А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Моя малая родина (сборник)" (страница 13)

   В тот памятный день, 12 апреля 1961 года, было солнечно. В лесу на ещё не растаявшем и сверкавшем на солнце снегу лежали синие тени белых берёз. До обеда в Ленинской комнате проходило очередное комсомольское собрание роты. Повестка дня обычная, учитывающая специфику службы: «Повышение бдительности при охране объекта особой государственной важности». Вдруг, в комнату, где проходило собрание, вбежал дневальный и, громко взволнованно крикнул: «Человек в космосе! Гагарин полетел!» В едином порыве всех как ветром сдуло, мы оказались перед казармой. В глухом лесу разразилось многоголосие дружного солдатского «Ура!.. Ура!.. Ааа!» – будто только что мы взяли рейхстаг и одержали Великую победу. Весь день ходили в приподнятом настроении, с чувством сопричастности к великому событию, поглядывая на небо. Иногда там ранним утром мы видели над своими головами инверсионные следы на трассах полётов ракет другого назначения, периодически запускавшихся с соседнего полигона.
   У ворот Гефсиманского монастыря стоит монумент. На гранитном постаменте бронзовое скульптурное изображение святого Николая, чудотворца. Он установлен в 2007 году выдающимся учёным, прекрасным офицерам и мужественным солдатам периода «холодной» войны. На нём надпись «Создателям ядерного щита России». Такие же монументы установлены в Семипалатинске и на Новой Земле. В безбожное время в бывшем монастыре творили чудо, до сих пор защищающее наш народ от напастей недоброжелателей. С тех пор прошло более 50 лет. Черниговский скит вернули монахам. Теперь, в новое время – всеобщего поклонения золотому тельцу, пришёл их черёд сотворить здесь чудо спасения наших душ.

   9. Три вопроса В.А. Стародубцеву

   Попытки связаться по телефону с депутатом Государственной Думы В.А. Стародубцевым, выпускником ВСХИЗО-РГАЗУ, и взять у него интервью по случаю 80-летнего юбилея университета заканчивались длинными гудками: занято. На просьбу помочь связаться с ним ректор университета профессор В.А. Дубовик, бывший депутат Госдумы, ответил: «На днях в университете мы проводим «круглый стол» на тему: «Проблемы и перспективы развития высшего заочного аграрного образования». Мы пригласили Василия Александровича. Если он приедет и у него будет время, то и поговорите с ним». Он приехал в университет и согласился после заседания «круглого стола» ответить на мои вопросы.
   – Василий Александрович, спасибо, что нашли время для меня.
   – Пожалуйста, задавайте ваши вопросы.
   – Я начну с далекого прошлого. Вы родились в деревне, трудовую деятельность начали в 16 лет колхозником, работали бригадиром. Время подошло, и Вас призвали в армию, служили в авиации, были курсантом, стали бортмехаником. Демобилизовавшись с «небес», вы на семь лет «ушли под землю» – стали шахтером, машинистом угольного комбайна «Донбасс» треста «Новомосковскуголь», работали хорошо. В Вашей характеристике того времени, написано: «…норму выработки выполняет на 125–150 процентов». И вдруг опять всё круто меняется. Вы снова оказались в деревне, откуда ушли пятнадцать лет назад. Мы все из деревни, но, однажды покинув её, мало кто возвращается обратно туда. Вы же дальнейшую свою судьбу связали с сельскохозяйственным производством и здесь добились выдающихся результатов, стали Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР. Первый мой вопрос: что побудило Вас вернуться в деревню?
   – Всё так и было. Во время службы в авиации я налетал 900 часов, со своими обязанностями справлялся. Мне даже предлагали остаться. Шахтером я стал по простой причине: хотел заработать побольше денег, тогда шахтеры хорошо зарабатывали. Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны, когда германские войска рвались к Москве, под Тулой шли ожесточенные бои. Враг не прошёл. Но однажды бомба упала рядом с нашим домом. Семья осталась жива, а вот дом от взрыва сильно пострадал. После войны так в полуразрушенном доме мы и жили. На заработанные мной в шахте деньги мы с братьями и построили маме новый дом. В деревню я вернулся, видимо, «по зову крови», весь наш род издавна крестьянствовал. Ещё работая в шахте, я поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт. В начале 1960-х годов на подъём сельского хозяйства в деревню направляли руководителями «30-тысячников» – специалистов с высшим образованием родом из деревни, хорошо знавших сельскую жизнь. Но таких подготовленных руководителей не хватало. Вот тогда, в 1962 году, меня горком партии и направил слушателем в Тульскую одногодичную школу руководящих кадров сельского хозяйства, а после её окончания избрали председателем колхоза.
   – Мой второй вопрос связан с Вашей учёбой во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования (ВСХИЗО – РГАЗУ). Экономический факультет создали в институте 1959-м. В 1963 году Вы перевелись из Воронежского СХИ на третий курс нашего университета, а я тогда был студентом первого курса. Мы учились у одних и тех же преподавателей. Их первый состав был сформирован из многоопытных профессоров и доцентов. Среди них были участники Гражданской войны, пережившие годы коллективизации и политических репрессий, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны, те, кто восстанавливал разрушенное войной сельское хозяйство. Готовясь к нашему разговору, я нашёл в архиве Вашу зачётную книжку. По профилирующим дисциплинам специальности у Вас отличные оценки. На государственных экзаменах Вам также поставили «отлично». Такую зачетку впору выставлять в музее в пример новому поколению студентов. Вашими экзаменаторами были видные ученые-педагоги: по экономике сельского хозяйства – декан факультета, профессор, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РСФСР Григорий Галустович Бадирьян; по организации сельскохозяйственного производства – учёный с мировым именем, сподвижник Чаянова и Кондратьева, автор первого учебника по организации сельского хозяйства (1926 г.) профессор, доктор экономических наук Николай Павлович Макаров. Экзамен по финансам и кредитованию сельского хозяйства у Вас принимал Станислав Иванович Кованов, любимый ученик Н.П. Макарова, ставший в последующие годы профессором, доктором экономических наук. Планирование народного хозяйства Вы сдавали профессору доктору экономических наук Николаю Терентьевичу Легкому, а бухгалтерский учёт – заведующему кафедрой требовательному Аркадию Давидовичу Ривкину. Мой второй вопрос: какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете свои студенческие годы, проведенные в нашем институте?
   – Вы, наверное, знаете, что ВСХИЗО окончили и два моих брата Дмитрий и Федор, и сестра Лидия.
   – Да знаю. Я двенадцать лет был заместителем декана и помню, что Вы приезжали в 1978 году в институт на вручение сестре диплома. У нас в университете нередко, когда на занятиях за одним столом в аудитории сидят муж и жена, отец и сын, свекровь и невестка, брат и сестра.
   – Наверное, все заметили, что сегодня во время выступления я волновался. Ведь после окончания института прошло 45 лет. И я с благодарностью вспоминаю тот профессорско-преподавательский состав, который не щадя своих сил готовил нас для конкретной, очень сложной и трудной работы в агропромышленном комплексе. И скажу, здесь была атмосфера, которая настраивала практически каждого студента на творческую работу, на освоение знаний, которые были нам так необходимы, здесь постоянно требовали: «Ребята, учитесь, если вы хотите чтобы вас не поколотили, чтобы вы двигались вперед семимильными шагами, и мы учились. Вы назвали фамилии моих экзаменаторов. Это профессора Макаров Н. П., Бадирьян Г. Г., Ривкин А.Д. и другие замечательные преподаватели. До сих пор помню, как сдавал экзамен по организации производства Николаю Павловичу Макарову.
   – Представляю, каково было молодому председателю колхоза сдавать экзамен профессору, который в 1930 году в личной беседе с И.В. Сталиным высказался против тотальной коллективизации и выразил сомнения в её эффективности, за что и пострадал: отсидел пять лет в Бутырской тюрьме и ярославском политическом изоляторе, а потом 20 лет был на поселении агрономом без права выбора места жительства и общения с семьёй.
   – Когда дошла очередь мне сдавать экзамен, Николай Павлович отложил мой билет в сторону и начал задавать свои вопросы. Наш разговор длился минут двадцать, после чего он открыл мою зачётку и намеревался поставить оценку. Я напомнил профессору, что он не спросил по вопросам билета. Николай Павлович сказал: «Вы ответили на более сложные вопросы, чем в билете» и поставил «отлично».
   – Василий Александрович, Ваши земляки – туляки прислали благодарственное письмо по случаю 80-летнего юбилея университета, который подготовил для Тульской области более 4000 специалистов сельского хозяйства. Как отмечается в письме, многие из них достойно трудятся, достигли видного положения в структурах производства и управления. Я думаю, некоторых из них Вы хорошо знаете по прежней работе на посту губернатора Тульской области. Наш университет за 80 лет подготовил десятки тысяч специалистов разного профиля для сельского хозяйства и других отраслей, тем самым решая важную экономическую задачу кадрового обеспечения. Заочное образование выполняет и социальную функцию, дает возможность каждому человеку, как бы ни складывалась его жизненная ситуация, получить высшее образования без отрыва от производственной деятельности. Сегодня за «круглым столом» его участники обсуждали не только имеющиеся проблемы в высшем заочном аграрном образовании, но высказывали большую тревогу по поводу предполагаемых реформ. В русском языке от слов с приставкой «ре» жди неприятностей: революция, реформа, регресс, репрессия, рецессия. Мой третий вопрос: что Вы, как член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук, думаете по поводу высказанных тревог?
   – Прежде я хотел бы отметить, что университет в сегодняшнем виде мне понравился: как его материальная база, так и методики преподавания с использованием компьютеров и дистанционных методов обучения. Сегодня за «круглым столом» разговор получился исключительно полезный, деловой, положительный. Спорить о том, нужно ли заочное образование, просто кощунственно. Думаю, что у нас всё-таки хватит сил защитить заочное образование, если мы учтём необъятные просторы нашей страны, транспортные проблемы, особенно для работников агропромышленного комплекса. Что касается дистанционного обучения, прямо скажу: таким способом мы добираемся в самые глухие уголки нашей Родины, получаем новую и, что очень важно, на новом технологическом уровне возможность готовить кадры для сельского хозяйства. Такая форма обучения необходима для тех, кто работает в агропромышленном комплексе и желает повысить свои знания, для людей, преданных земле, своей территории. Они всегда будут её обустраивать и работать на ней.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация