А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 25)

   Занятие 25
   Цель. Продолжать знакомить с соотношением «часть – целое». Учить составлять целое, подбирая части и нанизывая их на стержень; воссоздавать предмет из однотипных по рисунку деталей.
   Материал. Пять–шесть одинаковых по величине и цвету шаров (диаметр 4–5 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии; стержень высотой 20—25 см; картинка, на которой изображена пирамидка соответствующего цвета в натуральную величину (на каждого ребенка) (цветные табл. XIII, XIV).
   Ход занятия. Взрослый показывает детям картинки, на которых изображена пирамидка из шаров, нанизанных на стержень, и предлагает сделать такую же, а затем сравнить ее с изображением на рисунке.
   Варианты. На повторных занятиях взрослый предлагает собрать пирамидку по рисунку из геометрических фигур двух видов (например, шары и кубы или кубы и кольца, кольца и цилиндры).
   Занятие 26
   Цель. Закреплять представление о различных геометрических фигурах (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.). Развивать творческое воображение. Учить соотносить предмет и его изображение; составлять несложную модель из одинаковых деталей двух цветов.
   Материал. 5–6 шаров двух цветов (например, красного и зеленого) с отверстием по оси симметрии, стержень (высота 20—25 см); картинка, на которой изображена пирамидка с чередующимися по цвету шарами (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV).
   Ход занятия. Взрослый раздает картинки и спрашивает детей, что они на них видят; обращает внимание на то, что шары чередуются по цвету. Затем дети начинают собирать свои пирамидки. Взрослый контролирует, какую деталь они берут первой (от этого зависит последовательность выполнения всей модели).
   Если дети ошибаются, взрослый помогает им, обращая внимание на картинку и на очередность цветов, предлагает выложить шарики в той последовательности, в которой они будут нанизываться на стержень. Чтобы они не раскатывались, их кладут отверстием к поверхности стола. Готовая модель сравнивается с картинкой.
   Варианты. Если дети справляются с заданием, можно предложить им чередовать другие детали.
   Занятие 27
   Цель. Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать воображение, умение соотносить предмет с его изображением.
   Материал. Наборы полых конусов, кубиков, цилиндров различного цвета и величины; картинки с изображением различных по цвету и подбору деталей башенок (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на особенности башенки, изображенной на картинке (детали, цвет и т. п.), предлагает выбрать нужные для составления башенки детали. Еще раз обращает внимание на картинку, советует, как лучше ее строить (поставить кубик на кубик и т. п.). Готовую модель сверяют с картинкой.
   На первых занятиях дети собирают одинаковые модели. Потом в зависимости от совершенствования их умений задания усложняются. Так, если вначале детям предлагают сделать по картинке самые простые модели, состоящие из двух деталей одного цвета, то далее они могут собрать башенки из трех одинаковых деталей, а затем из двух или трех разных.
   Занятие 28
   Цель. Учить выполнять более тонкие действия по соотнесению трех разных по величине предметов (большой, поменьше, маленький). Продолжать развивать координацию рук, моторику пальцев.
   Материал. Цветной расписной шар или яйцо (диаметр 8–10 см), вмещающие два разборных предмета, меньших по величине (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 14.
   Занятие 29
   Цель. Расширять сенсорный опыт детей путем действий с предметами разной формы. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (например, шар и куб, куб и призма и т. п.). Совершенствовать умение действовать по воображению – соотносить предмет с его графическим изображением.
   Материал. Три куба и три шара одной величины и цвета, стержень высотой 20—25 см (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV). Картинки с изображением пирамидки, состоящей из шаров и кубов одного цвета, а также одной величины.
   Ход занятия. Взрослый раздает детям картинки. «Посмотрите внимательно. Что нарисовано на картинке? Правильно, это пирамидка. Из чего она состоит? Из шариков и кубиков. Вот они. (Показ.) Мы сделаем такую же пирамидку, как нарисована на картинке. Вначале возьмем кубик, потом шарик, затем кубик, и вновь шарик. Нанижем их на стержень. Вот и получилась пирамидка!» (Объяснение сопровождается показом.)
   Дети повторяют действия взрослого, обращаясь в процессе выполнения задания к рисунку – сравнивают очередность нанизывания геометрических фигур.
   О каждой готовой модели дети рассказывают: из каких геометрических фигур она составлена, какого они цвета, размера и т. д.
   Затем взрослый предлагает малышам самостоятельно разобрать пирамидку, а затем составить ее еще раз, опираясь на картинку.
   Все пирамидки ставят на середину стола.
   В последней части занятия взрослый ставит на стол большую коробку с разными геометрическими фигурами и стержни для их нанизывания, предлагает собрать пирамидки, действуя произвольно.
   Взрослый отмечает, что у каждого ребенка получается своя, оригинальная конструкция. Хвалит все пирамидки, выделяет их цвет и детали, называет их понятными детям словами и побуждает к тому же самих детей.
   Занятие 30
   Цель. Обогащать сенсорный опыт детей в процессе действий с предметами разной формы и величины.
   Продолжать учить выполнять тонкие действия кончиками пальцев.
   Материал. Различные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма и пр.), имеющие сквозное отверстие (4 штуки); невысокие стержни (12—15 см) для нанизывания различных деталей, картинки с изображением пирамидки (на каждого ребенка) (цветная табл. XIV).
   Ход занятия. Взрослый предлагает рассмотреть пирамидки-образцы на картинках, дает каждому ребенку материал для занятия.
   Дети собирают пирамидки, ориентируясь на рисунки, рассматривают их, затем обмениваются и собирают новые пирамидки. Взрослый при необходимости помогает, прибегая к показу, объяснению и сравнению.
   Варианты. На первых занятиях всем детям раздают одинаковые картинки, они собирают однотипные пирамидки. В дальнейшем они получают разные картинки и собирают различные по форме, величине и цвету пирамидки.
   Этот вид занятия требует более развитого мышления, воображения и сенсорного опыта. Если дети испытывают какие-либо затруднения, взрослый предлагает более простые варианты (см. занятия 10—12) и помогает в процессе их выполнения.
   Занятие 31
   Цель. Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением.
   Материал. Картинки (8х12 см), на которых изображены игрушки (мяч, кукла, зайчик, утенок и т. п.); такие же игрушки расставлены по групповой комнате.
   Ход занятия. Взрослый предлагает каждому ребенку взять одну картинку, показать ее всем детям и сказать, что на ней нарисовано; затем по просьбе взрослого дети находят такие же предметы, какие нарисованы на их картинках. Если им трудно найти игрушки в пространстве комнаты, взрослый располагает все предметы на столе, и дети подбирают их, глядя на картинки.
   Результаты работы анализируются.
   Затем взрослый собирает картинки, и вновь дети разбирают их – каждому достается уже другая картинка. Упражнения повторяются.
   В конце занятия организуются игры с предметами и игрушками по желанию детей.

   Игры-занятия с элементами экспериментирования (для детей 2 лет 9 месяцев – 3 лет 6 месяцев)

   Занятие 1
   Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем – и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства воды.
   В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.
   Материал. Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу детей). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).
   Ход занятия. Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2–3 минуты. Отвечают на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.

   Затем взрослый обращается к каждому ребенку с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.
   Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попить.
   Занятие 2
   Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью).
   Материал. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18х15 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них в стаканчиках прозрачная вода, предлагает нарисовать «воздушные шарики». Каждый ребенок получает листок белой бумаги и одну краску (зеленая, красная, синяя и т. п.). Дети рисуют – на белой бумаге появляются «пятна» определенного цвета. При мытье кисточки вода окрашивается в цвет смываемой краски. Взрослый предлагает оставить листы сушиться на столе, обращает внимание на воду в стаканах. Собирает их на поднос, дети рассаживаются вокруг взрослого. Он спрашивает о том, что дети делали, кто какой краской рисовал, называет цвет воды в стаканчиках и т. д. Подчеркивает: у воды есть свойство – окрашиваться.
   Далее взрослый привлекает внимание детей к их работам, собирает их в стопку, вкладывает ее в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свой цвет: «Чей красный шарик?», «Кто рисовал желтой краской? Чей желтый шарик?» и т. д.
   Игра переходит в непринужденный разговор о том, кому из детей покупали воздушные шарики, как они играли с ними.

Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.

   «Какой же шарик? – Разноцветный!»
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация