А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Магические свойства деревьев. Уникальные ритуалы для любви, здоровья, богатства и успеха от великих экстрасенсов, знахарей, целителей и кремлевских врачей" (страница 2)

   Абхазцы верили, что под покровительством Богоматери находится граб, и поэтому он никогда не поражается молнией. Они часто сажали его вокруг своего жилья.
   В древнекитайской мифологии Жо – особое священное дерево, растущее за Южным морем. Его цветы напоминают лотос, свет их освещает землю.
   Дуб являлся одним из самых любимых и почитаемых среди европейских народов деревом. Святым его считали славяне (недаром история славянства создавалась среди дубов и лип), литовцы, чуваши, мордва. Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события – собрания, свадебные обряды, суды. В священных дубовых рощах, наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного дерева становился неприкосновенным даже самый лютый убийца или вор. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш – детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб – дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». А на праздник Ивана Купала всех Иванов украшали дубовыми венками.
   Осколки уважительного отношения к дубу сохранились как у славянских, так и у других народов буквально до последнего времени. Так, в некоторых губерниях Украины еще в XVIII веке служили молебны возле дуба. В Германии в XVIII–XIX веках водили хороводы возле старых дубов. В начале XX века в поместье Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии был обычай – молодые после венчания, выйдя из церкви, шли к соседнему дубу и три раза объезжали вокруг него.
   Чем старше был дуб, тем более его почитали (причем в Древней Греции крупные экземпляры дуба считались статуями Зевсу). Паломники, ночевавшие в священной дубовой роще, получали откровения. У евреев патриарх Авраам у источника под дубом угощал ангелов, шедших в Гоморру. У многих народов особенно чтились дубы, украшенные омелой. У пруссов был священный дуб, называемый «Ромово». Когда епископ Эрмеланский Ансельм приказал его рубить, местные жители делать это отказались, и епископу собственноручно пришлось срубить языческий памятник. У латышей дубы посвящались божествам мужского рода, липы – женского. Литовский князь Владислав Ягеллон в XV веке в пущах Литвы отыскивал языческие священные деревья и уничтожал. Языческие рощи и отдельные деревья уничтожались в свое время и в Палестине, и прекрасная страна Палестина, «текущая млеком и медом», превратилась в пустыню.
   В Греции дубовая ветка символизировала силу, мощь и знатность рода, дубовыми венками награждались самые храбрые воины. Преклоняясь перед дубом, греки посвятили его Аполлону, покровителю искусств. В Древнем Риме дуб посвящался главному богу – Юпитеру, а желуди именовались Юпитеровыми плодами. Знаменитый римский ученый-натуралист Плиний Старший писал, что дубы «не тронуты веками, они одного возраста с миром, они поражают своим бессмертием, как одним из чудес света».
   В украинском Полесье вековые дубы боялись рубить – «бо то Божi душi». По украинским поверьям дубы не подпускают к себе темные силы, поэтому под ними крестьяне любили отдыхать. У древних тевтонцев, как у греков, латинян, литовцев, славян бог дуба был богом грома, посылавшим дождь и оплодотворявшим землю. Считалось, что если жить под большим дубом, то проживешь долго, потому что дерево отдаст часть своей силы. В Украине широко был известен дуб, растущий в Чернигове, около церкви святого Ильи. Он обладал лечебной корой и его изображение присутствует на многих сохранившихся по сей день иконах и рисунках.
   Священные дубы имелись и у древних евреев. На них запрещено было даже рубить сухие ветки. Известно, что под сенью священных деревьев происходили различные обряды, вплоть до религиозной проституции. Некоторые из этих дубов сохранились и по сей день в Палестине в долине реки Иордан.
   Еще одним высокопочитаемым у древних деревом была липа. В славянских землях имена поселений, лесов, гор и даже женские имена часто производились от липы, которая дала свое название и месяцу июлю («липень» – так он и сейчас зовется в Украине). Античные писатели называли липу «золотым деревом». В Европе липу считали священной. Ее садили во дворах замков, на городских площадях. Под нею проходили общие собрания, решались важные дела. Священным считалось это дерево и на Кавказе. Срубить или сжечь липу нельзя, это был большой проступок, ее сажали вокруг церкви, и до сих пор некоторые старые церкви окружены развесистыми липами. Липа изображена на гербе латвийского города Лиепая. По мнению специалистов, липа в российских городах в старину занимала первое место и почиталась не меньше, чем пальма у арабов, олива у греков и смоковница у индусов. Маги и колдуны говорят, что липе Бог дал особую силу – спасать мужей от проклятий, которыми их «награждают» жены. Липа все принимает на себя, оттого и ствол у нее весь в наростах. И еще: липой нельзя бить скот – сдохнет.
   Эстонцы тоже называли святым деревом липу. С молодых деревьев запрещалось снимать кору.
   Священным деревом была и черемуха, которую всегда садили возле дома. Цветы ее символизируют девственную чистоту. Черт пытается вредить людям, и посему портит это дерево. Люди же должны беречь черемуху, защищать, ведь она святая, в ее ветках соловей поет.
   У молодой яблони запрещается красть яблоки, она может засохнуть. Эстонцы говорят, что нельзя рубить верхушку дерева – будет с человеком несчастье. Кто у деревьев зря ветки режет – в старости станет горевать. Кто молодые деревья безжалостно портит – ослепнет.
   Некоторые старые экземпляры больших деревьев считались у эстонцев святыми. Так, святая сосна росла на хуторе Вексра, на святом холме. Вначале их было две, но одну срубили, и тот человек, кто это сделал, заболел. В деревне Сиргу тоже росла святая сосна. Рассказывают, если девушка сорвет с нее ветку, то останется старой девой. В другом месте лет 400 росло старое корявое дерево. К нему обращались с большим уважением и берегли от всяких бед. Но вот его сердцевина полностью истлела, и все стали бояться, что оно упадет и кого-нибудь придавит. К тому же в ней поселилась ласка, священный зверек. Все же решили это дерево срубить, но никто за это не брался, ибо боялись, что сдохнет скот. Наконец, нашли человека, не имевшего скота, заплатили. И вот он начал рубить это старое дерево. Вначале у него пару раз ломалось топорище, затем пень долго вздыхал. Сам же человек вскоре заболел и умер.
   Один древнегреческий миф повествует, что боги превратили в тополя плачущих по убитому брату нимф. Оттого листья у этих деревьев шелестят всегда так грустно.
   Известен печальный древнегреческий миф о Филлиде – фракийской царице, не дождавшейся своего жениха Демофонта и превратившейся от тоски в миндалевое дерево. Когда же Демофонт вернулся и обнял миндаль – о чудо! – дерево расцвело. Другой миф рассказывает о Филемоне и Бавкиде, старой чете, которой Зевс и Гермес за верность и любовь друг к другу подарили долголетие. Старики так любили друг друга, что просили богов дать им умереть в один день. После смерти они превратились в дуб и липу.
   Древнегреческая легенда о Кипарисе повествует, как этот юноша случайно убил на охоте своего любимого оленя. И никак не мог утешиться от горя. Аполлон превратил его в кипарис – дерево жалости.
   У прибалтийских народов существовал поэтический обычай, связанный с миртовым деревом. Каждая девушка выращивала в цветочном горшке миртовое дерево и в день свадьбы надевала на голову венок из его ветвей.
   У народов Узбекистана и Таджикистана являлся священным деревом миндаль. Оттуда миндаль попал в Древнюю Грецию, где тоже считался священным и стал символом плодородия. В Древней Греции и Риме каждый бог или герой имел свое священное дерево. Так, Гераклу были посвящены тополь, олива и ива.
   У древних народов Двуречья был миф об иве. Как-то богиня Инанна, прогуливаясь по берегу реки, увидела огромную иву и залюбовалась ею. Вдруг разразилась буря, и могучие волны вот-вот могли вырвать дерево и унести его в океан. Сжалилась богиня над деревом, перенесла его в прекрасный город Урук и посадила в своем храмовом саду. Кстати, на Руси считалось, что ива охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев.
   Степан Разин, позакрывавший все церкви на Дону, наказал всем венчаться под вербой.
   Рябина издавна пользовалась почетом на Руси, о ней много сложено песен. Ветка рябины с рубиновыми ягодами воспринималась как символ Перуновой палицы, способной защитить человека от всех бед.
   У старика Граната были три взрослые злые дочери, которые постоянно издевались над ним, – рассказывает грузинская легенда. Особенно смеялись над его малым ростом и неказистым видом. Взмолился в один день старик к небу. Услышало небо старика и превратило его в высокое стройное дерево с чудесными розовыми цветами.
   Гиляки считают, что срубить черемуху – убить человека. У гуцулов есть поверье, что если ударить по дереву ботинком с подковой, то дерево усохнет. Есть сказка о старике и старухе (на манер пушкинской), только в ней дед рубил дерево, а оно взмолилось пощадить, обещая выполнить все желания. Свое слово дерево сдержало, выполнило все желания, кроме последнего, когда дед и баба захотели стать богатыми. Дерево превратило их в медведей.
   В Сербии невеста перед венцом подводится к яблоне, под которой в землю вкопан кувшин с водой, и бросает в жертву этому дереву монеты.
   Японцы сажают деревья на могилах покойных родственников. Считается, что душа умершего упокоится только тогда, когда на могиле вырастет дерево ростом не ниже, чем был отошедший в мир иной.
   Интересный обычай сохранился в деревнях Гаити, где для многих крестьян деревья являются не только материальным, но и духовным достоянием. Некоторые деревья считаются духами той или иной семьи, родника, реки. При рождении в крестьянской семье ребенка его пуповину зарывают в землю и на этом месте сажают дерево, обычно фруктовое. Само дерево и его плоды становятся собственностью этого человека до конца его дней. У восточных славян волшебной ночью деревьев (и не только) считалась ночь на Ивана Купала. Деревья сходили с мест и разговаривали друг с другом, поверхность вод казалась воспламененной. Огонь Перуна нисходил на кусты папоротника и вспыхивал на них огненным цветком.
   На севере Нижегородской области марийцами по сей день сохраняются священные рощи – «кереметища», а также священные деревья, растущие и вне таких рощ, – их возраст достигает 400 лет. В ряде деревень их называют «матерями» и «отцами», приносят подарки в дни праздников, при отъезде, при неурядицах в жизни. Нередко эти деревья мешают местному населению в хозяйственной деятельности, но отношение к ним неизменное. Считают, что человека, спиливающего любое старое дерево близ населенного пункта, ждет несчастье, смерть, так как возможно существование какого-либо связанного с деревом условия, неизвестного и забытого давно всеми. С такими деревьями принято связывать и то, что нет стихийных бедствий, несчастья и пожары обходят населенный пункт стороной («деревья берегут»).
   У нижегородских татар по сей день имеется несколько священных деревьев. Между селами Кочко-Пожарками и Шубино есть 200-летний вяз – «Кургон-Сат», ему посвящена поэма Ахмеда Саттара. Луговина вокруг него сохранена, землянику там не собирают. Табу запрещает приближаться к дереву и что-либо брать с него. В Спасском районе есть «Дерево ведьм» – старый дуб. Считается, что на него на шабаш собираются ведьмы. Говорят, в него вселился злой дух.
   В Эстонии у шоссе, ведущего в Нарва-Йыэсуу, растет огромная сосна, под которой, по преданию, работал выдающийся художник Иван Иванович Шишкин. Ее и сейчас называют «Шишкинской сосной». Но есть у этой сосны и другое имя – «музимянд», что означает по-эстонски – «сосна поцелуев». По народному поверью, молодые люди, впервые поцеловавшиеся под этой сосной, будут любить друг друга вечно. Потому и подкатывают сюда свадебные кортежи из Нарвы, Силламяэ и еще Бог весть из каких мест.
   До революции в Киевской губернии ни один крестьянин не стал бы рубить или корчевать бузину, так как это дерево садит черт, и как бы он не рассердился, послав на семью несчастье. Бузина росла как межевой знак. Жечь бузину боялись, иначе домашняя птица погибнет, а в печь ударит молния. Нельзя было и уничтожать ее корни – скорчит ноги и руки.
   У таджиков испокон веков находился под особой охраной платан восточный, у грузин – тис.
   Кто рябину сломит или срубит – скоро сам умрет, – считали белорусы. Украинцы говорят: не ломай вербу – накличешь беду, не ломай калины – накличешь морозы. На Руси долго охранялись так называемые подсельбные – старые усадебные деревья. «Подсельбное дерево рубить нельзя», – передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует и в Азербайджане.
   Русские на Алтае верили, что грех пить березовый сок: «все равно, что блуд творить», и что, пролившись на снег, он окрасится в кровавый цвет. Древние греки считали, что нимфы – дриады, покровители деревьев, будут благосклонны к тем людям, которые сажают и растят деревья.
   Сербы боялись рубить большие буки и дубы. Табу на рубку растущих деревьев отмечено у сойотов. Они считали рубку сырого леса грехом, а для изгородей пользовались старыми корягами. Среди оседлых узбеков было поверье: срезать сухую ветку дерева – грех и причина несчастий. Марийцы-охотники спрашивали дорогу у деревьев, просили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. Белорусы верили, что в скрипучем дереве обитает душа замученного человека.
   У русских Вологодской губернии было такое поверье: грешит тяжко даже тот, кто решается срубить всякое старое дерево, отнимая таким образом у него заслуженное право на ветровал. В Индии, вырубив лес, оставляли на лесосеке несколько деревьев – для обитания потревоженных древесных духов.
   Тунгусы на Алдане были убеждены, что «березы плачут», когда с них снимают кору, и потому разрешалось снимать кору для крыши чумов только один раз в два года. Тунгусы на Енисее также думали, что дереву больно, когда его рубят, и что от боли оно плачет. Поверье поляков гласит: если рубить пихту, то она пустит слезы. Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им требуется взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место». В Чехии, Польше, странах Балтии и на Балканах липа была объединена с культом Божьей Матери. У некоторых народов почитался трехглавый орех. Каким священным ореолом были окружены вековые деревья у древних греков видно из того, что лакедемоняне, вторгшись в Аттику, пощадили священные оливы. Как велика была роль культа деревьев в религии индоевропейских народов, показывает тот факт, что иранский термин «yard» – «бог» означал в сущности высокое дерево.
   У многих народов Европы, согласно сказаниям, родители находят своих младенцев под деревьями: ясенем, бузиной, розмарином. Полинезийцы при рождении сына сажают кокосовую пальму, и по ее сучьям считаю возраст ребенка. В легендах говорится, что если на могиле невинно убитого вырастет дерево и из него сделать дудку – она расскажет, кто убийца. Береза – благословенное дерево, ибо укрыло Богородицу и Христа от непогоды, а Святую Пятницу – от преследований нечистого. Ель – символ храбрости, смелости, верности, бессмертия, царских достоинств. Национальный гимн Дании воспевает хвалу буковому дереву: «До тех пор, пока хотя бы одно буковое дерево в твоих великих парках будет отражаться в водах, Дания будет жить!». В этой стране даже знаменитых футболистов называют «великими буками Дании».
   На африканском континенте в большом почете баобаб. Это – единственное в мире дерево, в котором устраиваются склепы для усопших вождей. Жители бассейна Замбези считают, что в баобаб превратился первый властитель этих мест. К баобабам совершали паломничества бездетные семьи, им приносились в жертву козы и куры, во главе со священнослужителями устраивались порой целые торжественные церемонии, посвященные баобабу.
   В лесах долины Лимпопо жрецы следят за баобабами-святынями, держат в строгой тайне их местонахождение. Когда в 1950–х годах, при строительстве плотины Кариба на реке Замбези стали переселять кланы народа батоны и корекоре, они отказывались уезжать и оставлять свои святыни-баобабы.
   Много существует древних поверий, легенд и сказаний, посвященных деревьям. Но лучшее, что следует в продолжение к сказанному, – это прогулка в лес, где есть возможность прислушаться к тихому шелесту листьев деревьев и уединиться с уникальными созданиями природы, на себе испытав полученные знания, передающиеся из поклонений в поколения и дошедшие до наших дней…
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация