А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охранительная концепция права в России" (страница 45)

   9.2. Неоконсервативная концепция государства и права А.И. Солженицына

   Русский писатель XX-начала XXI в. Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) входит в число тех немногих мыслителей современности, которые стоят на традиционалистком фундаменте и реанимируют сформированные тысячелетней русской историей ценности и идеалы русского народа. Можно без преувеличения назвать Александра Исаевича неославянофилом за его убеждения и политико-правовые взгляды. Однако творчество А.И. Солженицына привлекает внимание чаще всего только с одной стороны – литературной, реже – с публицистической. Для правоведения идейное наследие Александра Исаевича и вовсе остается тайной за семью печатями.
   А. И. Солженицын родился в 1918 г. на Украине в семье выходца из крестьянской семьи Солженицыных и представительницы богатого рода Щербак. Как и многие другие советские мальчишки, ходит сначала в церковь, потом вступает в комсомол, увлекается футболом и театром. В 1936 и 1939 гг. он одновременно учится на физико-математическом факультете Ростовского университета и заочном отделении Московского института истории, философии и литературы. В 1941 г. уходит на фронт солдатом.
   В 1945 г. его переписка с другом, где содержались негодующие выражения в адрес Сталина, попадает в руки военной контрразведки. Его осуждают на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по ст. 58 УК. В заключении он принимает участие в Экибастузской смуте, после чего попадает в больницу для проведения операции по удалению злокачественной опухоли в паху. Однако вскоре он поправляется, онкологический диагноз снимается..
   После смерти Сталина А.И. Солженицына отправляют на вечное поселение в аул Кок-Терек, разрешая съездить на лечение в Ташкент. В 1956 г. он по решению суда был реабилитирован. В эти годы начинает активно заниматься литературным творчеством, переехав в Рязань и работая учителем. Появляются его центральные произведения: «Матренин двор», «Раковый корпус», «Архипелаг Гулаг» и др.
   В то же время он переходит к активной общественной антисоветской деятельности и пишет «Письмо к вождям», убеждая их отказаться от губительной для России политики. В 1972 г. его обвиняют в предательской деятельности и помещают в Лефортово. Вскоре по решению суда Александр Исаевич был лишен гражданства и выслан из России в Швейцарию. Оттуда он переезжает в США и живет в Вермонте. В 1970 г. ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
   С 1980-х гг. общественное мнение признает заслуги А.И. Солженицына, начинается работа по возвращению его на родину. В 1990 г. он приезжает в Россию. Выходят в свет его литературные и публицистические произведения, ранее запрещенные советской властью.
   В 1990-е гг. часть демократических сил отворачивается от А.И. Солженицына, поскольку тот правдиво отмечает не демократизм, а анархию в обществе, бессовестность чиновников еще советской закваски и разлад в связи с партийным делением общества. Идеал видится ему в восстановлении русских святынь и традиционных институтов власти, а не демократическом устройстве государства на лживый европейский лад.
   К концу жизни Александра Исаевича выходит его работа «Двести лет вместе», посвященная истории взаимоотношений русских и евреев. Книга получила разные оценки, вплоть до обвинений в антисемитизме. Однако, А.И. Солженицын вновь продемонстрировал свои неконсервативные, прорусские убеждения.
   Политико-правовые взгляды А.И. Солженицына рассыпаны по всему творчеству писателя – художественным произведениям, публицистике, интервью, письмам и пр. Без сомнения, Александр Исаевич прежде всего предстал как активный борец против марксизма и советской государственной системы, которая вела Россию к постепенной гибели. В первую очередь он упрекал власть в растрате сил и потере идеи заботы о народе – сбережении русского народа и его культуры. Можно сказать, что квинтэссенцией творчества писателя выступает мотив борьбы за русский народ, который долгие столетия находится в непрекращающейся борьбе за выживание. Главное для русской власти – спасти, сохранить, уберечь русский народ, русскую национальную культуру от уничтожения и деградации.
   В 1990-е гг. Солженицын пишетработу «Как нам обустроить Россию», в которой предлагает отказаться от тяжелого имперского пути – помощи в развитии советских республик. По мысли писателя, русский народ истощен работой и трудом ради других народов. Русская империя проявила себя не в порабощении и завоеваниях, а во служении другим народам. Но настал тот час, когда силы нации на исходе и ведут к катастрофическому напряжению воли и духа. Александр Исаевич пишет: «Надо теперь жестко выбрать: между Империей, губящей прежде всего нас самих, и духовным и телесным спасением нашего же народа. Все знают: растет наша смертность и превышает рождение – мы так исчезнем с Земли! Держать великую Империю – значит вымертвлять свой собственный народ. Зачем этот разнопестрый сплав? Чтобы русским потерять свое неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке ее. Отделением двенадцати республик, – этой кажущейся жертвой – Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития, наконец обратит внимание и прилежание на саму себя. Да в нынешнем смешении – какая надежда и на сохранение, развитие русской культуры? Все меньшая, все идёт в перемес и в перемол».
   Накануне развала СССР А.И. Солженицын практически единственный полагал, что Россия должна вернуться к своим трем исконным корням – Великороссии, Малороссии и Белоруссии. Остальные республики – тяжелый гнет для русского народа, поднимавшего их культурную жизнь в течение веков.
   В числе первоочередных мер по выходу России из политического кризиса конца 80-х гг. он предлагал:
   – отказ от имперской политики и растраты сил в отношении Восточной Европы;
   – сокращение государственного аппарата;
   – наделение людей землей как естественная предпосылка их самостоятельности, а также форма возвращения к национальным истокам – почве;
   – организация хозяйства на основе инициативы и самостоятельности, но на нравственных идеалах, а не на мотивах наживы и расчета;
   – обустройство семьи, в том числе возвращения матери к детям с тяжелой работы;
   – организация образования;
   – реформы государственного строя по пути обеспечения заботы о сбережении народа и развития национальной культуры на основе русских традиций.
   Абсолютно в консервативном ключе писатель решает вопрос о соотношении духовности, политики и экономики. Политика и хозяйство должны служить развитию нравственного идеала в человеке, а не быть самодовлеющими принципами – борьба за власть и господство, обогащение и страсть к наживе. А.И. Солженицын полагал: «государственное устройство – второстепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве – допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве – невыносима и самая разливистая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности – то это проявится при любом строе. Политическая жизнь – совсем не главный вид жизни чело века, политика – совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идет в стране политическая жизнь – тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств. Источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизни, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений – основней, чем уровень изобилия».
   Избегает Александр Исаевич и правового романтизма. Закон не способен на улучшение жизни и нравственного состояния человека, достижение идеального строя. Опора общества в духовном развитии человека, а не подпорках – власти и законах, которые есть лишь условия для возможного раскрытия душевных сторон жизни человечества. По убеждению писателя, «если в нации иссякли духовные силы – никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод – на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами».
   Идеальный общественный строй Александр Исаевич связывал не с совершенствование общественных и государственных институтов, а с укоренением в национальном самосознании и даже сознании всего человечества христианской идеи самоограничения – свободного, добровольного ограничения своих потребностей и желаний ради совместной, соборной жизни. Другого пути у человечества для выживания и самосохранения нет, поскольку идея индивидуализма и прав человека постепенно приведет к социальной и природной катастрофе. А.И. Солженицын так сформулировал принцип совершенной личности и идеального общества: “Права человека" – это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство если имеет власть расширяться и хватать – то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости (выделено мной. – А. А.)».
   В отношении государственного устройства России писатель высказывал ряд предложений в неославянофильском духе:
   – отказ от демократических принципов в сфере центральной государственной власти;
   – признание институтов демократии на местном уровне и соответственно развитие местного самоуправления;
   – при формировании представительных органов нужны цензы оседлости, образования и возраста, а также представительство сословий и профессиональных групп;
   – авторитарность (державность) формы правления;
   – обеспечение самостоятельности церкви;
   – отказ от партийного строительства (по словам Солженицына «никакое коренное решение государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям. При буйстве партий – кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня. Не дать возможности “профессиональным политикам" подменять собою голоса страны. Для всех профессиональных знаний есть аппарат государственных служащих».)
   Таким образом, политико-правовые взгляды А.И. Солженицына представляют собой реанимацию консервативной правовой традиции, основанной на идеалах соборного управления, господства нравственности православия в государстве и правовой системе, сочетания сильной авторитарной центральной власти и автономии местного самоуправления.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [45] 46 47 48 49 50

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация