А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охранительная концепция права в России" (страница 47)

   Заключение

   В начале третьего тысячелетия постмодернистская потребительская культура, овладевшая человечеством под маской глобализации, ставит под сомнение перспективы существования человечества. Как никогда актуален поиск альтернатив западной утилитарной цивилизации, которая угрожает жизни не только российской части человечества, но и всему живому на нашей планете. Философы А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин пишут: «Сегодня западная цивилизация несомненно находится в стадии деградации, а потому и навязывает всему миру наихудшую и наиопаснейшую из всех возможных утопий – “утопию вечного настоящего" и под этим пропагандистским флером продолжает беззастенчиво паразитировать на чужих сырьевых, энергетических и экологических ресурсах. Поскольку же объем ресурсов конечен, то финал нетрудно предвидеть: нас всех ждет – кого-то раньше (страны третьего мира и бывшего СССР), а кого-то чуть позже (развитые страны Запада и Япония) – неизбежное исчезновение с лица Земли. Ряд исследователей называет точную дату – 2030 год.[480].
   В этом отношении под угрозой грядущей катастрофы необходимо возрождение тех духовных и нравственных доминант, которые выведут Россию и человечество из тупика потребительской цивилизации и обеспечат выживание и сохранение человека и всего живого. Одна из альтернатив западной цивилизации представлена в концепции русской идеи консервативных мыслителей России, видевших еще в XVIII в. загнивание Запада на началах материального благосостояния, прогресса и индивидуализма. К сожалению, прозрения консерваторов относительно спасительных для человечества начал православия до сих пор не нашли признания и воплощения в российской действительности[481].
   Традиционалистская альтернатива России западной правовой культуре заключается в духовной общности людей или соборном единстве, где люди не противопоставлены друг другу, а едины в любви и вере в Бога. Соборность сохраняет социальный мир, обеспечивает гармонию души людей и общества, уберегает человека от фальши рационализма и материальных утех. В соборном идеале власть и закон – лишь служебные силы, удерживающие греховных людей от зла, но не способные вселить в душу духовные идеалы любви, добра и самопожертвования. Право и государственность – охранительные средства от негативных проявлений человеческой природы, но не самоцели, фетиши, окончательные идеалы в развитии человечества. Истинный идеал лежит за пределами земной жизни человека и связан с Царствием Небесным.
   Непредвзятое изучение наследия отечественных консерваторов позволяет развенчать миф о реакционности, косности традиционалистской правовой мысли России. История русского государства и права показывает, что именно консервативные убеждения русского общества позволили сохранить отечественную культуру, государственную независимость и духовную самобытность России. Идеалы самодержавия-жертвы, доверия власти, народа и церкви, нравственные основы права обеспечили выживание русского народа, несмотря на постоянные угрозы извне (завоевания, ереси, информационная и идеологическая войны) и изнутри (смуты, борьба олигархических и сепаратистских сил, терроризм и преступность).
   В обществе, основанном на вере и соборном единстве, государство и право не могут выступать абсолютными ценностями. Их роль служебная – в обеспечении мира, борьбе со злом, нравственно слабыми людьми. Да и человек не должен размениваться на мелочные, суетные дела политики, законодательства и правосудия. Его назначение не в прозябании в политике, суетных заботах во внешнем благополучии, а в поиске вечных духовных идеалов, совершенствовании духа и любви к Богу. Государство не может быть идеалом, мечтой политика, поскольку власть – бремя, ответственность, путь, который сродни жертвующим собой монахам, – в отречении от свободного духовного быта ради блага всего общества. Право не апофеоз юридической свободы, а обязанность, долг, внутреннее и по душе взятое на себя самоограничение ради заботы о других.
   Государство, право вне религии, нравственных абсолютов для охранительных идеологов было немыслимо и означало общественную катастрофу – разрыв назначений государственно-правовых с духовными константами. Общество, живущее бездуховной властью и утилитарной свободой, гарантированной законом, жалко и не достойно человеческого звания.
   Главное в учении российских консерваторов – не только доказательство самобытности российской цивилизации, но и обоснование истинного пути всего человечества – не к сиюминутным ценностям потребительства, а в приобщении к истинной свободе человеческой души в Боге и единстве со всем человечеством. Западная культура стала приобретать тоталитарные черты (культ фетишизма и низменных инстинктов), поскольку давно стала заложницей вещественного начала и потеряла высшие духовные скрепы своего бытия. Поэтому свобода в таком обществе – фикция, самообман, так как обеспечивается не внутренним выбором и совестью человека, а внешним контролем государства и силой закона. Выбор за людей сделан рекламой и гигантскими корпорациями.
   России же с учетом прозрений охранительных мыслителей необходимо преодолевать зло западной культуры и избавляться от комплекса собственной культурной неполноценности. Пренебрежение властью, формально-юридическими началами – не зло, не недостаток российской культуры, а ее достоинство. Миф о низкой правовой культуре не имеет под собой никаких оснований, порождая лишь чувство собственной неполноценности у русского народа. За спиной у России собственный, так и не оцененный неиссякаемый источник духовного совершенства – ее история, святыни, традиции, мощная энергетика государственности и права, которые неизмеримо духовно превосходят либеральные ценности. И не случайно, что живучи в русской культуре традиции, обоснованные отечественными консерваторами:
   – православная вера;
   – цельность духа, соединяющая разум с чувствами, верой и нравственными идеалами;
   – соборность как идеал развития государственности, когда принудительные механизмы обеспечения совместной жизни уступят место свободной жизни на началах братства и любви;
   – органичность развития государства и права как форм воплощения национального духа русского народа, не до конца познаваемого и проектируемого;
   – аполитизм в смысле отрицания абсолютной ценности политики, политической борьбы вкупе с мощным инстинктом общежития и охраны государственности как гаранта безопасности веры и культуры;
   – идеал самодержавия как нравственного правления, способного в разрез с законом на милосердное, справедливое, совестное решение;
   – патриархальность и мистицизм русского самодержавия, укорененность царской идеи в русском менталитете как единственно возможной формы правления в связи с географическими, социальными, этническими и духовными особенностями российской цивилизации;
   – самодержавие как жертва царя ради народа;
   – духовный, экономический и культурный потенциал земского дела (местного самоуправления);
   – симфония духовной и светской властей – гармоничное соработничество церкви и государства без подчинения ими друг друга;
   – империя как форма не территориальной экспансии, а совместного и паритетного развития различных национальных культур в одном политическом организме;
   – нравственная правда, справедливость, совесть как императивы юриспруденции;
   – взаимодополнительность православия, нравственности и юридического закона, когда закон – лишь ступенька в восхождении к благодати, средство внешнего обуздания зла в человеке;
   – приоритет религиозных заповедей, традиций и обычаев среди источников права;
   – совестное, интуитивное постижение права как благодати Бога, позволяющей выбрать правомерный вариант поведения, даже не опираясь на букву закона;
   – восприятие субъективного права как внутреннего долга, обязанности служения другим людям;
   – использование неформальных социальных регуляторов и процедур для разрешения социальных конфликтов (божий суд, суд совести, домашний суд, суд общины);
   – соборные принципы управления обществом и решения социальных конфликтов;
   – придание государству и праву роли охранительных сил – средств самозащиты национальной веры, культуры и традиций русского народа.
   Вызывает чувство надежды в современную эпоху появление целой плеяды ученых, которые возрождают в государствоведении и правоведении духовные начала русской государственности и правовой культуры – А.М. Величко, В.В. Сорокин, М.Б. Смолин, О.А. Платонов, А.С. Карцов, И.А. Иванников, С.Н. Бабурин и др.[482].
   Авторы, конечно, осознают, что смогли обозреть лишь малую толику того консервативного правового наследия, которое оставили отечественные мыслители. Особого изучения и анализа на монографическом уровне заслуживают учения таких мыслителей как А.С. Шишков, С.Ф. Шарапов, А.Ф. Гильфердинг, М.П. Погодин, П.Ф. Булацель, И.Д. Беляев, В.П. Пешков, П.Е. Казанский, Н.А. Захаров, Н.И. Черняев, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, Г.Ф. Растопчин, А.И. Солженицын, В.В. Кожинов и многие другие представители отечественного охранительства.
   Подытоживая сказанное, можно сформулировать ряд закономерностей, присущих возникновению и эволюции отечественной консервативной политико-правовой доктрины:
   – консервативная правовая доктрина России изначально присуща отечественному национальному правосознанию;
   – возникновение охранительной правовой идеологии обусловлено угрозами для русской веры, культуры и национальной независимости (внешняя агрессия, экспансия чужой культуры или веры – иудаизма, католичества, протестантства, атеистических и секуляризованных концепций государства и права);
   – в отечественной истории консервативная правовая мысль выполняла функцию сбережения, сохранения и выживания русского народа, его духовной культуры и государственности как оплота внешней независимости;
   – независимое и самобытное развитие России напрямую зависит от признания, ценности и авторитетности консервативного юридического мировоззрения;
   – ослабление, потеря консервативных правовых традиций влечет за собой падение авторитета власти и закона, смуту, революции и социальные катаклизмы и ставит под сомнение государственную независимость и сохранение русской национальной культуры.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [47] 48 49 50

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация