А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (страница 2)

   В пояснительной записке к законопроекту указано, что проект закона о зонах территориального развития подготовлен в целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику[23], т. е. принятие комментируемого Закона вполне соотносится с концептуальными задачами государства.
   Цель создания является отличительной чертой, позволяющей оправдать принятие нового законодательного акта, при том что в России действует Закон об особых экономических зонах. Закон об особых экономических зонах принимался в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 Закона об особых экономических зонах).
   Отметим, что цель развития определенных отраслей экономики является распространенной целью создания особых экономических зон в мировой практике. Так, в Индии создаются специальные экономические зоны для привлечения инвестиций в сферу туризма[24].
   Цели создания территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности в мировой практике можно разделить на несколько видов:
   проведение общенациональной экономической реформы (такая модель встречается в Китае, Тайвани, Корее);
   создание новых рабочих мест, противодействие растущей безработице (Тунис, Доминиканская республика);
   использование специальной экономической зоны в качестве экспериментальной лаборатории, чтобы проверить эффективность различных политик и реформ (например, свободные порты в Китае);
   привлечение иностранных инвестиций (большинство стран Среднего Востока)[25];
   развитие и поддержка определенных отраслей народного хозяйства (Мексика, Малайзия, Таиланд – электроника);
   ускоренное экономическое развитие и поддержка отдельных регионов (страны Восточной Европы, Франция, Великобритания, Япония).
   Таким образом, по своему типу зона территориального развития и особая экономическая зона – две разные зоны: одна – зона ускоренного экономического развития, другая – отраслевая зона. Между тем, если определять цель более глобально, можно сказать, что целью создания обеих зон является привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства, которое заключается в том, что государство оказывает определенные меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории (в отрасли), а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории (отрасли).
   Государственно-частное партнерство на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности в мировой практике имеет несколько различных моделей реализации, – это, например:
   обеспечение инфраструктуры и услуг за пределами зоны (дороги, коммунальные услуги) в качестве поощрения за инвестирование в инфраструктуру и услуги в пределах зоны;
   аккумулирование земельных участков для предоставления в аренду частному партнеру для развития земельных участков, в частности, разработки проектов застройки и т. д.;
   схема строительство – управление – передача и строительство– владение – управление в отношении инфраструктуры и услуг внутри и вне зоны с государственными гарантиями и финансовой поддержкой государства;
   контракты на управление государственной зоной или предоставление в аренду государственной зоны частному оператору.
   В России в настоящее время государственно-частное партнерство находится в начальной стадии развития концепции: отсутствует федеральный закон о государственно-частном партнерстве, однако такие законы действуют на региональном уровне (Санкт-Петербург, Дагестан, Томская область и др.). Государственно-частное партнерство имеет большие перспективы в плане региональной политики, в частности, в рамках территорий со специальным режимом предпринимательства (как особых экономических зон, так и зон территориального развития).
   Таким образом, по своей сути зона территориального развития и особая экономическая зона схожи – это территории с особым (льготным) режимом осуществления предпринимательской деятельности.
   В части 2 комментируемой статьи содержится определение стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей создание зоны территориального развития.
   Под стратегией понимается документ государственного стратегического планирования, утвержденный в установленном порядке и определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом особенностей, определенных комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 6 настоящего Закона).
   Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. В соответствии с Концепцией долго срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[26] сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойного качества жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.
   Государственное стратегическое планирование, в частности на региональном уровне, в последнее время находится в поле зрения законодателя как действенный механизм управления социально-политическими процессами в России. Ключевую роль в систематизации документов стратегического планирования в России, в том числе документов территориального планирования, мог бы сыграть федеральный закон «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации», проект которого активно обсуждается в последнее время[27]. Принятие указанного закона представляется необходимым, в частности, по причине того, что в настоящее время российское законодательство не предусматривает единства стратегического социально-экономического и территориального планирования, не содержит нормы об обязательности комплексной схемы территориального планирования Российской Федерации. Однако в настоящее время такой документ отсутствует.
   Между тем в российском законодательстве существует целый ряд стратегических документов различного уровня. Сущностными характеристиками стратегии как правового документа являются следующие ключевые положения:
   целевой подход к ее разработке, основанный на определении наиболее важных целей и задач на пути их достижения;
   комплексный системный подход к реализации стратегии, предусматривающий максимальный охват всех основных направлений, которые должны быть задействованы в реализации стратегических установок государственной политики;
   разработка в рамках каждого из выбранных приоритетных направлений системы согласованных и взаимосвязанных действий и мероприятий, обеспечивающих достижение существенных результатов в развитии выбранной сферы;
   действия по единому поэтапному плану с четко обозначенными целевыми индикаторами и показателями на каждом из этапов, а также разработанной системой финансирования основных мероприятий;
   проведение мониторинга за ходом реализации стратегии и применение системы мер юридического контроля за достижением конечных и промежуточных результатов[28].
   Стратегии по сроку своего действия делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Разработка государственных социально-экономических прогнозов, которые ложатся в основу государственных стратегических документов, также осуществляется на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3–5 лет) и краткосрочную перспективы. Создание зоны территориального развития должно быть предусмотрено в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, что объясняется необходимостью комплексного развития региона, которое невозможно осуществить в сжатые сроки.
   Отметим, что стратегические и программные документы, в частности, в отношении создания территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, – общепринятая мировая практика.
   В части 3 комментируемой статьи указано, что развитием зон территориального развития занимается уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования зон территориального развития. В настоящее время такой орган Правительством Российской Федерации не определен. Отметим, что в отношении особых экономических зон таким органом в настоящее время является Министерство экономического развития Российской Федерации. Различные министерства осуществляют общий контроль за территориями со специальным режимом осуществления предпринимательства в таких странах, как Словакия, Сальвадор, Тайвань, Сенегал.
   В части 4 комментируемой статьи администрация зоны территориального развития определена как орган управления зоной территориального развития в субъекте Российской Федерации. При этом в Законе не уточняется, является ли данный орган постоянно действующим органом региональной исполнительной власти или специально созданным для управления зоной территориального развития учреждением. В практике создания особых экономических зон, как в России, так и за рубежом, встречаются оба варианта. Так, в Магаданской особой экономической зоне администрация представляет собой государственное учреждение, которое создается администрацией Магаданской области с целью организации взаимодействия органов власти и субъектов хозяйственной деятельности, а также для реализации программы развития особой экономической зоны. В Калининградской особой экономической зоне администрация является структурным подразделением высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, которому поручено обеспечить организацию функционирования особой экономической зоны. В Республике Таджикистан администрация свободной экономической зоны представляет собой организацию, имеющую статус государственного учреждения, созданную Правительством Республики Таджикистан. В Республике Беларусь администрация свободной экономической зоны является республиканским юридическим лицом, которое создается Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения. В Азербайджанской республике администрация особой экономической зоны является местной структурой полномочного органа, создаваемой на территории особой экономической зоны в течение срока ее функционирования.
   Функции администрации будут подробно рассмотрены в комментарии к ч. 2 ст. 10 настоящего Закона.
   В части 5 комментируемой статьи приведено определение понятия «резидент зоны территориального развития», под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития. Отметим, что индивидуальные предприниматели могут выступать резидентами территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности не во всех юрисдикциях и не в каждом типе особой экономической зоны в Российской Федерации. Так, резидентами промышленно-производственной и портовой зоны может быть только коммерческая организация (кроме унитарного предприятия), резидентами туристско-рекреационной и технико-внедренческой зоны – коммерческая организация (кроме унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель. Резидентом особой экономической зоны в Калининградской области может быть только юридическое лицо, а резидентом в Магаданской области может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Как уже было отмечено ранее, российское законодательство не накладывает ограничения на происхождение резидента или его капитала. Главное требование, чтобы он был зарегистрирован на территории Российской Федерации.
   В странах СНГ также отсутствует единообразие в понимании того, кто может выступать резидентом зоны. В Казахстане участником специальной экономической зоны может быть только юридическое лицо, при этом лицами, осуществляющими вспомогательные виды деятельности, могут быть также индивидуальные предприниматели. В Законе Республики Армения от 18 июня 2011 г. № ЗР-193 «О свободных экономических зонах»[29] вместо терминов «резидент» или «участник» используется термин «эксплуатирующий свободную экономическую зону». Эксплуатирующий – зарегистрированное в Республике Армения коммерческое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или филиал, а также представитель иностранной организации, который осуществляет предпринимательскую деятельность исключительно в свободной экономической зоне, имеет выданное Правительством соответствующее разрешение и соответствующий договор, заключенный с организатором. Интересно, что по законодательству Армении резидентами могут быть филиалы и представители иностранной организации.
   В отношении резидента зоны территориального развития хотелось бы обратить внимание на следующую деталь. Резидент такой зоны не заключает никакого соглашения с органами управления зоны. Между тем, согласно Закону об особых экономических зонах, заключение такого соглашения обязательно. Соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее – «соглашения о ведении деятельности») ранее регулировались каждое своей статьей Закона об особых экономических зонах. С 1 января 2012 г. правила по данным соглашениям унифицированы и установлены в ст. 12 Закона об особых экономических зонах.
   Соглашение о ведении деятельности заключается между:
   1) резидентом особой экономической зоны;
   2) Минэкономразвития России и
   3) управляющей компанией.
   Резидент особой экономической зоны в течение срока действия соглашения обязуется:
   1) осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением;
   2) осуществить инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением;
   3) оказывать содействие органам управления особой экономической зоны в части осуществления контроля за выполнением условий соглашения.
   Минэкономразвития России обязуется осуществлять полномочия, предусмотренные Законом об особых экономических зонах, в том числе предоставить резиденту особой экономической зоны в аренду земельный участок при условии, что он необходим для осуществления соответствующей деятельности. Соглашение об осуществлении деятельности может предусматривать обязанность Минэкономразвития заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды в случае наличия государственного и (или) муниципального имущества, расположенного в границах особой экономической зоны, для осуществления соответствующей деятельности. Примерная форма договора аренды и методика расчета арендной платы устанавливаются Минэкономразвития России[30].
   Управляющая компания обязуется осуществлять необходимые действия, которые установлены соглашением об управлении особой экономической зоны, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры.
   Соглашение о ведении деятельности может содержать другие права и обязанности сторон. Типовые формы соглашений утверждены приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2011 г. № 366 «Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности на территории особых экономических зон» (зарегистрирован в Минюсте России 20 сентября 2011 г. № 21830)[31].
   Полагаем, что отсутствие соглашения с резидентом зоны территориального развития в комментируемом Законе объясняется тем, что суть создания зоны – предоставление мер государственной поддержки резидентам с целью развития региона. Другими словами, предоставляя меры поддержки резидентам, государство тем самым оказывает содействие развитию территории.
   Резиденты зоны территориального развития предоставляют инвестиционную декларацию (подробнее об этом см. комментарий к п. 6 настоящей статьи). Фактически инвестиционная декларация и содержит те обязательства резидента зоны территориального развития, которые отражены в соглашении с резидентом особой экономической зоны. Между тем для особой экономической зоны такое соглашение имеет принципиальное значение, поскольку в нем отражены обязательства резидента по развитию конкретной отрасли, а также встречные обязательства государственного уполномоченного органа и управляющей компании. В отношении зоны территориального развития в закреплении таких встречных обязательств нет необходимости, поскольку ими, по сути, являются меры государственной поддержки, порядок предоставления которых определен в комментируемом Законе.
   О реестре резидентов зоны территориального развития см. комментарий к ст. 11 настоящего Закона.
   В части 6 комментируемой статьи инвестиционная декларация определена как документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, реализуемом в зоне территориального развития в соответствии с комментируемым Законом. Практически идентично определена инвестиционная декларация в Законе об особой экономической зоне в Калининградской области.
   Термин «инвестиционная декларация» достаточно распространен в законодательстве. Инвестиционная декларация в соответствии с российским законодательством принимается инвестиционными фондами, компенсационными фондами саморегулируемых организаций. Инвестиционная декларация является политикой общих дел инвестиционных товариществ. Также инвестиционная декларация является неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Обычно инвестиционная декларация определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного проекта или портфеля. Инвестиционная декларация является, по сути, бизнес-планом инвестиционного проекта.
   Отметим, что бизнес-план в обязательном порядке прикладывается к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в особых экономических зонах (п. 2 ст. 13 Закона об особых экономических зонах). Бизнес-план по особым экономическим зонам составляется по определенной форме, которая утверждена Приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2011 г. № 101 «Об утверждении формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне» (зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 2011 г. № 21173)[32].
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация