А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 26)

   Занятие 3
   Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого – оранжевый; красного и синего – фиолетовый (сиреневый); красного и черного – коричневый и т. п.
   Материал. Гуашь, кисти (по количеству детей); 4–5 пустых прозрачных стакана.
   Ход занятия. Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус».
   Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? – Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка? – Колина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички? – Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.
   Примечание. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т. п.) получают при соединении основных цветов с белилами.
   В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают, кто и что нарисовал.
   Занятие 4
   Цель. В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
   Материал. Полиэтиленовые формочки для игр с песком (15—20 штук); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
   Примечание. Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в занятиях 2, 3.
   Ход занятия. Взрослый беседует с детьми о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем вместе с вами льдинки». Предлагает расставить формочки на столе. На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие – цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».
   Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
   На прогулке взрослый предлагает детям посмотреть, что произошло с водой. Когда вода замерзнет, он в присутствии детей вынимает цветные «нитки бус», украшая ими елочку на участке детского сада.
   Занятие 5
   Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки – это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки; подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок». Провести в присутствии детей эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду.
   Материал. Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки (на каждого ребенка 2–3 формочки и один совок). Подносы для формовки. Невысокие, широкие емкости для снега.
   Ход занятия. Взрослый вносит в группу емкости со снегом, собирает вокруг себя детей. Показывает снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять – становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т. п.).
   Во второй части занятия взрослый предлагает детям формовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек.
   Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластмассовые формочки желательно нагреть (в воде или на радиаторе отопления).
   Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Каждый ребенок делает две–три снежные фигурки. Подносы устанавливаются на общий стол. Дети наблюдают, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду.
   «Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли. В следующий раз мы сделаем их из песка. Песочные „пирожки” не тают», – поясняет взрослый.
   Занятие 6
   Цель. Аналогична цели занятия 5.
   Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40—45 см); ведро на голову последнего (10—12 см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т. п.
   Ход занятия. Снеговика ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток.
   Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует».
   Во второй части занятия дети предлагают угостить Снеговика льдинками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее).
   В третьей части занятия дети украшают Снеговика цветными льдинками, ледяными «бусами» (выполнены заранее, хранятся в морозилке холодильника). Взрослый предлагает спеть для Снеговика какую-нибудь зимнюю песенку.
   В четвертой части занятия обращает внимание на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. Далее Снеговик приглашает детей на прогулку. Перед уходом он угощает их морковками. «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки», – поясняет гость.
   Занятие продолжается на участке.
   Можно использовать следующие четверостишия, относящиеся к зимнему времени года.

Снеговик
Два блестящих уголька —
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках – метла,
Веселится детвора!
Л. Павлова


Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто


Снежный кролик
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
О. Высотская


Загадки
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Зайчик)


Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)


Зимой спит —
Летом ульи ворошит. (Медведь)

   Занятие 7
   Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут (экспериментирование).
   Материал. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
   Ход занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из них. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет.
   Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее.
   В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые – они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.
   В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1–2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть с лодочками в бассейне.
   Занятие 8
   Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»).
   Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной 80–100 см, укрепленная с одного края на высоту 40—50 см (зимой в группе, летом на участке детского сада).
   Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» – спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию.
   Во второй части занятия дети распределяются по 2–3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.
   Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машину и колесики быстрее завертелись – машина уехала далеко-далеко».
   Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.
   Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые.
   Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т. п.
   Занятие 9
   Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
   Материал. Магнитные «удочки» (3–4 штуки) (палочки длиной 30—40 см, в сечении 5–6 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30—35 см; на конце нитки крепится магнит).
   Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек – два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.
   Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).
   Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро).
   Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. Мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка (цвет, величина).
   Если многим детям одновременно хочется действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [26] 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация