А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Вам поможет преподобный Сергий Радонежский" (страница 14)

   Великие знамения

   Спустя тридцать лет после ухода своего в лесную пустынь удостоился подвижник Божий дивного видения. Поздно вечером, когда молился он в своей келии, послышался ему голос, звавший его по имени. Сотворив крестное знамение, преподобный открыл оконце и увидел, что с небес льется свет ярче солнца, и сияние его поглотило ночную тьму. Неведомый голос вновь позвал его «Сергий! Бог принял твою молитву о детях твоих духовных. Посмотри кругом: сколько дивных птиц в небе, то все твои ученики!». Оглянулся Сергий – и в самом деле: повсюду над его обителью кружили стаи диковинных птиц, которых прежде он никогда не видал. Птиц этих становилось все больше и больше. А таинственный голос с небес произнес: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!». Несказанная радость наполнила сердце преподобного, и захотелось ему разделить с кем-нибудь это небесное наслаждение. В соседней келии жил смоленский архимандрит Симон; Сергий постучал к нему и рассказал о таинственном голосе и дивных птицах. Когда Симон вышел на улицу, сияние еще стояло в небесах; и многие другие братия могли наблюдать это великое знамение. Пророчество сбылось: из стен Сергиевой обители вышло много святых подвижников: кто-то прославился подвигом жизни, кто-то стал основателем монастыря. Ученики Сергиевы основали более семидесяти обителей по всей Руси.
   Из жития святого известно и другое великое видение, которого сподобился он уже при конце жизни своей.
...
   Как-то ночью преподобный стоял пред иконой Богородицы и молился за учеников своих и обитель. Рядом с ним находился ученик его по имени Михей. Окончив читать акафист, Сергий присел отдохнуть, и вдруг сказал Михею: «Чадо, бодрствуй! Сейчас будет дивное и ужасное посещение нас». После сих слов вдруг послышался голос, говорящий: «Пречистая грядет!» Услышав это, Преподобный вышел из келии в сени. Там осиял его необычайный свет, и в сиянии его он увидел Пресвятую Богородицу с двумя апостолами Петром и Иоанном. Преподобный пал лицом на землю, будучи не в силах вынести сияния этого света. Пречистая, коснувшись его Своими руками, сказала ему: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя! Не скорби, ибо молитва твоя за твоих учеников и обитель твою услышана: отныне она будет изобиловать всеми благами не только при твоей жизни, но и по кончине твоей, ибо Я неотступно буду пребывать в ней, подавая ей все нужное, покрывая и сохраняя ее». Сказав это, Пресвятая Богородица стала невидима. Страхом и трепетом одержим был Преподобный. Придя в себя, он увидел ученика своего Михея от страха лежащим на земле, подобно мертвому, и поднял его. Поднявшись, Михей пал к ногам Преподобного и сказал: «Скажи мне, отче, ради Господа, что это было за чудное видение, при виде которого мой дух едва не разлучился с телом?» «Потерпи, чадо, – мог только ответить ему на это Преподобный, – ибо дух мой трепещет во мне от столь чудного видения».

   Добровольное изгнание

   Спустя некоторое время обитель получила благословение из Византии от Патриарха Филофея, и был передан обители крест, параманда и схима. Благословение передал Митрополит Алексий. После этого события было довершено устройство общины. Много сил приложил преподобный Сергий к благоустройству обители. Все потребное для жизни иноки получали от монастыря. Сам игумен Сергий шил одежду и обувь для братии. Число насельников росло, однако никто не испытывал нужды ни в чем. Богатство и изобилие вызывает немало соблазнов; к тому же для мирян, приходящих в монастырь, это могло стать поводом к зависти и осуждению. Чтобы братия не соблазнялись, а миряне не смущались богатством монастыря, святой Сергий ввел обычай странноприимства. Каждый странник, когда бы ни пришел в обитель – днем ли, ночью ли – непременно получал ночлег и угощение. Столь важным почитал святой Сергий этот обычай, что завещал его исполнять и после его кончины. «Если вы, дети, – говорил он братии, – сию мою заповедь сохраните без роптания, то и по отшествии моем от жития сего обитель процветет и на многия лета неразрушима постоит благодатию Христовою».
...
   «Рука Сергиева, – пишет архимандрит Никон, – простерта была к нуждающимся, по красноречивому выражению блаженного Епифания, как река многоводная, тихая струями; и если кому приходилось в зимнее время от сильного мороза или глубоких снегов, или бурной метели умедлить в обители долее обыкновенного, то во все время пребывания своего в ней он получал все необходимое. А странники, нищие и болящие подолгу в ней отдыхали, пользуясь полным довольством и покоем по заповеди старца. Уединенная дотоле обитель Сергиева теперь как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутье жизни людской: мимо ее гостеприимных ворот часто проходили князья и воеводы со своими полками, и всех она принимала радушно, с подобающей честью и отпускала с щедрым запасом. А бывали годы, отмеченные в летописях тяжкими скорбями для всей Русской земли… в такие годы много нуждающихся приходило в обитель Сергиеву и она делилась с ними всем, что имела. Делится она и поныне, строго исполняя святой завет гостеприимства, оставленный ей святым ее первоначальником, и как тогда, так и теперь в обилии потребных нельзя не видеть над нею особенного Божия благословения за молитвы досточудного старца».
   Обитель Сергиева устроилась, и стала так же удобна для жизни, как и большинство монастырей, расположенных близ города и селений. Пришел сюда на жительство и брат преподобного Стефан. Слава о святом игумене-чудотворце далеко гремела по Руси, но сам он тяготился ею. Чтобы не смущать братий, однажды ночью тайно удалился Сергий из монастыря и отправился прочь с целью уйти в какое-либо неизвестное место, чтобы там наедине, в безмолвии служить Богу. Отойдя довольно долго от монастыря, он нашел тихое место на реке Киржач, и поселился там в одиночестве. Иноки, узнав об уходе преподобного, весьма огорчились, и стали искать его везде. Узнав, где он находится, они пришли к нему и стали уговаривать вернуться в монастырь. Но он, не желая давать повод для раздоров и зависти, отказался покинуть новую пустынь. И тогда те ученики его, что особенно любили своего игумена, сами переселились в Киржач. Там был устроен монастырь и храм во имя Пресвятой Богородицы. Те же, кто остался в Лавре, обратились к Московскому митрополиту святителю Алексию с просьбой о том, чтобы он повелел преподобному вернуться в покинутую им Троицкую обитель. Из послушания воле митрополита Сергий возвратился в Лавру, к великой радости братии.
...
   В 1390 году просветитель Перми святой епископ Стефан путешествовал в Москву. Путь его лежал мимо славной обители Сергиевой, всего в десяти верстах от нее, и святому Стефану очень захотелось увидеться со святые ее игуменом. Но обстоятельства требовали спешить в столицу, и он решил посетить Преподобного на обратном пути. И вот, поравнявшись с обителью, святой епископ прочитал Достойно есть яко воистину… и издали поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева, проговорив: «Мир тебе, духовный брат мой!»
   Преподобный Сергий сидел за трапезой с братией. Вдруг он встает из-за стола и после краткой молитвы делает поклон к западу, тихо промолвив: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!»
   Братия была очень удивлена таким необычным поступком своего игумена; более опытные старцы поняли, что он имел какое-нибудь видение, и по окончании трапезы спросили о случившемся. Преподобный не скрыл от них своего духовного видения: «В этот самый час, – сказал он, – епископ Стефан на пути в Москву остановился против нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас смиренных благословил».
   Преподобный Сергий назвал даже место, где это произошло, и некоторые из братии тотчас поспешили туда, и еще застали там людей, сопровождавших святителя Стефана. Троицкие иноки спросили их, как было дело, и, услышав их рассказ, прославили Бога, прославляющего их святого старца даром прозорливости.

   Дарующий победу

   Если и есть человек, который не слышал о святом преподобном Сергии Радонежском, то уж, наверное, не найдется такого, кто не знал бы о великой битве на Куликовом поле. Битва эта, как утверждают историки, не дала еще окончательной победы над Ордой, и сотню лет еще длилось унизительное и тяжкое иго. Но самый страшный враг человека – не тот, который приходит со стороны и покоряет его, и вынуждает платить дань. Самый страшный враг находится внутри, и иго его – самое тяжкое из всех возможных. Победа на поле Куликовом была победой русского человека над самим собой, над своими мелочными страстями, которые довели страну до разорения и раскола.
...
   Те времена были для русской земли очень тяжелыми. Приходилось терпеть татарские набеги, ежегодно отправлять в Орду великую дань, которая непосильным бременем ложилась на плечи простых русских людей. Но, пожалуй, горше всего было то, что князья русские, вместо того, чтобы печься о собственном народе, заботились только о собственном благе. Каждый из них пытался выслужиться перед ордынским ханом, чтобы получить ярлык – права на княжество. Междоусобные войны раздирали Русь, что, конечно же, было на руку татарам. Эти усобицы, бесправие, татарские набеги и притеснения собственных князей грозили русскому народу полной погибелью. Но спасаема была Русь молитвами святых и высоким примером их подвижнической жизни. «Примером своей святой жизни, высотой своего духа он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию… Своей жизнью, самой возможностью такой жизни Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел сам он». – пишет Никон.
   Во время княжения великого князя Димитрия случилось нашествие на русскую землю татарского хана Мамая. Напрасно Димитрий пытался задобрить Мамая щедрыми дарами – тот и слышать не хотел о перемирии. В великой скорби приехал князь в обитель к преподобному Сергию. Святой благословил его и предсказал ему победу: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя».
   В знак своего благословения преподобный Сергий отдал в войско князю двух своих иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба были людьми мужественными, храбрыми и искусными в воинском деле: до принятия монашества славились они как доблестные воины. Великий князь Димитрий с радостью принял их в свое войско, надеясь, что схимники своей самоотверженностью воодушевят всех его воинов. Взамен лат и шлемов повелел им Сергий возложить на себя схимы – монашеские одеяния, украшенные изображением Креста Христова. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, – говорил при сем Преподобный, – да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!»
...
   8 сентября 1380 года на Куликовом поле, что расположено между реками Дон и Непрядва, состоялась великая битва, прозванная впоследствии Куликовской. Все воины князя Димитрия были готовы биться не на жизнь, а на смерть. Известно, что за день до того все они исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн, потому что каждый из них мог назавтра полечь на поле брани. Святой старец, желая еще более укрепить князя, послал ему перед битвой собственноручную грамотку, конец которой сохранился в одной их летописей: «Чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица».
   Наступил час грозной битвы. Была она жестокой и кровавой, и каждую минуту погибал русский воин. Но и татары несли тяжкий урон. Преподобный же Сергий в это время стоял со своими иноками на молитве, и сам называл имена павших, поминая их перед Богом. Все было открыто его духовным очам, и когда наступил миг победы, святой Сергий возвестил об этом братии. Много было радости и ликования, но много было и слез.
   Князя же Димитрия после победы на Куликовом поле прозвали Димитрием Донским. Он прожил праведную жизнь и после кончины своей был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация