображая мытье рук и умывание, под четвертую – грозим пальчиком.

Утром Топ водичкой
Моет руки, личико:
Плих и плюх, плих и плюх —
Убегай, грязь, от чистюх!

   Топ и Шлеп (от 1 года)

   Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время пятой и шестой строчек и после, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлеп – шлеп-шлеп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.

Топ и Шлеп повсюду вместе,
По отдельности ни с места —
Топ идет: то-о-оп, то-о-оп,
И Шлеп вперед: шле-е-еп, шле-е-еп,
Топ бежит: топ-топ-топ,
И Шлеп спешит: шлеп-шлеп-шлеп.

   Как-кап-кап (от 1 года)

   В этой игре, развивающей помимо всего прочего ловкость рук, во время чтения первой и второй строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения третьей – соединяем кончики пальцев правой и левой руки (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения четвертой – поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.

Кап-кап-кап закапал дождик.
Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
Раз, два, три, четыре, пять —
Дождику нас не достать.

   Хлип и хлюп (от 1 года)

   Эту увлекательную для малыша игру проводим так: читая первые две строчки стихотворения, шлепаем ладошками по столу или коленям. Под чтение третьей складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под чтение четвертой, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца.

Вот идут купаться братцы,
Чтоб поплавать, поплескаться,
Прыгнут в пруд – то там, то тут
Раздается «хлип» и «хлюп».

   Хряп и тяп (от 1 года)

   В этой сюжетной игре под чтение первых четырех строчек стихотворения изображаем движения дровосека. Читая пятую, складываем ладошки лодочкой, под шестую поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении седьмой дуем на парус, и ладошки-лодочка движется вперед со словами «поплыли».

Громко топоры стучат:
Хряп-тяп, хряп-тяп —
Братцы лодку мастерят:
Хряп-тяп, хряп-тяп.
Лодку на воду спустили,
Парусами снарядили
И поплыли.

   Чик-чик (от 1 года)

   В этой энергичной игре под чтение первых четырех строчек стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под чтение пятой и шестой строчек сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая седьмую строчку, пальцы собираем в щепоть – «солим салат», под восьмую слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед.

Если резать все подряд —
Будет кукольный салат.
Братцы овощи мельчили:
Чик-чик, чик-чик,
Братцы овощи мешали:
Жмых-жмых, жмых-жмых,
А потом все посолили,
Куклу Машу угостили.

   Шик и пшик (от 1 года)

   Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку ладонью вниз, а правую руку – ладонью вверх. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую кладем ладонью вниз, а левую – тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.

Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой,
Повернем на бок другой.

   Хруп и хряп (от 2 лет)

   В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время прочтения второй половины – изображаем шитье иголкой.
   Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Топ и Шлеп рубашку шили —
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп, хруп-хряп.
Все разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!

   Тук и стук (от 1 года)

   Во время этой интересной игры стучим попеременно одним кулачком по другому и наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой стихотворения кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».

Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают тук-тук-тук,
Раздается стук-стук-стук.

   Тяп-ляп (от 1 года)

   Во время этой интенсивной игры имитируем процесс вымешивания теста: на первую, вторую и третью строчки очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно); на последней строчке совершаем руками такие движения, как будто лепим снежки.

Топ со Шлепом вместе
Месили тили-тесто:
Месим тесто – стряп-стряп,
Пышки лепим – тяп-ляп.

   Гол! (от 2,5 лет)

   Для проведения игры скатайте небольшой комочек из фольги, бумаги или пластилина (это будет мяч) и смастерите ворота из трех спичек. С помощью пластилина укрепите ворота на столе. Указательным и средним пальцами (остальные прижаты к ладони) погоняйте «мяч» по столу, перекатывая его друг другу. Постарайтесь забить гол – попасть мячиком в ворота.

Топ и Шлеп в футбол играли —
«Гол!» – болельщики кричали.

   Ко-ко-ко (от 1 года)

   Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим ею по левой раскрытой ладони, будто курочка клюет зерно.

Курочка клюет зерно,
И горошек, и пшено.
Спеть с ней песенку легко:
«Вот спасибо – ко-ко-ко!»

   Цып-цып-цып (от 1 года)

   Пальцы одной руки складываем в щепоть и изображаем, будто сыпем зернышки.

А у курочки-наседки
Есть цыплята – ее детки.
Ты им зернышек подсыпь:
«Вот обед ваш – цып-цып-цып!»

   Кря-кря-кря (от 1 года)

   Руками имитируем движения пловца.

Утка любит водоем —
Как легко ей плавать в нем!
Поплывем потом в моря:
«До свиданья! – Кря-кря-кря!»

   Га-га-га (от 1 года)

   Пальцами руки, сложенными в щепоть, имитируем пощипывание травки клювом птицы.

Щиплет травку белый гусь —
Я его чуть-чуть боюсь.
Любит речку и луга:
«Как красиво – га-га-га!»

   Ку-ку (от 1 года)

   Ладошками то закрывайте, то открывайте лицо.

А кукушки не скучают —
В прятки весело играют.
Я найти их не могу —
Всюду слышится «ку-ку!»

   Мяу-мур (от 2 лет)

   Эту ролевую игру проводим, положив обе ладошки на стол или на колени. Во время прочтения всего стихотворения, приговаривая «мяу-мур», то расправляем ладошки, то подгибаем пальчики, не сжимая в кулачок. Сначала делаем это двумя руками одновременно, а потом по очереди: одна ладонь выпрямлена, другая сжата, и наоборот.

«Мяу-мур» – запел коток,
Точит острый коготок.
Мягонькие лапки —
Острые царапки.

   Шлеп-клеп-теп (от 2 лет)

   Для проведения этой игры руки надо положить на стол или на колени. Под слово «шлеп» ладони следует прижать к столу (коленям); под слово «клеп» – одновременно сжать два кулака, под слово «теп» – поставить ладонь на стол боковой стороной (ребром). Слова «шлеп», «клеп», «теп» можно затем использовать для наращивания темпа основных движений, уже не прочитывая целиком самого стихотворения.

Строим домик из камней,
Чтобы был он всех прочней:
Раствор положим быстро – шлеп,
Поверх раствора – камень – клеп,
Его прижмем сильнее – теп.

   Га-га-га, да-да-да (от 2 лет)

   В этой игре, развивающей умение подражать взрослому, предплечье руки расположите вертикально, а кисть – горизонтально. Произнося слова «с шеей длинной», погладьте руку от запястья до локтя. Под третью-шестую строчки стихотворения, приговаривая «га-га-га» или «да-да-да», большим пальцем попеременно дотрагиваемся до указательного, среднего, безымянного и мизинца, трижды смыкаем и размыкаем пальчики, имитируя говорящий клюв птицы.

Гуси важно, с шеей длинной,
Всей семьей шагают чинно:
«Га-га-га» – это гусь папа,
«Га-га-га» – гусыня мама,
«Га-га-га» – гусенок младший,
«Га-га-га» – гусенок старший.


Вот фламинго, с шеей длинной,
Всей семьей шагают чинно:
«Да-да-да» – фламинго папа,
«Да-да-да» – фламинго мама,
«Да-да-да» – птенец их старший,
«Да-да-да» – их птенчик младший.

   Да! (от 2 лет)

   Проводя эту игру, под первую строчку стихотворения нужно поднести к глазам сложенные колечком большие и указательные пальцы обеих рук (очки). Под вторую строчку обе ладошки надо сложить в трубочки и поднести к глазам (бинокль), под третью-четвертую сложенные в трубочку ладошки поднести к одному глазу (это подзорная труба). Игра способствует развитию гибкости рук.

Да, есть очки у бабушки,
Да, есть бинокль у дедушки,
У меня – вот это да! —
Есть подзорная труба!

   Ай-я-яй! (от 1 года)

   Для проведения этой игры пальцы обеих рук надо сжать в кулаки. Указательный и средний подняты (это заячьи ушки). При прочтении первых трех строчек стихотворения сгибаем по очереди средний и указательный пальцы. Во время чтения четвертой строчки все пальцы надо быстро сжать в кулачок.

Сидят зайки на опушке: ай-я-яй – не зевай,
Держат ушки на макушке: ай-я-яй – не зевай,
Стоит волку появиться: ай-я-яй – не зевай,
Надо зайчикам укрыться: ай-я-яй – не зевай.

   Прыг и шмыг (от 1 года)

   Эта ролевая игра для двоих участников: один изображает кота, другой мышку. «Мышка» кладет сжатый кулачок на стол или на колени, выставляет лишь указательный палец (хвостик) и помахивает им. «Кот», изображаемый обеими руками, мягко подкрадывается к «мышке», потом внезапно пытается ее схватить. «Мышка» быстро прячется под стол или за спину.

Мышка к нам на лавку села.
Кот крадется к мышке серой.
Только кот за мышкой прыг,
А она под лавку – шмыг!

Чтение онлайн



[1] 2

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация