А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию" (страница 28)

   Интервальное обучение

   Педагоги-теоретики проводят различие между распределенным обучением и массированным. Первое, распределяемое по времени, более эффективно, поскольку оно позволяет впитывать и осмыслять информацию. Распределенное обучение – синоним интервального обучения; массированное – синоним зубрежки.
   Каждый школьник в Америке слышал историю о том, как Авраам Линкольн написал Геттисбергское послание на обратной стороне конверта. Подразумевается, что он набросал эту классическую речь практически без всякой подготовки.
   Эта история имеет несколько вариаций. В книге «Линкольн в Геттисберге», получившей Пулитцеровскую премию, Гэрри Уиллс привел менее известную версию той же истории: «Линкольн обдумывал речь на пути в фотомагазин в Вашингтоне и записывал ее на куске картона… он писал ее, пока ехал в поезде… и ночью накануне посвящения… утром перед выступлением и даже про себя проговаривал ее, пока выступал Эверетт [предыдущий оратор на Геттисбергской церемонии]»[7].
   Возможно, хрестоматийный вариант этой истории многим нравится потому, что деловые люди нередко готовят свои выступления подобным же образом. Чарльз М. Боесенберг, ныне член совета директоров Callidus Software and Interwoven, в свое время был президентом MIPS, компании по разработке полупроводников, и участвовал в презентации накануне публичного размещения акций компании в 1989 году. Позднее, когда Чарльз стал главным исполнительным директором Central Point Software, он обратился ко мне, чтобы подготовить аналогичную презентацию. Я познакомил Чарльза с теми же техниками и инструментами, о которых рассказывал вам: с формой для подготовки презентаций, техникой мозгового штурма, кластеризацией и структурами потока.
   В середине первого дня программы Чарльз расплылся в улыбке и сказал: «В MIPS мы проделывали все это в такси по дороге на презентацию!»
   Чарльз не исключение. Когда я спрашиваю своих клиентов, подготавливались ли они когда-нибудь к презентации в последнюю минуту, на их лице обычно появляются смущенные усмешки. Варианты ответов сводятся к следующим:
   • «Обычно у меня нет времени готовить презентацию, и я выступаю экспромтом»;
   • «Я опаздываю на презентацию. Пожалуйста, набросайте мне речь»;
   • «У меня нет времени работать над докладом, пусть в отделе маркетинга подготовят что-нибудь».
   И наконец, существует, к сожалению, еще один весьма популярный подход: «Посмотрим… Я использую три слайда Тома, шесть – Дика и четыре – Гарри». Помните, как это называется? Франкенштейн.
   Если вам знаком хоть один из этих подходов, понятно ваше стремление верить в то, что Авраам Линкольн составил свою классическую речь подобным же образом. Однако дела обстоят с точностью до наоборот. Гэрри Уиллс окончательно рассеял этот, по его словам, «глупый, но устойчивый миф», детально поведав сложную историю создания Геттисбергского послания. Уиллс описывает, что заложило фундамент ораторского искусства Линкольна: классическая риторика, особенно популярная в XIX столетии; увлечение Линкольна литературой и Библией; учеба и практика на протяжении всей жизни; его восхищение ораторским искусством Даниэля Уэбстера. Уиллс добавлял: «Линкольн писал медленно, всегда классифицировал свои мысли и любил оттачивать логику и формулировки. Этот процесс предшествовал любому его публичному выступлению».
   В дополнение ко всему Уиллс также говорит о том, что Линкольн сочетал вербализацию с интервальным обучением: «Несомненно, секрет ораторского искусства Линкольна в том, что он не только готовился вслух, чтобы облечь мысли в слова, но и писал, чтобы упорядочить свои мысли».
   Затем Уиллс полностью развенчивает миф Геттисбергского послания. Он приводит несколько исторических свидетельств, указывающих на то, что Линкольн начал готовиться к выступлению как минимум за два дня и продолжал работать над текстом по пути в Геттисберг. Затем, в тот знаменательный день 19 ноября 1863 года Линкольн поднялся на сцену «с одним или двумя листками бумаги». И все ради речи из 272 слов!
   А теперь перейдем от потрясающего красноречия Авраама Линкольна к обычному человеческому хобби. Опытные кроссвордисты знают: если кроссворд не разгадывается, лучше отложить его на какое-то время. Когда они к нему вернутся, все получится. Те, кто признает важность интервального обучения, говорят: если вернуться к презентации или речи спустя некоторое время, можно сразу же увидеть несколько возможностей усовершенствовать ее. Объясняется это тем, что так вы смотрите на презентацию с иной точки зрения или же позволяете своему подсознанию переработать материал, в то время как сознание занято чем-то другим. Более того, благодаря такому свежему взгляду вы еще лучше овладеваете материалом и чувствуете себя уверенным человеком.
   Почему же при таких преимуществах интервального обучения многие выступающие откладывают подготовку презентации на последний момент? Большинство деловых людей, как и вы, постоянно заняты и загружены. Однако если вы считаете, что каждая презентация – событие критической важности, такие отговорки неправомерны.
   Всем нам знаком тезис Энди Уорхола о том, что любой может стать знаменитым за 15 минут. Я бы развил это высказывание, добавив, что каждый выступающий за 15, 30 или 60 минут выделенного времени может заставить аудиторию воскликнуть: «Ага!». Разве вы не хотите использовать каждую минуту этого времени максимально эффективно? Разве вам не хочется, чтобы каждый инструмент и каждая техника помогали вам захватывать внимание аудитории, проводить их по всем этапам вашего выступления, ни на миг не отпуская, и, наконец, доставлять их в пункт Б?
   Всего этого вы можете достичь с помощью интервального обучения.
   Я сам применяю на практике то, чему учу. Большая часть материалов этой книги на протяжении двадцати с лишним лет оттачивалась в рамках курса «Эффективные презентации», за исключением данной главы. Я решил написать ее после того, как прочел книгу Уиллса. Для этого мне потребовалось 37 черновиков и более трех дней работы, не считая дополнительных черновиков, которые я составил после беседы с редактором и издателем.
   Если эта глава окажется для вас полезной, благодарите интервальное обучение. Вы тоже можете использовать этот инструмент для собственного блага.

   Внутренние связки

   Вы будете выстраивать презентацию, используя ключевые элементы из формы рассказа. Эти элементы можно считать кирпичиками, но для того, чтобы кирпичи держались вместе, им нужен строительный раствор. Таким клеем служат особые нарративные инструменты – связки: выразительные устные переходы от одного слайда к другому, от одной части презентации к следующей.
   Чтобы наглядно представить значение связок, давайте вернемся к конференциям инвестиционных банкиров, которые я впервые описывал в главе 4. Я часто посещаю такие конференции, поскольку они дают мне возможность за короткий срок побывать на самых разных презентациях. На каждой такой конференции я наблюдаю, как десятки руководителей компаний – уверенные, опытные и уравновешенные ораторы – проводят свои презентации. Однако же подавляющее большинство докладчиков проводит презентации по примерно одинаковому сценарию: переход от слайда к слайду со словами «А теперь мне хотелось бы рассказать о…», и так на протяжении всего выступления.
   Эта банальная фраза – не просто бесполезное клише, она также разрушает любую последовательность и поток. По сути, из-за нее с каждым слайдом презентация как будто бы начинается заново. Она равнозначна перезагрузке и усложняет восприятие презентации аудиторией. Идеи, вырванные из контекста и не связанные с ним, опускают публику на уровень деревьев, и ваши зрители видят лишь по дереву за раз, не имея представления о целом лесе, что скрывается за кронами. Здесь отсутствуют связки, «вербальный клей», который должен предоставить сам выступающий.
   Связки бывают двух типов: внутренние – утверждения, которые связывают разные части презентации, и внешние – высказывания, «соединяющие» вашу презентацию с аудиторией. В этой главе мы рассмотрим 12 типов внутренних связок, а внешние оставим на следующую главу.
   1. Ссылки на структуру потока. На протяжении всего выступления несколько раз напоминайте слушателям о структуре презентации.
   2. Логический переход. Завершите предыдущую тему и плавно переходите к следующей.
   3. Перекрестные ссылки. Ссылайтесь на то, что уже сказано в презентации и будет сказано в дальнейшем.
   4. Риторический вопрос. Ставьте релевантные вопросы, а затем отвечайте на них.
   5. Лейтмотив (рефрен). Приведите какой-то пример или факт в начале презентации, а затем возвращайтесь к нему несколько раз в ходе выступления.
   6. Bookends – реклама в двух частях. Приведите пример или факт в начале презентации и не возвращайтесь к нему до самого конца.
   7. Мантра. Постоянно используйте броскую фразу или слоган.
   8. Промежуточные итоги. Останавливайтесь на переходах от темы к теме и подводите итог сказанному.
   9. Нумерация. Объединяйте близкие концепции в группы и нумеруйте их.
   10. Подсчет. Приводите числовую информацию в перспективе.
   11. Подкрепление пункта Б. Повторяйте призыв к действию несколько раз на протяжении презентации.
   12. Название компании. Часто произносите название своей компании, наименование продукта или услуги.
   Щедро используйте эти связки на протяжении всей презентации, и аудитории будет легче следовать за потоком информации. А теперь давайте более подробно рассмотрим все двенадцать внутренних связок, дополнив каждую примером.

   1. Ссылки на структуру потока

   Если из всех остальных типов внутренних связок вы можете выбирать, то использовать первую из них – ссылки на структуру потока – просто необходимо. Именно она открывает вашей аудитории панораму леса, скрытую за деревьями.
   Вот как это выглядит на практике. Если вы выбрали структуру «Проблема/Решение», постоянно возвращайтесь к проблеме, на решение которой направлен ваш бизнес. Используйте в ходе презентации подобные предложения: «Итак, вы видите, как наше уникальное решение позволяет справиться с проблемой, которая касается миллионов людей».
   Подобным же образом при выборе структуры «Возможность/Средство реализации» снова и снова повторяйте об этой возможности и о том, как продукция или услуги вашей компании позволяют использовать ее.
   Или, если вы предпочли числовую структуру потока и, допустим, построили презентацию по принципу «Десять причин купить наш продукт», не забывайте отсчитывать вслух. Давайте слушателям знать, где находятся точки поворота вашей презентации: «Вот первая причина… А теперь причина номер два… И наконец, десятая и главная причина…».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [28] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация