А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Лувр" (страница 13)

   Так был пойман похититель шедевра Жорж Буле. Он действительно был невменяем, считал, что перевоплотился в живописца эпохи Возрождения. Да, он взял картину, а на ее место поместил копию, но как этот факт можно считать кражей, если он всего лишь вернул свою собственность? Буле отправили в дом для умалишенных, где он продолжал бесконечно рисовать Мону Лизу, без которой, как он говорил, его жизнь не имеет смысла. Во время работы над очередной «Джокондой» Буле скончался от сердечного приступа: ему почудилось, что глаза прекрасной флорентийки смотрят на него с уничтожающим пренебрежением. С тех пор работники Лувра берегут бесценную «Джоконду» как зеницу ока. Когда в 1962 году шедевр Леонардо возили в США, то знаменитую картину сопровождал целый штат полиции и музейных работников. Когда-то Франциск I приобрел «Мону Лизу» за 1200 ливров. Сейчас ее цена – 50 млрд. старых франков.
   В Лувре есть еще две картины Леонардо – «Анна, Мария и Христос» и «Иоанн Креститель». Эти работы относятся к последнему периоду творчества великого художника, когда его более интересовали изыскания в области науки.


   Рафаэль. Прекрасная садовница

   «Прекрасная садовница» Рафаэля по-другому называется «Мадонна с Иоанном и Христом». Три фигуры на полотне стремятся друг к другу на фоне пейзажа с тонкими деревцами, голубыми горами и небольшим городом. Красноватое платье Марии и синий плащ, наброшенный на плечи, оттеняет нежный овал ее юного лица. Она заботливо и с любовью смотрит на детей, доверчиво устроившихся у ее ног. Эта Мадонна не столь серьезна, как на полотне Леонардо; она женственна и проста. Наверное, поэтому за картиной закрепилось название «Прекрасная садовница».
   Рядом с «Прекрасной садовницей» находится еще одна работа Рафаэля – «Портрет Бальтасара Кастильоне». Человек, изображенный на полотне, внимательно и серьезно смотрит на зрителя. Вероятно, именно так следил Кастильоне за работой Рафаэля, которого почитал как художника и любил как друга.


   Рафаэль. Портрет Бальтасара Кастильоне

   Корреджо занимает особое место среди мастеров Высокого Возрождения. Он решительно отказывается от статичности изображения, предпочитая живость и динамизм. Его картины сложны и эффектны; грациозность изображенных в композициях групп сочетается с утонченной эротикой. Таково полотно «Сон Антиопы». Козлоногий мохнатый сатир неслышно спрятался за деревом и любуется раскинувшейся в небрежной позе на мягкой шкуре обнаженной красавицей. Рядом с Антиопой задремал толстенький кудрявый амур.


   А. Корреджо. Сон Антиопы

   В Лувре представлены и прославленные венецианцы – Джорджоне, Тициан, Веронезе и Тинторетто.
   Джорджоне прожил недолго. В музее находится одна из его последних композиций – «Сельский концерт». На траве расположился молодой человек в красной одежде, который только что закончил игру на лютне. Его рука уже отрывается от струн, но пальцы все еще чувствуют их прикосновение. Обнаженная женщина напротив него также оставляет свою свирель. Плавные контуры ее тела как будто повторяют мелодию, растаявшую в воздухе. Вторая женщина, тоже практически обнаженная – драпировка спускается с ее бедер, выливает в бассейн воду из стеклянного кувшина. Эта струя воды вносит в звучание общего концерта свой незамысловатый мотив природы, журчание чистой воды. Пожалуй, ни один из итальянских мастеров не смог с такой поразительной силой передать ощущение музыкальной гармонии, где важнейшую роль играет природа, пейзаж, словно пронизанный солнечным светом, медово-золотой и теплый, звучащий в одной тональности с настроением человека.
   Неподалеку от «Сельского концерта» расположена дверь, за которой находится зал Государственного совета, где теперь безраздельно царят Тициан, Веронезе и Тинторетто.
   Одно из знаменитых полотен Тициана – «Положение во гроб». Когда-то эта картина находилась в коллекции герцогов Мантуанских, затем – английского короля Карла I, после чего долго украшала королевскую комнату в Версале. Король-Солнце очень любил это произведение, где на фоне тлеющего заката над телом умершего склоняются пять человек: ученики Христа, Богородица и Мария Магдалина. Несмотря на то что учитель умер, его ученики не сломлены; их лица отражают решимость и мужество. Сам Христос тоже не похож на кроткого страдальца. Это не бесплотное существо, но земной человек с сильным телом и тяжелыми руками, привычными к физическому труду. Одну руку учителя поддерживает его любимый ученик – Иоанн; другая рука бессильно падает вниз, как бы указывая путь к могиле. Несмотря на драматичность сюжета, зритель забывает о смерти, поскольку доминирующей в этой работе является тема человеческой солидарности, общности людей и их преданности делу. Эта картина – один из выдающихся образцов искусства Ренессанса.


   Джорджоне. Сельский концерт. Фрагмент

   «Венера дель Пардо», экспонирующаяся в Лувре, была исполнена Тицианом в 1561 году по заказу испанского короля Филиппа II. Во время пожара, уничтожившего значительную часть дворца дель Пардо, картина лишь чудом уцелела. В XVII столетии ее преподнесли в подарок английскому королю Карлу I, из собрания которого она перекочевала в коллекцию банкира Ябаха, затем «Венеру» перекупил Мазарини, после чего она попала к Людовику XIV.
   Тициан писал «Венеру», когда ему было уже более шестидесяти лет, однако старость не мешала великому художнику воспринимать жизнь по-прежнему радостно. Пейзаж на втором плане спокоен, величествен и великолепен. На первом плане показана женщина, мирно спящая под сенью мощных ветвей дерева. Ее гибким телом залюбовался потихоньку подкравшийся сатир; он не замечает, как к нему приближаются охотники. Венера и сатир олицетворяют весеннюю пробуждающуюся природу.
   Тициан всю жизнь прожил в Венеции. Он всегда был в центре художественной жизни, и его постоянно окружали более молодые художники. Паоло Веронезе в своем шедевре «Брак в Кане» изобразил престарелого Тициана вместе с его последователями – Бассано, Тинторетто и самим автором картины. Это огромное полотно также находится в зале Государственного совета. Евангельский сюжет послужил для Веронезе только предлогом для изображения прекрасной, изобильной, цветущей Венеции.


   Тициан. Положение во гроб

   Само действо происходит на фоне роскошной архитектуры – высоких стройных колонн дворцов, изящной колокольни.
   На первом плане за праздничным столом расположились многочисленные гости – 138 человек. Здесь и вымышленные, и реальные персонажи – известные художники, музыканты, королева Англии Мария, король Франции Франциск I, поэт Аретино… Среди гостей снуют слуги и шуты в разноцветных одеждах – розовых, красных, как брусника, сиреневых, ярко-золотистых. Переливаются шелковые ткани и дорогая парча, поражает своей роскошью бархат.
   Однако Веронезе изображал не только веселые празднества, где персонажи беседуют друг с другом, поднимают бокалы и смеются. В Большой галерее можно увидеть полотно Веронезе иного плана. Это – «Голгофа». Цвета в картине не менее ярки, чем на предыдущей, однако здесь они передают трагическую напряженность сюжета. Кажется, что фигуры Христа и разбойников вот-вот сорвутся с креста. Мария, обессилев от горя, медленно опускается на землю. К ней наклоняется женщина в движении одновременно скорбном и исполненном величественности. Ее яркий желтый плащ на фоне грозного свинцового неба звучит трагическим аккордом. Художник предчувствует закат эпохи Ренессанса.
   Кризис Ренессанса еще более ярко проявился в творчестве Тинторетто. Внутренняя, невысказанная тревога, ощущается в его «Автопортрете» (1588). Старик на полотне отягощен не столько грузом прожитых лет, сколько тяжкими переживаниями. Его уставшие глаза, окруженные темными тенями, смотрят прямо на зрителя, но не видят его. Этот человек смотрит вглубь себя, поскольку в окружающем его мире опоры больше не находит. Об этой картине Жан-Поль Сартр говорил: «…здесь Тинторетто запечатлевает самого себя в своем земном одиночестве». Действительно, прославленный художник прожил долгую жизнь; он видел закат эпохи Возрождения, многочисленные трагические конфликты и крушение идеалов гуманизма. В этом смысле «Автопортрет» более напоминает исповедь автора.


   П. Веронезе. Брак в Кане. Фрагмент

   В Большой галерее экспонируются и полотна Микеланджело да Караваджо. К раннему периоду творчества художника относится его «Гадалка». Женщина с лукавым взглядом в белой кофте и плаще, небрежно перекинутом через руку, предсказывает юноше судьбу. Молодой человек облачен в шелковый камзол и плащ, на шляпе красуются страусовые перья. Он стоит, лихо подбоченясь, уверенный в себе, и наверняка будет обманут гадалкой. Это полотно красноречиво свидетельствует о тяге живописца к изображению реальной повседневности в ее конкретном облике. Биограф Караваджо Беллори рассказывает, что однажды некто предложил мастеру следовать классическим образцам; в ответ на это Караваджо, «протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастера достаточно натуры. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу…»
   В зрелый период творчества Караваджо написал «Успение Марии» (1605–1606). Здесь ничто не напоминает о божественности. Перед зрителем скорее просто сцена из крестьянской жизни. Помещение темное, тесное. В нем толпятся старики-апостолы, пришедшие проститься с покойницей. Они склонили лысые головы, украдкой смахивают слезы. На маленьком стульчике сидит девушка, сломленная горем. Она горько плачет, спрятав лицо в ладонях. Мария, молодая еще женщина, лежит на коротком ложе. Ее платье бедно, на лице – след тяжело прожитой жизни. Смерть уже наложила печать на ее облик: бледны руки и ноги, тело кажется одутловатым. Так реалистично еще никто из художников не осмеливался трактовать евангельский сюжет. Естественно, что и заказчик – римская церковь Санта-Мария делла Скала – решительно отказался от нее. Благодаря Рубенсу картина попала в коллекцию герцога Мантуанского, затем к Карлу I, а потом – в Лувр.


   П. Веронезе. Голгофа


   Я. Тинторетто. Рай

   Испанских художников в Лувре немного. Их картины не соответствовали царившему во Франции духу классицизма, когда заказчиков более занимала нежность и мягкость колорита, а также трогательность сюжета.


   М. да Караваджо. Гадалка

   В музее экспонируются полотна Эль Греко «Святой Людовик» и «Распятие». Персонажи на этих картинах в своем стремлении к Богу так вытягиваются вверх, что почти отрываются от земли; в широко раскрытых глазах живет фанатичная вера и мистическая надежда на чудо.
   Еще один замечательный испанский художник – Хусепе Рибера – представлен полотном «Хромоножка», на котором изображен маленький бездомный ребенок с изуродованными руками и ногами. Его лицо откровенно некрасиво и обветренно, однако улыбка ясная и по-детски чистая. Он радуется жизни, несмотря на нищету и уродство.
   Работ Веласкеса в Лувре совсем немного, но замечателен портрет королевы Марианны и инфанты Маргариты. Обе героини облачены в тяжелые, негнущиеся платья. Их лица не особенно красивы, однако девочки милы и обаятельны. С удивительным мастерством художник показывает фактуру тканей, лент и вышивок, гладкость ухоженной кожи и мягкость пушистых волос. Крамской любил говорить о Веласкесе, что тот «пишет, и, как у Господа Бога, все шевелится, смотрит, мигает, даже и в голову не приходит ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».
   Немного в Лувре картин представителей нидерландской и немецкой школ. Живопись северного Возрождения расположена в Малых кабинетах, в которых как нельзя лучше смотрятся небольшие по формату картины этих художников. В экспозиции находятся произведения нидерландских, немецких и французских мастеров XIV–XVI столетий. Рядом с Яном ван Эйком можно увидеть мастера из Авиньона, с Дюрером и Гольбейном – Жана Клуэ.


   Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты

   Во втором кабинете со стороны Сены экспонируется самое известное творение нидерландской школы XV столетия – «Мадонна канцлера Роллена» Яна ван Эйка. Такое необычное название полотно получило по имени заказчика. Кстати, сам Роллен изображен слева. Он опустился на колени, молитвенно сложив руки. Его одеяние дорогое, отороченное мехом. На втором плане вырисовываются мраморные колонны с изящными капителями. Однако в первую очередь привлекают внимание не эти нарядные детали, а выразительное лицо канцлера. Взгляд человека суров, его высокий лоб красноречиво свидетельствует о незаурядном уме, а подбородок, сильно выступающий вперед, – о властности, сильной воле, граничащей с жестокостью.


   Я. ван Эйк. Мадонна канцлера Роллена

   Рядом с реалистичной фигурой канцлера образ Мадонны представляется очень условным, несмотря на то что мастер изобразил типичную фламандку. На коленях Богоматери сидит худенький серьезный ребенок. Богоматерь и канцлер находятся в лоджии. Они отделены от всего окружающего стройной колоннадой, за которой просматривается тщательно выписанный городской пейзаж. Большинство искусствоведов считают, что на полотне показан Льеж, настолько точно переданы и широкая извивающаяся река, и дома, разбросанные по ее берегам, и церкви.
   В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака Рогира ван дер Вейдена. Этот триптих заказала Екатерина Брабантская в память о своем супруге, Жане Браке. На деревянной доске изображены пять фигур. На боковых створках – Мария Магдалина и Иоанн Креститель, в центральной части – Иисус Христос, Богоматерь и евангелист Иоанн. Все персонажи живут напряженной внутренней жизнью: Христос тревожен, Иоанн задумчив, Мария печальна.
   Творчество Рогира ван дер Вейдена оказало значительное влияние на Квинтена Массейса, шедевр которого «Меняла с женой» находится в Лувре. С удивительной, почти педантичной тщательностью мастер пишет многочисленные предметы, заполнившие небольшую комнату, – монеты, зеркало, весы. Молитвенник настолько детально написан, что можно разглядеть изображение Богоматери на зеленом фоне, прочитать заглавную букву на раскрытой странице. В зеркале отражается часть улицы, которая видна через окно. С помощью этого приема мастеру удалось раздвинуть границы тесной лавки и связать людей с окружающей средой.
   Приблизительно в одно время с «Мадонной канцлера Роллена» неизвестным художником была написана «Пьета из Авиньона», однако различие этих картин поразительно. «Пьета» условна до предела. Весь второй план покрыт сплошным золотым фоном. Тело Христа, лежащего на коленях Богоматери, изогнуто и угловато, показано с характерной готической экспрессией. Драматизм образу сообщают мертвенная бледность, полуоткрытый страдальческий рот и кровоточащая рана. Подчеркивают напряженность и цвета – зеленоватые тона тела и темно-синий плащ Богоматери. Более теплыми красками написаны люди, окружающие скорбящую Богоматерь. Их лица почти нежны и лиричны. Очень индивидуально лицо человека слева. Видимо, это портрет заказчика.


   Неизвестный автор. Пьета из Авиньона

   Еще один шедевр Лувра – «Мария Магдалина и дарительница», созданный мастером из Мулена около 1490 года. Мастер из Мулена работал для семейства Бурбонов, для королевского двора. Он считается одним из выдающихся художников раннего французского Возрождения. Композиция, экспонирующаяся в Лувре, скорее всего является левой частью триптиха, остальные части которого утеряны. Некоторые искусствоведы высказывают предположение, что дама, показанная в традиционной молитвенной позе донатора, это Мадлен де Бургонь де Лааж. Святая и заказчица картины почти соприкасаются друг с другом, однако внутренне они разобщены. Настроение Магдалины можно определить как тихую и благостную созерцательность. Она по-девически чиста и настолько поэтична, что этот образ считается вершиной искусства XV столетия. Лишь белый сосуд объединяет между собой персонажей картины. С исключительным мастерством изображены украшения и одеяния женщин, замечательно передан колорит, где в единой гармонии звучат темно-коричневый и зеленый, алый и золотистый, белый и небесно-голубой цвета.
   В XIV столетии во Франции одним из культурных центров, наравне с Авиньоном, был город Тур. Там работал крупнейший портретист своего времени Жан Фуке. Сначала художник находился при дворе короля Карла VII, после – Людовика XI. Судя по портрету короля Карла VII, о Фуке можно говорить как о реалисте, настолько беспощадно автор дает характеристику своей модели. Зритель видит человека незначительного, пресыщенного и боязливого. Король изображен в малиновом одеянии с золотисто-коричневым мехом, на голове – синяя шляпа с золотым узором. Только одежда придает фигуре некую монументальность: плечи, развернутые параллельно плоскости холста, кажутся чрезмерно широкими. Маленькие колючие глазки монарха смотрят на зрителя настороженно и недоверчиво. Собственно, именно таким Карл VII, предавший Жанну д’Арк, которой был обязан короной, и вошел в историю. Этот портрет еще в XVIII столетии хранился в Бурже, в Сент-Шапели. По распоряжению Людовика XV картина попала в коллекцию Лувра.


   Ж. Фуке. Карл VII, французский король


   Ф. Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской

   В XVI столетии, в период правления Франциска I и Генриха II, искусство становится изысканным и аристократичным. В это время работал Франсуа Клуэ, карандашные портреты которого реалистичны, а живописные – парадны и декоративны. Франсуа Клуэ изображал в основном членов королевской семьи и ее приближенных. Замечательный поэт Ронсар называл Клуэ «честью Франции». Портрет королевы Елизаветы Австрийской написан незадолго до ее смерти. Здесь внимание мастера сосредоточено на передаче фактуры роскошного одеяния – коронационного платья королевы – и драгоценностей, узора ткани, рисунка кружев. В то же время мастер с исключительной силой показывает душевные качества своей героини, ее утонченность, одухотворенность. Нежное лицо семнадцатилетней королевы несет на себе отпечаток замкнутости и отчужденности и в то же время – непосредственности еще по-детски не сформировавшегося характера. В этой работе замечательно передан колорит, состоящий из холодных (голубоватых) и теплых (золотистых, розовых) тонов.
   Центром французского искусства стал дворец Фонтенбло, где работала группа живописцев под руководством итальянцев Россо и Приматиччо. Так сложилась школа Фонтенбло. В дворцовой галерее Франциска I и сейчас можно увидеть декоративные панно, лепнину и резные деревянные панели. В Лувре работы школы Фонтенбло размещены в Квадратном салоне.


   А. Дюрер. Автопортрет

   В Малых кабинетах, выходящих в сад Тюильри, экспонируется «Автопортрет» Альбрехта Дюрера, творчество которого явилось вершиной немецкого Возрождения. Эту работу двадцатидвухлетний мастер исполнил в 1493 году для своей невесты Агнессы Фрей. Для нее специально написан и цветок чертополоха – символ верности, который жених сжимает в руке.
   Лувр обладает и четырьмя портретами, принадлежащими кисти Ганса Гольбейна, – архиепископа Кентерберийского, английской королевы Анны Клевской, астронома Кратцера и писателя Эразма Роттердамского. Позже Эразма Роттердамского стали называть Вольтером XVI века. Этого гуманиста художник изобразил сидящим за столом. На фоне ковра виден четкий и острый профиль. Узловатые руки привычно сжимают карандаш, опущенные глаза следят за бегущими по бумаге строчками. Саркастическая улыбка играет на тонких губах. Возможно, сатирик пишет в этот момент знаменитую «Похвалу Глупости».
   Нидерландские художники XVI столетия экспонируются в кабинете Брейгеля, воплотившего в своем творчестве все лучшее, что было в нидерландском Возрождении. В Лувре находится лишь одна картина Брейгеля – «Калеки», которую мастер создал за год до смерти. Это полотно стало откликом на трагические события в Нидерландах – жестокое подавление герцогом Альбой национально-освободительного движения. Картина страшна по своему настроению. Люди на ней представлены жалкими обрубками с отчаянными выражениями лиц, неспособными двигаться без палок и подпорок.


   П. Брейгель. Калеки

   В XVII столетии произошел расцвет искусства Фландрии. Настоящей звездой фламандской живописи стал Питер Пауэл Рубенс. Он говорил о себе: «Мой талант таков, что, как бы ни огромна была работа, она еще ни разу не превзошла моих сил».
   В Лувре находятся «Портрет Елены Фоурмен с детьми» и двадцать одно полотно, созданное по заказу Марии Медичи для Люксембургского дворца. Сейчас эти работы находятся в Галерее Медичи. Скромные рамы – черные, с позолотой – не мешают наслаждаться буйством красок и сложностью изображенных сцен. Все эпизоды, посвященные королеве, исполнены значительности и величия. Рядом с Марией Медичи, Генрихом IV и Людовиком XIII Рубенс пишет Юпитера и Юнону, Меркурия и Аполлона, а также аллегории Процветания, Изобилия, Времени и Франции. В воде игриво плещутся наяды и тритоны, весь воздух заполнен крылатыми амурами и славами. Под мощными порывами ветра колышутся тяжелые драпировки, блики света сверкают на обнаженных телах, шелках и бархате. Входя в Галерею Медичи, посетитель почти физически ощущает этот шум, колыхание и ликование бытия. Это театральное пышное зрелище свидетельствует о великом таланте Рубенса как монументалиста.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [13] 14 15 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация