А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Великий Пост и Пасха: как провести и отпраздновать" (страница 6)

   Две составляющие поста

   Как писал преподобный Варсонофий Оптинский (XIX век), пост «бывает двоякий – внутренний (душевный) и внешний (телесный).
   Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной (животного происхождения) пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом» (выделено мной. – О.Г.).
   А вот аналогичное мнение Иоанна Кассиана (Римлянина) – одного из подвижников благочестия, жившего в первой половине V века: «Мы не полагаем надежды на один пост (телесный). Он не есть сам по себе благо или сам по себе необходим. Он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа.
   …Итак, для того полезно сокрушение плоти, для того к нему должно быть присоединяемо врачество воздержания от пищи, чтобы чрез него мы могли достигнуть любви, в которой заключается неизменное и постоянное добро».
   Таким образом, по словам одного из Вселенских учителей Церкви, святителя Василия Великого (IV век), «вместе с телесным постом должен быть (пост) и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов».

   Пост внутренний

   Многие наши сограждане, только начинающие свое воцерковление (или следуя «моде»), считают, что пост заключается лишь в том, чтобы принимать постную пищу, а в остальном совершенно не изменяют своего образа жизни. Это мнение совершенно не отвечает истинному положению вещей. Как писал святитель Василий Великий: «Истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, подавление всебе гнева, отлучение от похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».
   Именно посту внутреннему придавали большое, если не главное, значение святые отцы (внешний пост для них был само собой разумеющимся!).
   «Что за польза, – восклицал святитель Иоанн Златоуст, – когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия святых даров. …Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой ив изобилии даровал плоды покаяния».
   То же говорил в веке XVIII великий русский святой – угодник Божий Серафим Саровский: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему». А другой наш великий соотечественник – преподобный Амвросий Оптинский на вопрос, что следует есть в пост, отвечал в присущей только ему манере: «Все можно, только человеков нельзя».
   Церковная стихира на Утрени «Чистого понедельника» как бы суммирует все вышесказанное: «Пришел пост – мать целомудрия, обличитель греха и проповедник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людей. Воскликнем, верующие: Боже, помилуй нас!»
   Чтобы очистить свою душу от дурных дел и помыслов, православные люди каются в своих грехах (для этого есть Таинство исповеди), просят прощение за соделанное (кстати, последнее воскресенье перед постом так и называется – Прощёное), стараются не грешить. Другими словами, православный человек с Божией помощью стремится изменить себя, стать качественно другим (замечу, что в греческом языке «раскаяние» и «перемена мыслей» – одно слово).

   Пост внешний

   По учению Церкви пост телесный заключается не только лишь в отказе от пищи животного происхождения, но и от всевозможных удовольствий: сладострастия, потребления алкоголя, удовлетворения похоти и всех плотских грехов (необходимо особо отметить, что пост касается и супружеских отношений). Это не значит, что Церковь призывает бороться с человеческими желаниями и потребностями, наоборот – учит подчинять низшее высшему, чтобы в человеке преобладали не животные страсти и инстинкты, но сиял во всей красеочищенный образ Божий.
   Как писал Патриарх Московский и всея России Тихон: «Пост телесный служит только средством и пособием для приобретения добродетелей – чистоты и целомудрия и должен непременно соединяться с постом духовным – с воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел. А без этого, сампо себе, он не достаточен для спасения».
   Таким образом, очищаясь от грехов, смиряя в себе земного человека, свою плоть, мы по воле Божией даем возможность «возобладать в себе небесным инстинктам, угнетаемым миром» – то есть посредством поста мы стремимся к достижению духовных ценностей, общению и единению с Богом. А именно в этом и состоит цель жизни христианина!

   Какие бывают посты

   Церковные посты разделяются по длительности на однодневные и многодневные.
   К постным дням относятся:

   ♦ 18 января – Крещенский сочельник;
   ♦ 11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи;
   ♦ 27 сентября – праздник Воздвижения Креста Господня;
   ♦ а также среда и пятница (эти дни выделены особо потому, что в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу – страдал и умер на Кресте).
   Эти постные дни отменяются лишь во время Святок (с 7 по 19 января) и сплошных седмиц:
   ♦ Мытаря и фарисея (3-я перед Великим постом);
   ♦ Сырная (Масленица) (перед Великим постом);
   ♦ Светлая (после праздника Пасхи);
   ♦ Троицкая (после дня Святой Троицы).

   Многодневных постов в году четыре:
   ♦ Великий (самый главный и строгий) – даты начала и окончания поста подвижны, поскольку связаны с «плавающей» датой празднования Пасхи;
   ♦ Петровский – начинается спустя седмицу после праздника Святой Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла (12 июля); последний день поста (всегда!) – 11 июля;
   ♦ Успенский (почти такой же строгий как Великий) – с 14 августа по 27 августа включительно;
   ♦ Рождественский – с 28 ноября по 6 января включительно (день 6 января называется Рождественский сочельник).
...
   Важно!
   Все даты приведены по новому стилю.
   Таким образом, в году бывает от 180 до 195 постных дней (в зависимости от даты Пасхи), то есть полгода в рационе православных людей только постная пища.

   Почему следует поститься в среду и пятницу

   Ответ на этот вопрос дал Сам Иисус Христос. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 19–20).
   «Женихом здесь Господь назвал Себя, сынами брачными – Своих учеников, а в их лице и всех верующих, – объясняет этот отрывочек из Евангелия преподобный Амвросий Оптинский. – Отнят же жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому святая Церковь и установила освящать сии дни постом».

   Как приучить себя к посту

   Как отмечалось выше, основа любого поста – борьба с грехом, в том числе и посредством воздержания от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
   Пост – аскетический подвиг, требующий определенной подготовки и постепенности. Необходимо входить в него постепенно, поэтапно (этому служат, к примеру, подготовительные недели Великого поста), начав хотя бы с воздержания от скоромной (от древнерусского слова «скором» – жир, масло) пищи в среду и пятницу в течение всего года.
   Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или существенно расстраивают свое здоровье, или от голода делаются раздражительными и нетерпеливыми – злятся на всех и на всё, пост становится для них невыносимым, и они бросают его.
   От такого чрезмерного «усердия» остерегал святитель Игнатий Брянчанинов: «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».
   Существует даже церковное наказание для без разума постящихся. В «Книге правил святых апостолов» записано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье), или в субботу кроме единыя токмо (Великие субботы), да будет отлучен» (Правило 64 Святых Апостолов);«Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный, да будет под клятвою» (Правило 18 Гангрского собора).
   Чтобы наше намерение «держать» пост стало твердым, следует приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья; затем надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до такого объема, когда дальнейшее его сокращение может существенно ослабить и даже изнурить физические силы светского человека (что, конечно же, нежелательно).
   Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение подвига поста, не забывая при этом и о его духовной составляющей. Ведь с христианской точки зрения любые самоограничения могут принести пользу душе только тогда, когда они сопровождаются молитвой и делами милосердия (примирение с недругами, помощь нуждающимся, милостыня и т. п.).

   Подготовка к Великому посту

   Целых три седмицы (так называемые подготовительные, или приготовительные) Церковь постепенно подводит христиан к подвигу Великого поста. Они даны для того, чтобы, еще не меняя ничего внешне, готовиться к такому периоду в жизни, когда мы могли бы решительно и бесповоротно начать борьбу в своей душе за право «единым сердцем и едиными усты» включиться в Христову победу над смертью.
   В это время в течение трех недель (воскресений) мы слышим на службах особые чтения из Евангелия.
   ♦ 1-я приготовительная неделя называется Неделя о мытаре и фарисее.
   Во время Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее, главная мысль которой – только слезная молитва и смирение (как у мытаря), а не перечисление своих добродетелей (как у фарисея) могут снискать нам милосердие Божие.
   С этой недели до 5-й недели Великого поста, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери…»
   ♦ 2-я приготовительная неделя называется Неделя о блудном сыне.
   В трогательной притче «О блудном сыне», которую читают на Литургии, Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы будем искренно раскаиваться в своих грехах.
   Словно блудного сына, Господь ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая в глубине души: «Отче, согрешиля пред Тобою!»
   В эту и следующие за ней две недели на Всенощной поется песнь изгнанников, 136 псалом «На реках Вавилонских…» Тоска древнего Израиля по утраченной Отчизне обретает теперь новый общечеловеческий смысл.
   ♦ 3-я приготовительная неделя называется Неделя о Страшном суде, со следующего дня (понедельника) которой начинается «Масленица». Сама же седмица носит название Мясопустной или Сырной. Уже из самого названия этой седмицы и недели явствует, что в этот день «отпускается» мясо(то есть это последний день, когда его можно есть), в пищу разрешается принимать только молочные продукты.
   На Литургии читается Евангелие о Страшном суде (всеобщем суде Христовом над миром) и о последнем воздаянии каждому по его заслугам. Это евангельское чтение взывает ко всем нам, к нашему покаянию…
   В песнопениях Сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от их непослушания, и восхваляется грядущий пост с его спасительными плодами.
...
   Важно!
   С началом этой седмицы находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация