А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охранительная концепция права в России" (страница 39)

   7.3. Консервативно-футуристическая концепция государства С.Ф. Шарапова

   Сергей Федорович Шарапов (1855–1911) относится к числу оригинальных продолжателей дела славянофилов. Сама биография С.Ф. Шарапова пронизана борьбой за воплощение надежд славянофилов. Сергей Федорович происходил из родовитых дворян, окончил Инженерное училище, а в 1876 г. ушел добровольцем на войну с турками. Лично руководил военным сражением, но был захвачен венграми в плен и отпущен в 1877 г. Симпатии к идее освобождения балканских славян сблизили С.Ф. Шарапова с И.С. Аксаковым, которого он стал считать своим учителем.
   Прославился С.Ф. Шарапов и тем, что в своем имении он устроил образцовое хозяйство и стал производить конные плуги, которые имели большой спрос во всей России. По вопросам хозяйства и экономики им было выпущено немало работ. Особый интерес и актуальность имеет его труд «Бумажный рубль», в котором он предлагал отказаться от золотого рубля и построить денежную систему на бумажных рублях, которые подкрепляются доверием к русской Верховной власти. При этом регулирование экономики должно было освободить страну от бирж и спекуляции. По его мнению, любой труд и предпринимательство должны носить производительный характер и служить общей нравственной идее. Каки И.С. Посошков, С.Ф. Шарапов относится к плеяде создателей теории русского нравственного хозяйства, где ведущими факторами являются не корысть, прибыль, а добро, справедливость, сохранение общежития как осуществление идеала соборности.
   С 1880-х гг. С.Ф. Шарапов активно занимается публицистикой, основывает журналы «Русь», «Русский труд», сотрудничает в «Русской Беседе». Журналы С.Ф. Шарапова за острые выпады в сторону С.Ю. Витте закрываются, и то, что удается публиковать Сергею Федоровичу выходит под самыми туманными названиями «Сугробы», «Посевы» и т. п. И в целом вплоть до своей смерти он подвергался как государственной, так и журналистской травле за свою прямоту, честность и откровенность. Особую нелюбовь вызывал он у еврейской диаспоры, поскольку в евреях он видел источник эксплуатации русского населения, корысти и жажды прибыли, разоряющих Россию. Возможно, что его таинственная ранняя смерть в 1911 г. скрывает чьи-либо преступные замысла против русского патриота.
   После революции 1905 г. С.Ф. Шарапов становится одним из организаторов Союза русских людей, а немного позднее сам создает Русскую народную партию, не имевшую, правда, большого успеха в политической жизни России.
   Среди государствоведческих работ С.Ф. Шарапова нужно назвать два сборника «Московский Сборник» (1887), включавший произведения Ф.М. Достоевского, И.С. Аксакова, А.А. Киреева, и сборник «Теория государства у славянофилов» (1898), объединявший статьи славянофилов, а также весьма интересную работу Сергея Федоровича «Самодержавие и самоуправление». В своей статье он обосновал необходимость возвращения России к сочетанию самодержавия с земским самоуправлением при ликвидации засилья бюрократии, нарушившей общение между царем и народом.
   Свои политико-правовые взгляды он выразил в двух художественно-публицистических произведениях «После победы славянофилов» и «Диктатор». Сами по себе работы уникальны, поскольку представляют собой футуристические проекты устройства России на основе русской традиции. Иными словами, это консервативные проекты будущей России, в которых восторжествовали славянофильские идеалы. Жанр и обращенность в будущее произведений Сергея Федоровича ставят его особняком среди консервативных мыслителей рубежа двух столетий. В своих работах он предстал в качестве последовательного ученика славянофилов, дополнив своих учителей экономической концепцией и детальной разработкой государственного механизма русского государства.
   В своем творчестве С.Ф. Шарапов, следуя заветам славянофилов, одной из болезней русского строя считал созданную Петром I бюрократическую систему управления. По его мнению, бюрократия, встав на место земщины, постепенно губила Россию в формализме, волоките, взятках, хищениях и других злоупотреблениях. По этой причине главное острие реформ русского царя должно быть направлено на постепенное сокращение и минимизацию бюрократии, которая не способна эффективно и справедливо управлять Россией. На смену бюрократии должно вернуться старое, московское земское самоуправление, которое когда-то спасло Россию и утвердило царскую власть.
   Идеальное состояние русского строя он представлял в виде соборного единения царя, народа и русской православной церкви: «Идеал русского гражданского и политического устройства, выясненный славянофилами и вполне отвечающий народному представлению о личности, «мире» и Государе, таков: отдельное лицо, физическое или юридическое, – полный хозяин владеемого им клочка земли. Земщина, в лице лучших излюбленных людей, – полный хозяин своей области или города. Государь-самодержец – полный хозяин всей Русской земли, в верховной полноте прав которого заключаются права как частных лиц, так и земств. Как частное лицо не может присвоить себе земских прав, ибо само целиком со всеми своими правами входит в земщину, так и земство не может ни с какой стороны посягнуть на права Верховной власти, ибо со всеми своими правами тонет в безграничном объеме прав целого народа, воплощающихся в живой, свободной личности Царя, которому всецело принадлежит действие, внушаемое его разумом и совестью и незримо направляемое и одобряемое всенародным общественным мнением. И над всем этим, все обнимая собою, включая и сравнивая в едином трепете о спасении души, единой молитве и единой ответственности перед Богом: и Царя с его самодержавием, и земщину с ее самоуправлением, и последнего крестьянина с его свободой и собственностью – высится Христова Церковь»[415].
   По мнению С.Ф. Шарапова соборный идеал нужно понимать не в смысле раздельного, автономного существования самодержавия, земства и церкви, а в виде их гармонического соединения. Наиболее подходящей формами осуществления симфонии церкви и государства, земщины и государственности он видел земские соборы и выстроенные от приходов до уездов и городов собрания православных. В таких формах общения бытовое, земское, духовное и политическое находятся в тесном переплетении. А главное, приход может стать местом консолидации верующих и защиты русской духовной культуры от инородцев.
   Проекты спасения России от смуты и устройства государства по славянофильским заветам С.Ф. Шарапова заключались в целом ряде эволюционных мер:
   1. Формирование областей взамен губерний, в которых все функции управления будут принадлежать земщине, а не чиновничьему аппарату.
   2. На уровне центральной власти практически полностью устраняются органы государственной власти исполнительно-распорядительного характера.
   3. Армия, оборона, финансы остаются за царем и при нем формируется совет из представителей земского самоуправления.
   4. Главной административной, земской, церковной единицей должен стать православный приход с собственной кассой, имуществом и органами управления.
   5. Церковь должна вернуться к своему автономному положению через проведение Церковных Соборов и избрание патриарха.
   6. Для наиболее важных вопросов царь может совещаться со всей землей путем созыва Земского Собора на основе сословного и корпоративного принципов.
   7. Все вопросы местной жизни, образование, здравоохранение, охрана порядка должны перейти в ведение земских органов управления, устранив всякий чиновничий произвол и бюрократизацию из сферы управления[416].
   В произведении «После победы славянофилов» С.Ф. Шарапов описывает то время, когда через 50 лет – в 1950-х гг. – в России одерживает победу учение славянофилов. Россия к тому времени расширяет свои границы и включает в себя территории славянских государств, в том числе Польши, Сербии, Чехии, Хорватии, а также православные страны – Палестину, Грецию. Столицами становятся Киев, Москва, Петербург, но центром России оказывается заветная мечта всех православных славян – Царьград. Новое государство основано на федералистских началах, как и мечтали славянофилы. На юге Россия раздвигается вплоть до Персии, Афганистана и выходит к Индийскому океану.
   В сфере государственного управления сочетаются самодержавие и областное земское самоуправление, мельчайшей единицей которого является приход. Приход обладал собственным имуществом, кредитом и кассой. В проекте Сергея Федоровича в России были полностью устранены деньги, а все операции отражались в приходской кассе, которую невозможно было обойти. Каждый член прихода имел столько средств, сколько труда им было вложено. Для отражения расчетов выдавались чековые книжки, а товары приобретались по разработанным образцам.
   Каждый приход состоял из приходского собрания, избиравшего старосту, полицейского, священника. На обсуждение приходского собрания спускались все основные проекты государственных решений.
   Следующей ступенькой местного управления являлось земское и городское управление, формируемое из представителей приходов. Земские и городские собрания делегировали гласных в областное собрание. Областью же руководил назначенный царем наместник. Однако рядом с наместником стоял областной предводитель дворянства, избранный уездными предводителями. Области получали практически полную свободу управления по большинству вопросов. За царем сохранялись прерогативы по общим вопросам: оборона, армия, внешняя политика, денежное управление, а также функции государственного контроля и последнего суда. Вместе с тем на уровне центрального управления полностью ликвидировалось средостение между царем и народом – бюрократия.
   Система органов центрального управления во главе с Верховной властью самодержца по проекту С.Ф. Шарапова представляла собой:
   1. Государственный совет как законодательный орган, включавший представителей от областей.
   2. Народнохозяйственный совет по экономическим вопросам.
   3. Сенат как орган надзора за исполнением законов.
   4. Верховный кассационный суд.
   5. Управления (Большая Казна, Державная Казна, почт, телеграфов, торговли, наук и т. п.).
   При этом самодержавие ни на йоту не теряет своего полновластия и единства. Все законопроекты подаются как мнения на утверждение царя. За государственным управлением налажены царский контроль и контроль общественного мнения – печать и местное самоуправление, представители в советах при царе. На местном уровне царские полномочия реализуются через финансовый контроль за всеми доходами и расходами и судебную деятельность. Один из героев «После победы славянофилов» подчеркивает: «Самодержавие в его истинном свободном виде недробимо и неделимо. Следовательно, Государь не может и не должен быть только вершиной бюрократической пирамиды. Он Самодержец, а не глава бюрократии. Под ним не механизм бумажного управления с передачей власти из руки в руки, но ряд живых организмов – самоуправляющиеся по данному им закону области… Централизация и у нас есть, но какая? Техническая… Почтовый чиновник… – это не власть, это служебные элементы государства. Вся общественная власть возникает из выборов, вся государственная власть в руках Царя… Теперь и правящие, и управляемые стоят рядом и равноправны перед лицом своего верховного судьи – самодержавного Царя. Пока их спор между собой не выходит из рамок закона, личное вмешательство Верховной власти не требуется. Но вот закон бессилен или страдает несовершенством, или прямо указывает, что дело должно взойти на личное решение Государя. Тогда во всей силе и полноте проявляется самодержавная власть Царя и спор решен. Мы признаем только личное самодержавие Царя, он один выше закона, все остальные подзаконны»[417].
   С.Ф. Шарапов в своей футуристической концепции воссоздает славянофильскую идею государева и земского дела, их соборное единство и автономию друг от друга. В рассуждениях Сергея Федоровича проступает нравственно-юридические черты русского самодержавия:
   – царь как носитель высшей правды, последнего земного суда;
   – правление царя не на основе сухого закона, а на основе совести и правды;
   – для восприятия самодержцем мнения, совести, совета народа, земли необходимы земские представители и соборы.
   Наконец, С.Ф. Шарапов детально описывает грядущую реформу церкви:
   – восстановление патриаршества;
   – создание епархий;
   – выборность священников, епископов;
   – превращение прихода в место соборного общения верующих и сочетание бытового, земского, государственного начал;
   – признание старообрядцев частью церкви при разрешении им совершения традиционных обрядов;
   – крещение в православие Польши по доброй воле.
   Сергей Федорович Шарапов первоначально переход к национальной государственности видел в том, что постепенно здоровые национальные силы воспрянут и одолеют диктат петербургского чиновничьего аппарата мирным, естественным, органичным путем. Возрождение России начнется снизу – с земства и приходов, как это и случалось в предшествующие эпохи – Смутное время, Отечественную войну 1812 г.
   Однако события 1905 г. и появление в России Государственной Думы, партийной системы заставили С.Ф. Шарапова пересмотреть свои взгляды на воплощение славянофильских проектов в жизнь. Новое смутное время он предлагал превозмочь путем назначения российским императором уполномоченного диктатора из военного сословия. Именно на диктатора, имеющего неограниченное доверие царя, он возлагал надежды по отмене парламентских учреждений, борьбе с революционными смутьянами и наведения порядка в печати. Именно диктатор, набирая новую команду министров, должен создать условия для выздоровления России и пробуждения национального самосознания в уездах и городах, которые и примутся за постепенное переустройство государственного управления в России, минимизировав слабые стороны бюрократического стиля правления.
   Таким образом, как и большинство консервативных мыслителей России, С.Ф. Шарапов стоял за наиболее полное осуществление идеала целостной, соборной государственности во главе с русским самодержцем.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [39] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация