А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охранительная концепция права в России" (страница 44)

   Глава 9
   Неоконсервативная теория государства и права в конце XX – Начале XXI вв

   9.1. Теория соборной государственности митрополита Иоанна (Снычева)

   Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) принадлежит к немногочисленному течению в современной политико-правовой мысли, которое отстаивает необходимость возрождения русской духовной культуры и традиционных институтов власти и права на православных началах. Несмотря на весьма глубокие и интересные произведения митрополита Иоанна, его имя по прежнему известно ограниченному кругу специалистов в богословии, истории, политологии и правоведении. Еще более актуально обращение к творчеству митрополита в связи с тем, что он был сторонником идеи богоизбранности русского народа в служении всему человечеству и православной вере, которая постоянно становится объектом агрессии со стороны сил мировой закулисы. И в этом смысле худшие опасения мыслителя сбываются, поскольку борьба против православия сопровождается тотальным падением численности российского народа за последние 20 лет.
   Митрополит Иоанн родился в 1927 г. с мирским именем Иван Матвеевич Снычев в крестьянской семье, где были живы религиозные взгляды. В 1944 г. он был призван в Красную Армию, а после демобилизации в 1945 г. поступил в служение к архиепископу Мануилу. В 1946 г. он принял монашеский постриг под именем Иоанна. В 1951–1955 гг. он прошел обучение в Ленинградской духовной семинарии. По окончании получил степень кандидата богословия и преподавал в Саратове и Минске. С 1965 года – епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, временно управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархиями. С 1969 года – епископ (с 1976 – архиепископ) Куйбышевский и Сызранский. В 1990 г. он стал митрополитом Ленинградским и Ладожским. В 1990-е гг. он ведет активную общественную деятельность в патриотическом и традиционалистском ключе, выступая со статьями в газетах «Русский вестник», «Завтра» и др.
   В 1990-е гг. выходит в свет целый ряд работ митрополита Иоанна по истории русского самосознания, православия, русской государственности: «Самодержавие духа», «Русь соборная» (очерки христианской государственности), «Стояние в вере (очерки церковной смуты)» и др. В своих трудах Иоанн (Снычев) предстает как поборник православной монархии, богоносности русского народа, разоблачитель масонского мирового заговора против сил добра, прежде всего России как оплота православия в мире. Заметен вклад митрополита в демифологизацию личности и правления царя Ивана Грозного. По мнению митрополита Иоанна Иван IV – образец идеального монарха, заботящегося о церкви и вере и управляющий государством на соборных началах. Именно митрополит стоит у истоков попыток канонизации Ивана IV, которые, правда, были отвергнуты Русской православной церковью.
   Историософия митрополита Иоанна строится на трех постулатах:
   – история подчинена промыслу Бога, не исключающему свободы выбора человека, ответственного за свои поступки;
   – Божественный промысел дело сохранения христианской веры в чистоте и неприкосновенности возлагает на отдельные народы. В истории такими народами были евреи, римляне, греки, и наконец, последними стали русские. В этом отношении Иоанн придерживается традиционной концепции старца Филофея о богоизбранности русского народа;
   – богоугодной формой правления в России может быть лишь самодержавие, которое земную жизнь общества подчиняет евангельским заветам.
   Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский писал: «Принятое на себя русским народом служение требует соответственной организации Церкви, общества и государства. Богоучрежденной формой существования православного народа является самодержавие.
   Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть «конституция» самодержавия. Православный царь – олицетворение богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенный предстатель и ангел-хранитель»[461].
   В работе «Самодержавие духа» митрополит Иоанн вывел квинтэссенцию православного учения о государственной власти. По его мнению, существо богоугодной власти выражается в:
   1) государство рассматривается как большая семья (патриархальность власти). «Отсюда же стремление русского человека заменить, где только возможно, бездушные правовые нормы нравственными ценностями, теплом сердечных человеческих отношений. Отсюда – отношение к российской державности как к святыне, ибо семья – малая церковь – получает освящение в таинстве венчания супругов, а государство – в таинстве венчания Царя на царство…»
   2) государственная власть рассматривается как особого рода служение, сближающееся с монастырским послушанием;
   3) в сфере государственно-церковных отношений идеалом признается симфония властей. Митрополит Иоанн указывает: «Церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из опор национальной государственности: не смешиваясь, впрочем, и не подчиняясь ей. Исторический опыт свидетельствует, что такое взаимное разделение и гармоничное сочетание властей есть непременная черта богоугодного государственного устройства»[462].
   В своем творчестве митрополит Иоанн разрабатывает христианскую концепцию соборной государственности, которая устремлена к духовному единству людей на основе любви, добра и справедливости. Соборный строй Иоанн усматривал в русской государственности московского периода, особенно в эпоху правления Ивана IV. В работе «Русь соборная» он приводит особенности соборной государственности:
   а) «единство религиозно-нравственного начала, положенного в основание державного строительства, государственной идеологии, общественного устройства, семейного быта и личного поведения граждан» (идеал жизни на христианских постулатах – в соборном спасения и любви);
   б) «единство государственной власти – надклассовой, надсословной, ограниченной в своем повелевающем действии лишь верностью народным святыням, соответствием общественным идеалам»;
   в) «единство духовной власти»;
   г) «симфония властей» (совместное служение на поприще общественного развития по заветам Бога)[463].
   Идеал христианского царства в учении Иоанна сопряжен с духовно-нравственными задачами государственной власти: служение церкви и народу; защита православия и церкви; управление на основе соборного мнения и религиозно-нравственных принципов; охранение души верующих от отрицательного влияния внешних факторов. Помимо формальных обязанностей на власть возлагаются духовные дела – забота о нравственности народа и сохранении веры.
   В произведениях митрополита Иоанна (Снычева) подвергается критике демократическая концепция властей как ложная, мифологическая и противоречащая религиозно-нравственным началам. В первую очередь митрополит показывает ложность идеи правления народа. Никогда в истории народ не стоял у истоков правления обществом. В так называемых демократических государствах власть находится в руках узкого круга лиц, борющихся за власть. Отвергает митрополит Иоанн и принцип приоритета мнения большинства как количественного начала в управлении, не принимающего в расчет качественную, духовную сторону.
   В прямом всеобщем избирательном праве он видит ошибку, поскольку выбор избирателя не является свободным и правильным, так как средства массовой информации и политические технологии понуждают человека к определенному, запрограммированному выбору. Выборы сами по себе превращаются в спекуляцию голосами и подделку под осознанный и правильный выбор.
   Не соглашается митрополит Иоанн и с идейной основой демократической концепции, опирающейся на лозунг «Свобода. Равенство. Братство». Он пишет: «…в природе нет равенства, она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства – ибо нравственное чувство человека всегда избирательно»[464].
   Теория естественных прав человека рассматривается митрополитом как проявление самых худших человеческих качеств – индивидуализма, гордыни. В ней, по его мнению, заложена опасная идея превосходства человеческой личности, ведущая к распаду общества и деградации морали. Субъективные права личности должны вытекать из его естественных обязанностей, а не вести к абсолютизации произвола и свободы. В «Самодержавии духа» митрополит Иоанн отмечает: «Воплощение в жизни общества идеи о “правах человека", превращенной в правовую догму и не уравновешенной – ни нравственно, ни юридически, – идеей “естественных обязанностей", свойственных каждому гражданину, ведет ни к чему иному, как к неизбежной деградации общественной морали и нравственности, к разрушению соборного тела народа»[465]. Главное в человеческой природе – служение, долг, бремя работы ради Бога и других людей.
   Митрополит Иоанн выступает против абсолютизации формального права, превращения юридического начала в идола, способного обеспечить всяческие запросы человека. По мысли митрополита, право – инструментальная, а не абсолютная ценность, и его качества зависят от того, в каких целях оно используется. В христианском обществе право служит воплощению религиозно-нравствен-ных идеалов праведности, милосердия и любви. По словам митрополита Иоанна, «придавать же формальному праву самодовлеющее значение – гибельная ошибка! Еще хуже, когда говорят, что право должно фиксировать существующее положение вещей, “естественные человеческие запросы". Таким образом подспудно признается законность, легальность страстей, греховных язв, равно гибельных для духовного здоровья личности и основ государственной безопасности. “Настроив" правовую систему определенным образом, можно исподволь и незаметно, действуя полностью в рамках закона, развалить изначально прочную страну, растлить здравый и нравственный народ»[466].
   Поэтому ради сохранения нравственных идеалов формальное право должно быть одухотворено и служить обузданию греха в людях, а не быть средством узаконения человеческих пороков и вести общество к распаду и нравственной деградации. Критерием совершенствования правовой системы должны быть религиозно-нравственные ценности православия. Это не означает, что право должно превращаться в проповедь православия, напротив, это предполагает, что право своими средствами создает условия для развития нравственной личности и соборного тела общества.
   Таким образом, христианская концепция власти митрополита Иоанна покоится на двух постулатах:
   – соборность как общественный идеал для земной жизни и принцип управления обществом на основе духовного единства и общего служения;
   – державность, связанная с необходимостью самодержавия как формы правления и симфонией светской и духовной властей, совместно служащих вере и божественной истине.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [44] 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация