А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Охранительная концепция права в России" (страница 26)

   5.2. Традиционалистские политико-правовые взгляды И.Т. Посошкова

   Иван Тихонович Посошков – своего рода самородок в русской мысли XVIII в. В основном он известен среди историков хозяйственной мысли и экономистов, поскольку оставил ценные работы по улучшению купеческого и промышленного дела. В историю экономической мысли Посошков вошел как сторонник меркантилизма – обеспечения материального благополучия общества и государства.
   Однако личность и творчество И.Т. Посошкова выходят далеко за пределы экономических теорий и касаются государственно-правовой жизни Российской империи. Будучи по происхождению крестьянином, И.Т. Посошков имел цельное и глубокое миросозерцание, покоившееся на традиционной вере русского народа – православии. О жизни Посошкова известно не так много. Родился он в крестьянской семье около 1670 г. и в ходе реформ Петра I занялся торговлей и промышленностью. Известно, что он возглавлял винокуренный завод, участвовал в производстве оружия. В 1710 г. он нашел серу и был награжден царем. Возможно, что в это время он был представлен Петру I. И.Т. Посошков состоял в тесной переписке со Стефаном Рязанским и новгородским епископом, был среди советников боярина Головина.
   Иван Тихонович Посошков является автором целого ряда произведений – «Записка о ратном поведении», «Наставление сыну», «Духовные дела», «Книга о скудости и богатстве». Последняя работа, вероятно, и привела к заточению Посошкова в крепости. Свою книгу он адресовал императору Петру I в 1724 г. Скорее всего, император книгу не прочел, так как скончался в начале 1725 г. Поскольку книгу обнаружили в библиотеке церковного иерарха, то можно предполагать, что кару свою Посошков заслужил со стороны церкви, поскольку обличал духовенство в невежестве и предлагал ввести обязательные образование и экзамены для духовных лиц.
   Без преувеличения И.Т. Посошкова можно считать предтечей экономиста Чаянова, обосновавшего моральные основы русского хозяйства. Как и Чаянов, Посошков отстаивал православные основы экономической жизни. В таком хозяйстве превалируют не стяжание, конкуренция, эксплуатация и обман, а нравственное доверие между людьми, поиск более высокой святой основы жизни. Хозяйство в таком случае – не погоня за прибылью, а материальная основа для благих духовных дел – помощь нищим и старикам, сиротам, улучшения материального быта, но не для излишества, жадности, а для удовлетворения элементарных человеческих потребностей.
   Посошков первенство отдавал не материальному благополучию, богатству, а правде – духовному совершенству и спасению. Заметно, что его взгляды всецело основаны на православных традициях. В своих работах он выступал за сохранение традиционных ценностей в условиях тотальной европеизации и модернизации русской жизни. Продолжая линию нестяжателей, в увлечении материальной стороной жизни он видел путь к дьяволу и смерти. Напротив, нестяжание, моральное самосовершенствование продляют жизнь и дают надежду на благодать Бога. В «Книге о скудости и богатстве» И.Т. Посошков отмечал: «Паче вещественного богатства надлежит всем нам вместе печься о невещественно богатстве, то есть об истинной правде; правде отец – Бог, и правда умножает богатство и славу, и от смерти избавляет; а неправде отец – дьявол, и неправда не только обогащает, но и древнее богатство умаляет, и в нищету приводит, и смерть наводит»[262].
   Сходно соотношения Правды и Закона у Посошкова с концепцией митрополита Илариона. Он замечает: «Ведь сам Господь Бог Ветхий Завет не оставил, пока Новый Завет не насадил. Но когда Ветхий отставил, тогда Новый водрузил. И так он укоренился, что его и ада врата одолеть не могут. Так и правосудие никто не разрушит, так как древние неправды все будут отсечены»[263]. Закон, готовя силой принуждения человека к добровольному принятию истины, уступает место Благодати. Для человека, отдавшегося в волю Благодати, закон уже не существует. Невозможно их одновременное действие в отношении человека. Либо – он раб закона, либо – свободный избранник праведного пути Божиего.
   И.Т. Посошков тесно увязывал праведность человека в хозяйстве с его достатком и загробным воздаянием. Человек порочный в делах, обманывающий других в конце концов разорится и будет наказан Господом. Человек же праведный, через занятие торговлей и промыслом делающий добро, и этой жизни станет богаче, и в следующей, небесной жизни получит милость и прощение.
   В своей книге «О скудости и богатстве» И.Т. Посошков создал целую программу мер для водворения правды и материального роста России. Прежде всего, Посошков многие беды русской жизни связывает с дисгармонией сословного строя в России. По его мнению, каждое сословие должно быть исключительно посвящено выполнению своего долга перед отечеством. Так, дворяне должны исключительно быть на государственной и военной службе. Леность и безделье он резко осуждал и был против того, чтобы дворяне занимались торговлей. На духовенство он возлагал миссию по духовному воспитанию общества. При этом, на взгляд Посошкова, нужно освободить духовных лиц от несвойственных им забот – работ в поле, ремесла и т. п. На содержание же выделить им десятину – десятую часть доходов. И.Т. Посошков показал недостатки в образовании духовенства. Он полагал, что предварительно нужно будущих священников обучить богословию и наукам и экзаменовать, но не допускать расцвета невежества и неграмотности среди лиц духовного сана.
   Особое внимание Посошков уделяет купечеству. По его мысли, государство должно радеть о благе купеческой торговли, всячески защищать отечественное хозяйство от иностранных купцов и товаров. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственную жизнь, поддерживать национальных производителей, ограничивать всевластие крупных землевладельцев и промышленников, защищать экономически слабых крестьян.
   В учении И.Т. Посошкова духовное и хозяйственное благополучие России связывается с эффективным правосудием. Посошков одним из первых отечественных мыслителей выявил самые необходимые качества судебной деятельности:
   – оперативность решения дел (скорый суд);
   – суд равный для всех сословий (нелицеприятный суд): «А правосудное дело самое святое и богоугодное; и того ради всячески надлежит стараться, дабы суд Царский был подобно Божьему суду; Бог над всеми нами судья праведный, и на суде его нет лицеприятия; так и на суде Царевем не должно быть лицеприятия. Бог есть правосуден; того ради и в людях требуется правый суд»[264];
   – достижение в ходе судопроизводства истины – правды;
   – суд как заступник слабых и угнетаемых членов русского общества.
   Интересно то, что следуя общей традиции в консервативной мысли России, Посошков, высоко оценивая правосудие, видел в нем тяжкую и для многих непосильную ношу Он писал: «Я по своему мнению судное дело и управление ставлю выше всех художеств, на свете существующих. И того ради никакому человеку, не только малоосмысленному, но и самому разумному не подобает судейства или начальства искать, но всячески от него отрицаться; поскольку оно весьма тяжелоносно»[265].
   Характерно, что Посошков уповал не на силу закона в судебном процессе, а на правду – следование справедливости и милосердию как ценностям правды. К примеру, он указывал: «Бог – правда: правду Он и любит. А если кто захочет Богу угодить, то подобает во всяком деле правду творить; а больше всех чинов надлежит судьям правду хранить не токмо в одних делах, но и в словах лживо ничего не говорить, но только то, что прилично к правде, то и говорить, а лживых слов чтобы судья никогда не говорил. Поскольку судья судит именем царским, а суд именуется Божиим, того ради всяческому судье подобает ни о чем так не стараться, как о правде, дабы ни Бога, ни царя не прогневать»[266].
   Многие идеи Посошкова опережали свое время: идея возмещения вреда при незаконном привлечении к ответственности и осуждении; идея особого военного суда для военнослужащих с принципом равноправия; идея особой надзорной конторы за деятельностью судебных органов (прокуратуры). Немало рассуждений И.Т. Посошков посвятил рекомендациям по расследованию уголовных дел и рассмотрению гражданских споров. Он полагал, что необходимо широко использовать присягу и в судебных ритуалах призывать силу Бога. Оригинальна мысль доморощенного мыслителя о том, что жалованье судьям нужно определять в связи с количеством разрешенных дел. Резко осуждал он бюрократию, волокиту, множество бумаг и подозреваемых в тюрьмах. Важно то, что на суд Посошков смотрел как на институт защиты слабых и обездоленных от притеснений богатых и сильных людей. В книге «О скудости и богатстве» он замечает: «А будет судья вести суд самый праведный и нелицеприятный по самой истине как на богатого, так и на самого убогого и безславного, то Царь будет ему честь и слава, а от Бога милость и царство небесное»[267].
   Для обеспечения правды в судебном процессе Посошков предлагал разработать и принять кодифицированный акт – Правосудную книгу: «надлежит сочинить правосудную книгу с подлинным рассужеднием на всякие дела. А если не сочинять акта на решение всяких дел, то и правому суду не быть, поскольку у каждого судьи своим ум; и как кому понравится, тот так и судит». Для И.Т. Посошкова такой процессуальный кодекс – средство достижения единообразия в судебной практике, недопущения судебного произвола.
   Указанную книгу Посошков предлагал разработать с учетом иностранного законодательства – актов Пруссии, Турции и других стран, но только не изменяя добрых сторон русской правовой жизни. Весьма прогрессивно было предложение Посошкова выносить такого рода документы на обязательное опубликование и рассылку в разные местности для зачитывания их текстов.
   Разработанный текст правосудной книги И.Т. Посошков предлагал вынести на утверждение в особом соборном органе, представляющем различные сословия, не исключая и крестьян. В своем произведении он пишет: «И написав те новосочиненные пункты, всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением, дабы в том изложении как высокородным, так и низкородным и как богатым, так и убогим и как высокочинцам, так и низкочинцам и самым земледельцам, обиды бы и утеснения от недознания коего их бытия в том новоисправленном изложении не было»[268]. Однако последнее слово в утверждении такого акта должно принадлежать все-таки императору.
   Посошков показал множество отступлений от правды в деятельности судебных органов: волокиту, осуждение невиновных, пристрастность судей, мздоимство и т. п. По его мнению, исправление правосудия возможно с помощью строгого наказания нерадивых судей, вплоть до тяжких наказаний. Он полагал, что правду в суде нужно вводить суровой дисциплиной и бескомпромиссной борьбой с неправдой судей. Посошков по этому поводу писал: «Без урона, я не чаю, чтобы установилась правда, а если прямо говорить – и невозможно правому суду установиться, если сотня – другая судей не падет: понеже у нас на Руси неправда очень уж застарела. И без такого устрашения я не чаю истребления корней зла: если земля покроется дерном, и до тех пор пока не выжгут, то невозможно на ней пшеницу сеять: так и в народе злую застарелость нужно злом и истреблять. Так нужно не только в судах, но и во всем правлении»[269].
   Негативно И.Т. Посошков относился в свободе усмотрения суда. Вероятно, он опасался сползания свободы оценки судом дела в произвол и несправедливое решение спора. Вследствие чего, он предлагал ограничить полномочия суда положениями правосудной книги. В «Книге о скудости и богатстве» он указывал: «надлежит для установления правды состроить судебную книгу с точным расположением на великие и малые дела. И так ее надо устроить, чтобы никакие дела наизусть не вершить, но всяким делам решение о наказании и милости было ясно означено: за что какая жестокость, и за что какая милость, чтобы по тому расположению и маломысленный судья мог прямо дела рассуждать»[270].
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация