А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Восточная Африка: Танзания" (страница 1)

   Илья Мельников
   Восточная Африка. Танзания

   Общие сведения о народах, населяющих Африку

   В мире есть много стран с интересной историей, с занимательной географией, которые хочется посетить и увидеть. А есть целые континенты, на которых хочется побывать. К таким относится и Африка. На континенте много стран, которые отличаются друг от друга своей культурой, своей историей. Здесь есть страны, в которых люди живут племенами, страны, где о высшем образовании даже не слышали и его получают лишь единицы. Есть здесь страны, жители которых живут в современных больших городах и ездят отдыхать и получать образование в Европу, активно используют достижения современной пластической хирургии, для того, чтобы изменить свою внешность и стать хоть немного похожими на европейцев. А есть страны, народы которых гордятся своими африканскими корнями и на званых обедах, в европейских странах, откровенно рассказывают о своем происхождении.
   Африка – огромный по величине материк Земли, который со всех сторон омывают воды мирового океана: Атлантического, Индийского и Средиземного моря. Раньше материк был связан с Азией Суэцким перешейком, теперь их разделяет Суэцкий канал.
   От крайнего севера Африки, до крайнего юга, насчитывается несколько климатических зон. Экватор пересекает африканский материк с востока на запад. Животный и растительный мир богат и разнообразен.
   Подавляющее большинство населения Африки относится к трем расовым типам. Северная Африка вплоть до южных границ Сахары заселена народами европеоидной расы.
   Представители их похожи на население средиземноморских областей Передней Азии и принадлежат к средиземноморской группе антропологических типов (египтяне, арабы и др.).
   Жители африканского континента отличаются особенным характером, и причин тому множество – это и климат и все те войны и невзгоды, лишения и потрясения, которые пришлось пережить коренному населению на протяжении ряда столетий. Бедность большинства коренного населения привела к тому, что они покорились завоевателям и более сильным народом и даже не пытались и не пытаются отстоять собственную свободу и независимость; других же жестокие войны за обладание несметными сокровищами африканских земель (войны за алмазы) сделали черствыми и жадными.
   По сведениям Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) больше одного миллиона детей, живущих в странах зоны африканского Сахеля, страдают от голодания и могут умереть. Из-за дефицита осадков, а также низких урожаев, страны, расположенные в западной и центральной частях континента не могут обеспечить себя продовольствием.
   В одном только Нигере свыше трехсот тридцати детей в возрасте до пяти лет, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи из-за недоедания. Таков многогранный мир Африки, в котором кто-то способен купить бриллиант размером с куриное яйцо, а кто – то не может даже позволить себе ежедневно корочку хлеба.
   Уровень преступности, в некоторых странах Африки, даже по официальным данным намного превышает показатели в других странах мира, он просто зашкаливает. Поэтому, самостоятельные путешествия по африканскому континенту всегда связаны с риском для жизни и здоровья, но они того стоят.
   Наиболее древними представителями людей на африканском континенте являются племена бушменов и других африканских народов, живущих на границе между Анголой и Намибией и говорящих на койсанских языках, к такому выводу пришла группа исследователей, состоящая из американских, африканских, европейских ученых, под руководством профессора Пенсильванского университета Сары Тишкофф. Более 10 лет потребовалось ученым, чтобы прийти к такому выводу и изучения более чем трех тысяч представителей разных стран и народов.
   Народы касайской группы отличаются от других народов, населяющих Африку, как в языковом отношении, так и по антропологическим особенностям. Это самый своеобразный тип среди антропологических типов планеты. Представители народов этой группы – древнейшие обитатели всей Восточной и Южной Африки.
   Американский антрополог К. Куна (1904–1981) считает, что племена людей койсанской группы образовывают отдельную человеческую расу – капоидную. Кун утверждает, что капоидная раса возникла в Северной Африке.
   Современные исследования показали, что у бушменов сохранился гаплотип A1, который был характерен для первых людей. Это еще раз доказывает, что первые представители «человека разумного» относились именно к этому антропологическому типу.
   Основными представителями этой рассы являются племена бушменов (сан) и готтентотов (кой-коин), живущие на юге.
   У бушменов более светлая кожа и тонкие губы. Время их появления в Южной Африке точно не известно, но полагают, что они появились около 20 тысяч лет тому назад. Начиная с пятнадцатого столетия, бушмены постепенно выселялись с земель Северной Африки бантуязычными скотоводами и уходили в глубь пустыни Калахари. Народы сильно пострадали в период европейской колонизации Африки (середина XVII века – начало XX-го века). За этот период было уничтожено около 200 000 коренного населения материка. Выжившие люди либо прятались в пустынях, либо становились рабами на европейских фермах. Только на территории Ботсваны не было систематического преследования бушменов.
   Бушмены в переводе означает «лесной человек». Бушмены живут в пустынных районах Намибии, Танзании, в прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы.
   По оценке 1983 года их численность около 75 тысяч человек.
   В отличие от других африканских племен у бушменов нет вождей, колдунов, знахарей. Они, постоянно кочующие, преследуемые, вели полуголодный образ жизни и не могли позволить себе такой роскоши, как содержать некоторых особей за счет других.
   Вместо вождей у бушменов есть старейшины, которые коллективно выбираются из наиболее авторитетных, умных и уважаемых людей племени. Старейшины не пользуются никакими преимуществами.
   У бушменов нет понятия частной собственности, они считают, что все, что растет и пасется в ореоле их обитания, принадлежит всем. За такую философию многие из них поплатились своей жизнью во время колонизации Африки.
   Так, за одну убитую корову – убивали тридцать бушменов, были проведены карательные экспедиции, которые уничтожали бушменов, словно диких животных. Колонизаторы сжигали кустарники, вместе со спрятавшимися там бушменами, натравливали специально обученных собак и устраивали на них облавы. В колодцы, вырытые в пустыне, и из которых бушмены брали воду, насыпали сильно действующий яд. Бушменов уничтожали все: англичане, немцы, голландцы, буры. Однажды, возле колодца были найдены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду.
   Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся мертвых. Культа предков у племени нет, хоть и существуют особые обряды захоронения умерших.
   Они прекрасные танцоры и великолепные рассказчики. Музыкальный инструмент у них совсем простой – лук, натянутый с помощью жестких волос животных и прикрепленной к нему пустой банкой или пустой дыней в качестве резонатора.
   Вместо бубна, которым отбивают ритм танца, служат коконы мотыльков, нанизанные как бусинки и наполненные семенами и камешками. Такой музыкальный инструмент надевается на щиколотки танцора, который отбивает ритм во время танца.
   В настоящее время много ученых изучает обычаи и обряды племени, записывают на пленку их танцы, сказки, песни и рассказы, чтобы сохранить для потомков культуры этого древнего африканского народа.

   Если бушмены начинаются охотиться на коров и коз, выращенных бантуязычными племенами Анголы и Намибии (куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другими), которые являются отличными скотоводами и боготворят своих животных, у них появляются серьезные проблемы. Бантуязычное племя, потеряв корову или козу, похищает молодую бушменку и делает ее «последней» женой, которая не имеет абсолютно никаких прав, она почти рабыня у своего мужа.

   Особенностью народов койсанской группы является низкий рост: у готтентовов – 150–160 сантиметров, у бушменов – 140–150 сантиметров. Выделяет их среди других народностей Африки и светлый цвет кожи: желтая с медным оттенком у готтентотов и светло-коричневая с желтоватым оттенком у бушменов. У народов этой расы узкий разрез глаз, слабый или полностью отсутствующий волосяной покров на теле, широкие скулы (монголоидные). У бушменов хрупкое телосложение, маленькие кости и стопы.
   У готтентотов более вытянутая форма головы, по сравнению с бушменами и сильно развитые надбровные дуги. В зрелом возрасте готтентоты имеют очень морщинистую кожу. У них волосы на голове короткие и еще более курчавые, чем у негроидов, борода и усы едва заметны, брови густые, нос плоский с широкими крыльями.
   Женщины этой расы, в отличие от других, имеют ряд характерных особенностей, выделяющих их среди остальных представительниц женского пола планеты. У них наблюдается так называемый «египетский фартук» или «готтентотский передник» (цгаи), – гипертрофия половых губ и излишнее жировое отложение в области ягодиц.
   В своих отчетах о путешествии по Африке (1780–1785 гг.) Ле-Вальян описал готтентотскую женщину: «У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола… Они могут иметь длину до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение…»

   В холодное время года, ряд исследователей отмечали одну интересную особенность бушменов – способность впадать в состояние неподвижности, чем – то сходное с анабиозом.
   Из-за дефицита воды, туалет древних гуттентотов сводился в обильном натирании тела коровьим навозом, который удалялся по мере подсыхания. Для придания коже эластичности, она натиралась жиром.
   Щелкающий язык представителей койсанской группы отличается наличием двухфокусных согласных. Звуки, производимые народами бывают зубные и небные, последние пронзительные и очень звонкие.
   У южных банту: сото, зулу, коса, тоже встречаются ряд щелкающих звуков, которые перешли к ним с койсанского языка.
   В настоящее время койсанские языки распространены в странах Южной Африки: в Ботсване, на нем говорят (бушмены, кхомани, готтентоты кора, квади, кунг, народ, чумакве, кве, демиса); в Южной Африканской Республике – готтентоты корана и бушмены; в Анголе – бушмены и в Замбии.
   Ряд представителей этой группы сохранился и в Восточной Африке – сандаве и хадзапи (Танзания). В старинных легендах готтентотов говорится, что их предки жили в районе Великих Африканских озер.
   Народы Восточной Африки в рассовом отношении отчасти утратили особенности койсанской расы. Народ дамара, скорей всего, изначально относился к негроидной расе, а затем ассимилирован готтентотами нама. В тоже время, многие бантуязычные народы Южной Африки (коса, тсванла, суто) в результате смешения, приобрели черты присущие представителям койсанской расы.

   В далеком прошлом представители койсанской расы занимали большую часть территории Восточной и Южной Африки, а также часть территории Северной Африки.
   В ряде стран Восточной Африки (Кения, Сомали, Эфиопия, Танзания) остались небольшие группы представителей койсанского антропологического типа, утратившие свой язык. В приграничных областях Сомали и Кении живет народ бони, говорящий на языке кушито – яркий пример койсанской расы.
   Около семнадцати тысяч лет назад койсанская раса была зафиксирована археологами в районе слияния Белого и Голубого Нила.
   К представителям этого типа относятся некоторые группы берберов в Марокко и мозабиты острова Джерба и другие в Тунисе.
   Считают, что к этому типу относятся и аборигены острова Гомера на Канарских островах.
   Готтентоты кочевали по всему югу Африки с огромными стадами животных. Они раньше всех южных народов освоили выплавку и обработку металлов. К моменту колонизации, большинство из них уже начало вести оседлый образ жизни и занималось земледелием.
   Немецкий путешественник восемнадцатого века Петер Кольб писал о способностях готтентотов обрабатывать металл: «Тот, кто увидит их стрелы и хассагайи (копья)… и узнает, что они делались без применения молота и щипцов, напильника или каких-либо других инструментов, тот, бесспорно, этому обстоятельству очень удивится.»
   Мерилом богатства у готтентотов было наличие скота. Домашних животных не использовали для еды. Они использовались для езды и для производства молока – которое было основой питания. Мясо добывали охотой на диких животных.
   Вплоть до девятнадцатого века у готтентотов существовало многоженство, а также рабство. Рабами становились военнопленные. Рабы ухаживали и делали выпас скота.
   Одевались гуттентоты в одежды из шкур животных, носили сандалии из кожи и как мужчины, так и женщины, украшали свое тело изделиями из кости и меди, ожерельями из скорлуп. Вокруг щиколоток кожи носили полоски из кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга.
   В 1651 году голландцы заключили первый готтентото – европейский договор с комендантом голландской крепости в районе мыса Доброй Надежды – Капстада Яном ван Рибеком.
   Целых восемь лет колонизаторы и готтентоты мирно сотрудничали, ведя взаимовыгодный обмен. В 1659 голландцы нарушили договор, приступив к захвату земель готтентотов, что привело к первой готтентото-бурской войне.
   В результате войны племена готтентотов, населяющие южную оконечность Африки, были полностью уничтожены. Исчезли с лица земли племена кочоква, гайноква, хонцуква, горингайкиква, хесеква. В настоящее время на территории Южно – Африканской Республики проживает единственное готтентотское племя – Корана.
   Брендом Кейптауна считается популярный напиток «ройбуш» издавна употребляемый готтентотами и обладающий лечебными свойствами.
   У 14 групп африканского чернокожего населения из 121 африканской популяции, структура ДНК очень похожа, что подтверждает гипотезу о том, что люди всех рас произошли от людей, появившихся в Африке около двух миллионов лет назад и покинувших африканский континент около пятидесяти лет тому назад.
   Исследование группы Сары Тишкофф показало, что африканские народы, проживающие в географически отдаленных районах, являются родственными, их смешение произошло в ходе активной миграции населения.
   Африканские негры (71 %) являются потомками африканских народов, говорящих на нигеро-кордофанских языках и живущих в дельте реки Нигер. Тринадцать процентов африканских негров происходит от европейских предков, и только восемь процентов прямые потомки остальных африканских народов.
   Буров называют африканерами. Это народ, проживающий в ЮАР, Намибии, Замбии, Великобритании, США, Зимбабве и в других странах света.
   По переписи 1992 года их количество свыше трех миллионов человек. Африканеры – это потомки европейских колонистов. Язык народа – африкаанс. Исповедуют христианство (протестанты – реформаторы).
   В переводе с древнеголландского языка «бур» – крестьянин. Большинство потомков древних колонистов давно оставили работу на земле и предпочитают, чтобы их называли африканцами.
   Около четырех столетий тому назад началось заселение Южной Африки голландцами: после того, как они останавливали свои корабли у мыса Доброй Надежды и использовали мыс как базу для пополнения продовольствия и воды. В 1652 году здесь было основано первое голландское поселение. Здесь же возникла первое столкновение между коренными жителя Южной Африки (бантуязычным населением) и бурами, стремившимися расширить свои владения.
   В конце 18 столетия Великобритания, стремясь захватить территорию Южной Африки, развязала войну с бурами. Голландским поселенцам удалось отстоять свою независимость. Так была основана Южно-Африканская Республика (ЮАР).
   Основное население Мавритании – мавры, берберо арабы и мавританские арабы. По переписи 1983 года их численность составляет 1910 тысяч человек. Народ сложился в результате смешения местного берберского населения с арабами племени Хасан, после их переселения в долину реки Сенегал в Марокко. В основном занимаются сельским хозяйством, но некоторые племена – кочуют. Верующие мусульмане – сунниты.
   До конца третьего века древние римляне называли маврами все нероманизированное население Северной Африки, которое подчинялось местным правителям.
   Название пошло от местного берберского племени и его государства – королевства Мавритания, ставшего римской провинцией после того, как последний король Мавритании завещал управлять государством римскому императору Октавиану в 33 году до нашей эры.
   Государство Мавритания было расположено на территории современного Марокко и Западного Алжира.
   Позднее название мавры применялось к арабам и берберам, которые завоевали Испанию и поселились там в 8 веке, а также к жителям завоеванных территорий, которые исповедали мусульманство.
   В 16 и 17 века термин «мавр» употреблялся ко всем людям, имеющим темный цвет кожи.
   Зулусы. Это африканский народ, живущий в Южно-Африканской Республике, провинции Ква-Зулу-Наталь. Общая численность народа – около 10 миллионов человек. Небольшие группы зулусов живут в Мозамбике, Замбии, Зимбабве. Зулусское королевство (конец девятнадцатого – начало двадцатого столетия) сыграло важную роль в истории ЮАР, Во время режима апартеида, зулусы считались людьми второго сорта.
   Зулусы говорят на собственном языке зулу. Это самый распространенный в ЮАР язык. Многие зулусы говорят на английском, французском, португальском, сесото и других языках ЮАР.
   Многие из зулусов остается приверженцами традиционной религии, но многие из них – христиане. Зулусская религия верит в бога – творца, который выше всех людских забот. Они общаются с миром предков, через предсказателя (обычно это женщина). Все плохое, даже смерть, рассматривается в зулусской религии как результат злого колдовства или действий чем-то обиженных духов.
   Важным в религии зулусов является ритуальная чистота. Это отдельная посуда и приборы, а также омовение не менее трех раз в день.
   В начале семнадцатого века народы, жившие на территории нынешней Конго, переселились в Южную Африку, вытеснив местное бушменское население.
   Первое время зулусы были одной из групп населения мтетва, и только в начале восемнадцатого столетия они получили свое название, когда Зулу ка Нтомбела основал свое королевство. В 1781 году клан зулусов насчитывал около полутора тысяч членов. Когда к власти пришел король Шака, началось быстрое расширение владений зулусов. В 1824 году население зулусов составляло 250 тысяч человек. Росла и численность армии зулусов. В 18–19 лет юноши призывались в королевскую армию и несли службу вплоть до женитьбы, затем отправлялись в резерв.
   С 1872 года королем зулусов стал Кечевайо или Сетевайо, который организовал зулусскую армию численностью 40 000 человек, что возбудило опасение англичан. Английская армия в 1879 году разбила армию короля Кечевайо, а его самого взяла в плен. Страна Зулусов была разделена между восьмью племенами.
   В приграничных районах Кении и Танзании живет народ масаи, маасаи. Численность народа около 900 тысяч человек, третья часть из которых живет в Кении.
   Предполагается, что на свои традиционные земли народ мигрировал из долины Нила в Судане, приведя с собой и свой домашний скот. Масаи ведут кочевой образ жизни, занимаются скотоводством, изготавливают копья и музыкальные инструменты.
   Масаи — это одно из самых известных племен Восточной Африки. Воинствующее племя, населяющее Танзанию и Кению, в приграничных районах, где доминирует самая высокая гора Африки – Килиманджаро. В легендах и сказах масаев горе отводится особенное место. В этом месте, согласно филогии масаев, живет Нгаи, муж богини луны и создателя всего живого, в том числе и племени масаи. Несмотря на развитие современных технологий и цивилизации, они сохранили свои традиционные культы и традиционный древний уклад жизни. Но с каждым годом сохранять его становится все труднее и труднее. Масаи свободно перемешаются по саванне с места на место, а также из страны в страну, несмотря на государственные границы и таможенные правила. Это самое красивое племя среди аборигенов Африки.
   Масаи привыкли себя считать народом, принадлежащим к высшей касте, они считают свое племя самым высшим в Африке. Они не обращают внимание на дела низших племен – кикуйю, луо, не говоря уже о европейцах. До сих пор уважают племена, которые могут оказать им достойное сопротивление.
   Живут они за счет домашнего скота. Они не занимаются земледелием и считают, что Верховный Бог Энгай подарил им всех животных на свете, поэтому кража скота у других племен, для них – это обычное дело.
Чтение онлайн



[1] 2 3

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация