А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Комментарий к Федеральному закону от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)" (страница 1)

   Дмитрий Валерьевич Кандауров, Александр Викторович Щепотьев
   Комментарий к Федеральному закону от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)

   Введение

   Комментируемый Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) после своего принятия имел широкое обсуждение со стороны различных средств массовой информации. В их числе информационный интернет-канал Сабскрайб. ру, материалы издания «Аргументы и факты» от 5 июля 2011 г. под заголовком «Кому, сколько, когда? 10 главных пунктов нового закона о техосмотре», Российской газеты от 2 августа 2011 г. под заголовком «Процедура техосмотра станет более дорогой». Следует обратить особое внимание на опросы общественного мнения, проводимы интернет-сайтом Сабскрайб. ру, где говорится, что новый порядок ТО поделил российских водителей, представляющих активную (месячную) интернет-аудиторию, на три лагеря. По данным проведенного информационным каналом Subscribe.ru онлайн-опроса, более 1800 российских пользователей Интернета, среди которых 78 % являются владельцами личных автомобилей, а 22 % пользуются ими по доверенности или в качестве служебного транспорта, большинство (43 %) опрошенных идею передачи полномочий на проведение техосмотра от ГИБДД страховым компаниям не одобряют. Поддержку это новшество находит лишь у 27 % опрошенных и еще 30 % не определили своей позиции.
   Позиция опрошенных пользователей в незначительной степени зависит от того, к какому классу относится автомобиль, который находится в личном владении/пользовании респондента. Одобряют реформу техосмотра 24–27 % водителей автомобилей компактного, малого и нижнего среднего классов против 30–34 % водителей автомобилей среднего и более высоких классов.
   Зато возраст используемого автомобиля оказывает значительное влияние на отношение респондента к реформе техосмотра. По новому закону, владельцам, новых машин, возраст которых не превышает трех лет начиная с года выпуска (а это 29 % среди всех опрошенных), проходить техосмотр не нужно. Владельцам автомобилей, возраст которых составляет от трех до семи лет (30 % среди всех опрошенных), нужно будет проходить техосмотр раз в два года, а вот владельцам машин старше семи лет (36 % среди всех опрошенных) придется проходить техосмотр каждый год.

   Одобряете ли Вы идею передачи полномочий на проведение техосмотра автотранспорта от ГИБДД страховым компаниям?
   Наиболее высока доля российских водителей недовольных реформой техосмотра в Дальневосточном (54 %) и Сибирском (50 %) федеральных округах, где доля автомобилей в возрасте старше семи лет достигает соответственно 64 % и 58 %. Наиболее высока доля российских водителей, одобряющих реформу техосмотра, в Москве (32 %) и в Северо-Западном (34 %) федеральных округах, где доля автомобилей в возрасте до трех лет достигает соответственно 38 % и 35 %.
   По признанию 57 % опрошенных автомобилистов, последний государственный технический осмотр автомобиля, который они водят чаще всего, был официальным, с надлежащим осмотром автомобиля. Напротив, 31 % получили талон ГТО неофициальными путями. В последнем случае наиболее «отличились» жители Южного (46 %), Северо-Кавказского (45 %) федеральных округов, Москвы (37 %) и вообще все, у кого возраст автомобиля превышает семь лет (44 %).
   Один из главных аргументов сторонников реформы – снижение коррупции (в это верит 41 % из числа одобряющих против 12 % из числа не одобряющих реформу техосмотра респондентов), так как чем меньше общаешься с сотрудниками ГИБДД, тем реже приходится давать им взятки. Противники законопроекта возражают: сэкономить на техосмотре все равно не удастся. Как только к этой процедуре допустят страховые компании, официальные расценки сразу же устремятся вверх (в этом уверены 95 % из числа не одобряющих против 49 % из числа одобряющих реформу техосмотра респондентов). Владельцам же «убитых» авто для признания своего металлолома годным к употреблению, вероятно, снова придется решать вопрос неофициальным путем.

   По Вашему мнению, какие последствия будет иметь передача полномочий на проведение техосмотра автотранспорта от ГИБДД страховым компаниям?
   В настоящее время, по данным участников опроса, за прохождение последнего государственного технического осмотра заплатили не более 500 рублей лишь 13 % среди всех опрошенных (в том числе 17 % среди владельцев новых авто), от 501 до 1000 рублей – 26 % (в том числе 30 % среди владельцев новых авто), от 1001 до 2000 рублей – 19 %, от 2001 до 3000 рублей – 14 %, более 3000 рублей – 12 % (причем в Москве доля последних достигает 30 %, а в Дальневосточном федеральном округе – 33 %). Среди тех, кто последнее ТО проходил неофициально, каждый второй выложил сумму не менее 2000 рублей. Напротив, среди тех, кто последнее ТО проходил официально, каждый второй потратил от 500 до 2000 рублей. Вероятно, что 2000 рублей и окажутся для страховых компаний первоначальным ориентиром при расчете стоимости техосмотра. Стоит отметить, что респонденты, потратившие на последнее ТО не менее 2000 рублей, более склонны к одобрению реформы ТО, возможно рассчитывая, что рынок зафиксирует эту стоимость в качестве средней.
   Еще одна надежда поборников частного техосмотра – упрощение процедуры и сокращение времени прохождения техосмотра (в это верит 61 % и 47 % из числа одобряющих против 11 % и 42 % из числа не одобряющих реформу ТО респондентов). Критики же законопроекта не верят, что бюрократии и проволочек станет меньше (62 % среди не одобряющих реформу ТО респондентов ожидают усложнения процедуры и порядка прохождения ТО).

   По Вашему мнению, какие последствия будет иметь передача полномочий на проведение техосмотра автотранспорта от ГИБДД страховым компаниям?
   Критики законопроекта считают, что без специалистов ГИБДД качество техосмотра не улучшится или даже ухудшится (в этом уверены соответственно 45 % и 40 % среди не одобряющих реформу ТО респондентов). Позиция сторонников частного техосмотра чуть более оптимистична (среди них 40 % не ожидают снижения качества ТО, а 36 % даже надеются на его повышение).

   По Вашему мнению, какие последствия будет иметь передача полномочий на проведение техосмотра автотранспорта от ГИБДД страховым компаниям?
   Среди сторонников частного техосмотра 21 % рассчитывают на повышение уровня безопасности на российских дорогах, тогда как 23 % среди их оппонентов опасаются, что, напротив, ездить станет опаснее. Однако большинство среди тех и других (65 %) скорее не склонно связывать решение проблем безопасности дорожного движения с практикой техосмотра.
   В материалах Российской газеты от 2 августа 2011 г. сказано:
   «Станции техобслуживания уже ощутили на себе действие нового закона: их салоны опустели. Однако о закрытии станций речи пока не идет. Как пояснили нам сами владельцы, пока они ждут 1 января 2012 г.».
   «Первое заседание рабочей группы Союза (Российского союза автостраховщиков) по новым правилам техосмотра намечено на конец июля 2011 г., – говорит Андрей Антохонов, начальник отдела ОСАГО страховой компании «РОСНО». – Новый закон содержит положения, порядок выполнения которых нуждается как минимум в уточнении. Например, как действовать предприятиям, у которых на некоторый парк транспортных средств техосмотр заканчивается через месяц после окончания ОСАГО, ведь по новому закону заключать новые договора ОСАГО они не смогут, так как требуется талон техосмотра со сроком окончания не менее чем через 6 месяцев. Также есть вопросы по процессу аккредитации в Российском союзе автостраховщиков государственных пунктов техосмотра».
   Отметим, что одним из условий прохождения аккредитации пункта техосмотра является наличие технической возможности передачи сведений о результате техобслуживания в единую электронную базу данных. Между тем таковой в нашей стране пока не существует.
   «Есть база данных по Москве и Московской области, – рассказывает председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров, – т. е. в этих регионах можно «пробить» по базе, проходил автомобиль техосмотр или нет, подобного банка данных между регионами пока не существует. Хотя его создание не представляет технической сложности. Будем надеяться, что база по всей России появится если не в те полгода, которые остались до того, как закон начнет работать, то хотя бы в те два года «переходного периода», которые нам отведены до полного перехода на новые правила».
   Должен быть отрегулирован способ расчета тарифов на техосмотр: в каждом регионе РФ будет установлена своя стоимость прохождения этой процедуры. Верхний предел определит Федеральная служба по тарифам. Комитет Госдумы по транспорту сегодня прогнозирует, что цена не будет превышать 3 тысяч рублей.
   «…Если сейчас госпошлина за техосмотр составляет 300 рублей плюс 500 рублей автовладелец платит за диагностику, то после введения новых правил стоимость процедуры теоретически может снизиться, – рассуждает Алексей Дроздов. – Если операторов техобслуживания будет достаточно много и конкурентная среда заставит пойти на снижение цены. Но, честно говоря, я в это не верю».
   Дело не только в логике, согласно которой страховые компании, вероятно, не захотят упустить возможности заработать. «Закон ведь вводит ответственность за неисправность в автомобиле, которую могут «недоглядеть» при техосмотре, – говорит Дозоров. – Если эта неисправность поведет к причинению вреда владельцу автомобиля, то ему должны будут возместить ущерб. А такой риск, конечно же, будет закладываться в стоимость услуги. Я практически на сто процентов уверен, что цена на техосмотр по всей стране вырастет».
   В этом смысле, по мнению эксперта, закон однозначно выгоден владельцам страховых компаний. «Перевод всех процедур прохождения техосмотра под их крыло, разумеется, позитивно скажется на их бизнесе», – утверждает Алексей Дозоров. Он также не исключает возможности возникновения такой ситуации, при которой отдельные страховые компании будут просто продавать талоны и полисы о техосмотре. «Подобные вещи практикуются и сейчас, не исключено, что они продолжатся и в будущем», – отмечает специалист.
   Иначе видит ситуацию кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Высшей школы экономики (Санкт-Петербург) Юлия Тарасова.
   «Я думаю, что существенных изменений для страховщиков не произойдет, – говорит она. – Техосмотр не является определяющим цену полиса и расходов при страховании автомобилей; а сотрудники станций техобслуживания найдут иные способы и возможности заработать».
   Ситуация прямой продажи полисов, по мнению специалиста, возможна только для небольшого числа организаций. «В зарубежной практике есть компании, которые называются «принципалы». Это те компании, которые продают полисы исключительно через агентскую сеть», – говорит Юлия Тарасова – Компании, которые пытаются «заработать» на страхователях без оказания страховых услуг, всегда присутствовали на рынке, но не думаю, что они будут составлять большинство. Кроме того, сейчас на страховом рынке России сложилась тенденция к укрупнению страховых организаций, которые не будут ограничиваться простой продажей услуг»«.
   В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 2 июля 2010 г. № 3926-5 ГД проект федерального закона № 154738-5 «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы О.В. Морозовым, С.Н. Шишкаревым, Н.Н. Гончаром, А.Л. Бурковым, А.Л. Бурносовым, В.Л. Горбачевым, В.Г. Гридиным, В.М. Зубовым, К.И. Косачевым, Р.В. Кондратовым, был принят в первом чтении. Было решено направить указанный законопроект Президенту РФ, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Поправки к указанному законопроекту решено направить в Комитет Государственной Думы по транспорту в 30-дневный срок со дня принятия указанного постановления. Поручено Комитету Государственной Думы по транспорту доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
   В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 14 июня 2011 г. № 5436-5 ГД проект федерального закона № 154738-5 «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации» принят во в тором чтении с новым наименованием «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Комитету Государственной Думы по транспорту поручено доработать указанный законопроект с учетом принятых поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы в третьем чтении.
   На следующий день (15 июня 2011 г.) указанный проект федерального закона был принят в окончательном чтении (постановление № 5448-5 ГД) и направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
   Буквально через каких-то семь дней, т. е. 22 июня 2011 г., Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был одобрен Советом Федерации (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 231-СФ) и через девять дней, т. е. 1 июля 2011 г., подписан Президентом России Медведевым Дмитрием Анатольевичем. После чего Закону был присвоен № 170-ФЗ.
   Через следующие три дня, т. е. 4 июля 2011 г., Закон был официально опубликован в Российской газете № 142. Сам Закон согласно ст. 33 вступает в силу с 1 января 2012 г. Но есть положения, которые вступают в силу опубликования, а есть положения, которые вступают в силу с 1 января 2013 г.
   Так, со дня официального опубликования, т. е. с 4 июля 2011 г., вступили в силу следующие положения Закона.
   Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств (далее – талоны ГТОТС), имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и не используемых для оказания услуг по перевозкам, и мототранспортных средств, которые выданы должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра (далее ГТО) и срок действия которых истек или истекает в 2011 г., продлеваются до момента истечения срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее договоров ОСАГО) в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 г.
   Профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ПОС), обязано обеспечить возможность аккредитации заявителей не позднее 1 января 2012 г.
   До 1 января 2012 г. МВД России передает ПОС сведения об организациях, которые на день вступления в силу Закона прошли в установленном законодательством РФ порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России. Указанные организации обязаны направить до 1 января 2012 г. ПОС заявления о включении в реестр операторов технического осмотра. На основании этих сведений и заявлений ПОС незамедлительно включает указанные организации в реестр операторов технического осмотра. Особенности обеспечения указанных организаций в период с 1 января 2012 г. до 1 января 2014 г. бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, порядок их учета, хранения, передачи, уничтожения устанавливаются Правительством РФ.
   До 1 января 2013 г. страховщики обязаны направить в ПОС сведения об ОСАГО, которые имеются у них и внесение которых в автоматизированную информационную систему обязательного страхования предусмотрено в соответствии с комментируемым Законом.
   С 1 января 2013 г. вступает в силу положение о дополнении Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» п. 10.1 ст. 15 с текстом следующего содержания:
   «10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.»
   Более подробно вопрос вступления в силу Закона рассмотрен в данном комментарии к ст. 33 Закона.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация