А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Остров Россия" (страница 21)

   ВВС

   О том, что ситуация в ВВС РФ близка к катастрофической, было известно еще до «пятидневной войны». Конфликт в Южной Осетии только подтвердил этот диагноз. В 1992 – 1999 годах ВВС получили до сотни крылатых машин, а за 2000 – 2007 годы для ВВС было закуплено всего два новых самолета Су-34. Всего в ВВС числится до 1700 боевых самолетов, что также вызывает серьезные вопросы по поводу низких темпов обновления авиационной техники. Отметим, что за два года президентства Путина было модернизировано где-то 30-40 штук Су-27 и Су-25. Наиболее часто в военном небе в ходе «пятидневной войны» мелькали «Грачи» – штурмовики Су-25. Появившийся более тридцати лет назад, Су-25 был принят с восторгом как достойное продолжение военной легенды – знаменитого Ил-2. Лучший советский штурмовик конца ХХ века отличался от лучшего советского штурмовика Великой Отечественной очень немногим. Даже целеуказание для Су-25 осуществлялось и осуществляется авианаводчиком по радиосвязи с выдачей очень приблизительных координат. А то, как в стародавние времена, рисуется на бумажной полетной карте перед вылетом. Никаких цифровых карт местности, заложенных в бортовой компьютер, у Су-25 нет, как нет у него компьютера и даже радиолокатора.
   При малейшей небесной дымке, тем более в сумерках, Су-25 из грозных боевых птиц превращаются в слепых птенцов. Разобрать с высоты, что же оказалось у тебя в прицеле – жилой дом или склад с оружием, база боевиков-террористов или лагерь федеральных войск, – летчику Су-25 практически невозможно. А стрелять-то надо! Неудивительно, что уже во время первой контртеррористической операции в горах появление в воздухе родных штурмовиков вызывало тревожные настроения не только у боевиков. И непреднамеренных воздушных ударов по своим войскам было немало. А уж что говорить о неоправданно разрушенной (просто из-за рассеивания ракет и бомб) гражданской инфраструктуре и гибели мирных жителей! Даже на неизбежные издержки войны такие потери списывать неприлично. Во время скоротечной войны с грузинскими агрессорами стало окончательно ясно, что в условиях густонаселенной гражданским населением местности, там, где позиции своих войск и войск противника постоянно меняются, применение Су-25 чревато последствиями просто катастрофическими.
   Что делать? Наверное, создавать штурмовики нового поколения или хотя бы модернизировать истребители МиГ-29 и Су-27.
   Самые различные модернизационные проекты, превращающие истребители, создававшиеся только для воздушного боя, в многофункциональные истребители-бомбардировщики, в России есть! И генералы из главного штаба ВВС о них прекрасно знают. Программа по созданию истребителя 5-го поколения на сегодня является единственной в России программой по разработке действительно нового образца вооружения и военной техники (по крайней мере, из тех, что не засекречены). В США тяжелый истребитель 5-го поколения F-22 с 2004 года поступает на вооружение, им уже укомплектовано 1-е авиакрыло. В Северной Америке «реальное проектирование» двигателя F-119PW-100 началось в 1987 году. То, что российская программа создания истребителя 5-го поколения безнадежно отстает от аналогичной программы США, в Минобороны РФ не признают. Тем не менее, вопреки обещаниям вице-премьера Сергея Иванова российский истребитель 5-го поколения в 2009 году не взлетит. Дело в том, что, как сообщило агентство «Новый Регион» в начале марта 2009 г., уже в июне в Комсомольске-на-Амуре, на заводе, где идут работы над этим суперсекретным истребителем, даже внешний вид которого – государственная тайна – уволили более тысячи человек. Под угрозой потерять работу и средства к существованию оказались уникальные специалисты, на которых и держится это сверхсекретное производство нашей оборонки. Это – «Комсомольск-на-Амуре производственное авиаобъединение им. Гагарина» (КНААПО). Оно входит в состав АКХ «Сухой» и занимается производством поставляемых на экспорт истребителей семейства «Су». На КНААПО производятся истребители Су-30 МК2, Су-30 МК, Су-27 СМК, а также опытные образцы многофункционального истребителя поколения «4 ++» Су-35. Кроме того, КНААПО выбрано в качестве производственной площадки для изготовления опытного образца первого российского истребителя пятого поколения ПАК ФА. Также в тесном сотрудничестве с КНААПО АКХ «Сухой» ведет разработки пассажирского лайнера нового поколения Sukhoi Superjet 100.
   Поводом для затяжного противостояния коллектива и заводской администрации стало нежелание топменеджмента АХК «Сухой» и руководства КНААПО повышать коллективу зарплату. Между тем авиаспециалисты, благодаря труду которых «Сухой» заработал себе репутацию лидера в области экспорта боевых истребителей, просили совсем немногого – повысить тариф первого разряда до 2 тыс. 160 рублей (в марте платили 1 тыс. 800 рублей). После того, как гендиректор КНАППО А. Пекарш эти требования отклонил, заводчане вышли на экстренный митинг, по итогам которого была принята резолюция. Документ констатировал, что за период госпреобразований не удалось разрешить ни одной проблемы в сфере уровня жизни населения. «Обещания властей о разработке мер защиты беднейших слоев населения от высоких цен на продовольствие, о стабилизации цен на социально-значимые продукты питания и услуги первой необходимости не выполняются», – отмечалось в резолюции коллектива КНААПО. Рабочие говорили, что им платят меньше, чем на другом заводе «Сухого» – «Иркуте», который 20 февраля 2009 г. показывали президенту Медведеву. Тогда у главы государства сложилось мнение, что отечественная авиастроительная отрасль находится на подъеме. Однако в отличие от «Иркута», где к приезду Медведева успели проиндексировать зарплату до 22,5 тыс. рублей, на КНААПО платили не более 17 тыс. 938 рублей. Как оказалось, коллектив завода еще 18 сентября 2008 года направил обращение к Медведеву и Путину с рассказом о своих бедах. Но ответа на это письмо так и не поступало.
   Российским руководителям при посещении предприятий оборонки, да и не только оборонки, как правило, показывают очередную потемкинскую деревню. Вот у них и создается впечатление, что в России по части производства вооружений вообще и авиатехники, в частности, все просто великолепно. Но это от истины далековато. Любой репортаж наших телекомпаний с международных авиасалонов создает и у отечественного зрителя такое впечатление, что все армии мира просто умирают от зависти, рассматривая российскую авиационную технику. А уж что касается наших тактических бомбардировщиков последних моделей, что Су, что Мигов, то ни у кого не возникает сомнения, что за ними выстроилась очередь потенциальных зарубежных покупателей на несколько лет вперед. Увы, далеко не все так благополучно с этим небесным оружием России. Вот что рассказывают специалисты:
   «Отсутствие у принятых на вооружение носителей новых средств поражения – характерная черта для новых образцов. Примером этому – замена фронтового бомбардировщика Су-24 бомбардировщиком Су-34. Последний унаследовал от предшественника все старое бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное и пушечное вооружение. При скромном радиусе боевых действий в 600 км Су-34 может наносить удары по объектам противника лишь в его прифронтовой зоне. Но что его ждет при этом? Для поражения в условиях визуальной видимости малоразмерных подвижных и неподвижных слабозащищенных наземных целей (комплексов зенитных управляемых ракет – ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и железнодорожных эшелонов) в боекомплекте Су-34 имеется ракета малой дальности Х-25МЛ, а для поражения целей типа прочных укрытий для самолетов, бетонированных взлетно-посадочных полос, стационарных железнодорожных и шоссейных мостов, промышленных сооружений и складов служит ракета Х-29Л. Обе ракеты оснащены полуактивной лазерной системой самонаведения и имеют максимальную дальность пуска 10 км, что позволяет противнику при использовании современных средств войсковой ПВО надежно поражать Су-34. Су-34 может нести корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-1500Л с лазерным наведением или КАБ-500Кр с телевизионным наведением. Особенность боевого применения КАБ-500Л и КАБ-1500Л с лазерной головкой самонаведения (ГСН) – обязательная и непрерывная подсветка цели лучом лазера, причем точность бомбометания определяется тем, насколько стабильно удерживается луч лазера на цели. После отделения бомбы от самолета ГСН начинает принимать отраженный от цели сигнал лазера подсветки. При всяком отклонении бомбы от курса, заданного ей отраженным лучом лазера, на выходе приемного устройства вырабатывается сигнал рассогласования, который воздействует на приводы рулей бомбы, возвращающих ее на заданный курс. Наличие дымки и тумана снижает дальность действия системы наведения бомбы и уменьшает вероятность попадания, что является существенным недостатком управляемых бомб с лазерной ГСН. Дальность применения КАБ-500Л и КАБ-1500Л составляет 3-9 и 3-12 км при диапазоне высот применения 0,5-5 и 1-8 км соответственно. По сути дела эта система непригодна в условиях современной войны, где оружие должно действовать по принципу «нажал кнопку и забыл, само дойдет до цели».
   КАБ-500Кр – более продвинутый вариант. Эта бомба имеет ГСН, обеспечивающую ее наведение на объекты, выбор которых осуществляется летчиком. В состав ГСН входит телевизионная камера, позволяющая просматривать местность перед бомбой на траектории ее полета. Изображение местности передается на самолет-носитель и воспроизводится на экране. При атаке летчик направляет самолет на цель. Как только на экране появляется ее изображение, он переводит ГСН в режим автосопровождения, а затем сбрасывает бомбу. После сбрасывания бомба становится полностью автономной. ГСН вырабатывает сигналы ошибок, в соответствии с которыми система управления корректирует планирующий полет по направлению к цели. Дальность применения составляет 2-9 км, диапазон высоты применения лежит в пределах 0,5-5 км. При таких параметрах опасность у летчика Су-34 быть сбитым современными средствами ПВО достаточно высока.
   Не вносит существенных изменений недавно принятая на вооружение КАБ-500С-Э, корректируемая с помощью спутниковой навигационной системы. Дальность ее пуска составляет 2 – 9 км. Вместе с тем по сравнению со штатными корректируемыми бомбами с лазерным и телевизионным наведением КАБ-500С-Э имеет преимущество при использовании днем и ночью в сложных метеоусловиях. Но и в этом случае дальности пуска корректируемых бомб и управляемых ракет свидетельствуют о крайней опасности действия самолета Су-34 в зоне войсковой ПВО противника.
   Неуправляемое оружие Су-34 включает встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1 с боекомплектом 180 снарядов; неуправляемые авиационные ракеты; свободно падающие бомбы. Но все эти боеприпасы требуют, чтобы Су-34 находился над целью или вблизи ее, т.е. в зоне активного действия ПВО противника. Например, дальности пуска НАР находятся в диапазоне 2 – 4 км. Обо всем этом так подробно говорится, чтобы показать: старые боеприпасы не позволяют Су-34 атаковать наземные цели без захода в зону войсковой ПВО противника. А это лишь увеличивает его шансы быть сбитым. Что и было доказано во время конфликта в Южной Осетии.
   Ну, а что касается надежности, то вот как с этим обстоят дела. По официальному сообщению представителя ВВС подполковника В. Дрика в ходе осмотров парка авиационной техники при расследовании катастрофы МиГ-29, которая произошла в Забайкальском крае в декабре 2008 г., из общего количества МиГ-29 было осмотрено около двухсот самолетов (всего на вооружении ВВС России имеется 300 самолетов МиГ-29). Допущены к полетам после этого свыше ста машин. Отстранено от полетов около 90 МиГ-29. (Данные «Интерфакс -АВН».) Итак, практически каждый третий МиГ-29 из 300 этих находящихся на вооружении боевых самолетов был забракован! Дальше – больше. Как выяснилось, катастрофа МиГа под Читой произошла из-за коррозии силовых элементов его конструкции. Эксперты объясняли все банальной старостью машин, поставленных еще в советское время. Проверка всех самолетов МиГ-29 ВВС России выявила коррозию у 80% истребителей. Об этом заявил заместитель главнокомандующего ВВС по вооружениям генерал-майор Олег Бармин. И это еще хорошо, что их вовремя проверили. Не было бы счастья, да несчастье помогло. А если вообще весь авиапарк ВВС РФ проверить?
   Даже в элитных частях ВВС самолеты, которые давно пора списать, устарелое оборудование, связь – это будни. И самое страшное, что тем самым подставляют под удар золотой фонд российской авиации – летчиков высочайшего класса, настоящих асов. 17 августа 2009 г. во время учебно-тренировочного полета перед открытием авиасалона МАКС погиб командир элитной части «Русские витязи» полковник Игорь Ткаченко. Разбираясь с обстоятельствами его гибели, журналисты выяснили, что «элитной» часть был только формально. Ткаченко, которому доверяли провести его «Витязей» над Красной площадью во время Парада Победы, ас, перед которым преклонялись его коллеги по высшему пилотажу в США, Франции, Италии, Германии, специально приезжавшие в Москву, чтобы посмотреть на его «мастер-класс» в подмосковном небе, жил в Кубинке в «хрущобе», в пятиэтажке без лифта. И получал обыкновенную, а вовсе не «элитную» зарплату и, как все его боевые товарищи, едва сводил концы с концами. О чем он думал, глядя с высоты на выросшие, как грибы, под Москвой шикарные особняки «новых русских», на копию Петродворца, которую выстроили для шефа Газпрома Миллера на берегу Истры, на все то, что творится сегодня в «новой России»? «Казалось бы, и «Витязи», и «Стрижи» должны быть любимцами государства и ни в чем не знать нужды. Увы, им постоянно приходилось доказывать свою необходимость и испытывать все лишения, которые выпали на долю российских ВВС. Были проблемы с ремонтом и обслуживанием самолетов, с керосином для тренировочных полетов, даже с экипировкой. Кстати, одна из последних версий гибели Ткаченко – не сработала износившаяся парашютная система. Увы, и такое может быть», – писал специальный корреспондент интернет-газеты «Столетие» С.Птичкин («Столетие», 18.08.2009).
   Невероятно, но в рамках «реформы Сердюкова», о которой у нас еще речь впереди, поначалу решили вообще разорить родное гнездо «Русских витязей» – военный аэродром в подмосковной Кубинке, где и базировался Центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, куда и входит пилотажная группа «Витязей». В Министерстве обороны объявили, что 16-я воздушная армия, дислоцировавшаяся в Кубинке, не вписалась в «новый облик Вооруженных сил» и подлежит расформированию до 1 декабря 2009 года. Накануне своей гибели Ткаченко и его асы участвовали в торжественной церемонии прощания с Боевым Знаменем этой армии, сформированной в августе 1942-го. Можно себе представить, с каким настроением они уходили в тот трагический полет…
   Только после гибели Ткаченко, когда в российской и зарубежной прессе появились статьи о том, как Минобороны держало «Русских витязей» на голодном пайке, в ведомстве Сердюкова зашевелились. Было объявлено, что «слухи» о перебазировании 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники, куда входят пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи», «не имеют под собой никакой почвы». Центр останется в Кубинке, но «войдет в состав 4-го Липецкого авиацентра боевого применения и переучивания низшего состава, поскольку 16-я воздушная армия в настоящее время расформирована в рамках нового облика Вооруженных сил». Означает ли это, что асы из числа «Витязей» и «Стрижей» будут «переучивать низший состав», или их оставят в покое? В своем выступлении перед журналистами по окончании авиасалона МАКС первый замначальника Главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин, опровергший «слухи», предпочел такие детали не уточнять. Он лишь сообщил, что Центр обещали усилить опытными летчиками и пополнить новой боевой техникой и что в ближайшее время планируется выделить для летчиков-пилотажников около 20 служебных и постоянных квартир. «Обеспечение жильем летчиков держит на контроле лично главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин», – уточнил Алешин. А что ж раньше-то не подумали обо всем этом? Почему только трагедия в небе Подмосковья заставила показушников в генеральских погонах и без «принять срочные меры», которые прессе, естественно, представили как давно запланированные. Но ясно же было, что без прямого указания с самого верха, после появления скандальных статей о бедственном положении наших асов, и «Витязей» и «Стрижей» продолжали бы гнобить, как и прежде. И так ведь – повсеместно.
   После конфликта в Южной Осетии в российских верхах наконец решили, что надо заниматься не только перевооружением ВВС Индии, Китая, арабских стран, но и на свои следует обратить внимание. На следующий день после гибели Игоря Ткаченко на авиационно-космическом салоне МАКС-2009 в присутствии премьера Владимира Путина между Минобороны и холдингом «Сухой» был подписан контракт на 80 млрд. рублей на поставку более 60 новейших боевых самолетов. Договоренность предусматривает поставки 48 новейших истребителей Су-35C c 2010 по 2015 год, двенадцати истребителей Су-27СМ с 2009 по 2011 год и четырех спарок Су-30М2 до конца 2011 года. Первый Су-35 будет предъявлен ВВС в конце 2011 года. Стоимость одного Су-35 – более $40 млн., а Су-27 и Су-30 – более $30 млн. Вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Вот только полковник Ткаченко не успел всему этому порадоваться.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация