А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 24)

   Занятие 17
   Цель. Продолжать знакомить с различными свойствами полых предметов путем составления башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей.
   Материал. По три полых одноцветных куба и цилиндра, отличающихся по величине на 2–3 см (на каждого ребенка) (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 7.
   Варианты. На занятии можно использовать другие сочетания фигур, например: цилиндры и конусы, конусы и кубы, кубы и цилиндры и т. д.
   Занятие 18
   Цель. Учить составлять целое из частей, ориентируясь на форму, величину и цвет предметов. Закреплять умение выбирать предметы с ориентировкой на два свойства одновременно.
   Материал. Большой и малый кубики красного цвета, большой и малый цилиндры синего цвета (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Перед каждым ребенком разложены кубы и цилиндры двух цветов. Взрослый предлагает составить цветные башенки: одну – красного цвета, а другую – синего. Для этого вначале дети должны разложить фигуры: в одну сторону – все красные, в другую – все синие. Затем собрать башенки из них (цветные табл. VIII—X).
   При составлении башенок ребенок ориентируется не только на цвет, но и на величину деталей (например, маленький колпачок надевает на большую деталь).
   Если ребенок легко справляется с заданием (собирает две башенки), взрослый дает ему другую пару деталей, различных по величине и цвету.
   Варианты. Аналогичные занятия проводят с другими полыми геометрическими фигурами.
   Занятие 19
   Цель. Учить подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей. Закреплять знания о цвете предметов.
   Материал. 4–6 полых, последовательно вкладывающихся предметов (кубы, цилиндры, конусы) двух цветов (на каждого ребенка) (цветные табл. IX и Х).
   Ход занятия. Взрослый дает каждому ребенку набор чередующихся по цвету предметов, которые вложены один в другой. Дети вынимают их и расставляют на столе в том же порядке, затем так же вкладывают один в другой. И наконец, учатся составлять башенку, чередуя колпачки по цвету. Когда яркие башенки будут готовы, взрослый предлагает разобрать предметы и вновь собрать, а потом обменяться ими друг с другом.
   Далее дети самостоятельно упражняются в чередовании деталей.
   Занятие 20
   Цель. Обогащать опыт детей путем действий с предметами различной формы, величины и цвета. Развивать их творческие способности. Совершенствовать координацию движений рук.
   Материал. Наборы полых конусов, цилиндров, кубиков различного цвета и величины (по 3–4 штуки на каждого ребенка) (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Столы (2–3) составляют торцевыми сторонами, на середину выкладывают геометрические фигуры, из которых дети будут составлять башенки (удобнее делать это стоя за столом).
   Детей следует разместить вдоль стола на расстоянии 60—70 см друг от друга, чтобы они могли работать, не мешая стоящему рядом товарищу.
   Взрослый объясняет и наглядно показывает, как маленькие детали ставить на большие. Постройки могут быть самыми разнообразными: из трех уменьшающихся в размерах кубиков (конусов, цилиндров), одноцветных или разноцветных; из кубика, цилиндра и конуса и т. д.
   Занятие 21
   Цель. Учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами, ориентируясь на их форму и чередуя заданным образом. Развивать воображение, память, образное мышление.
   Материал. Цилиндры (4 штуки), параллелограммы (3 штуки) одного цвета. Игрушка-уточка (цыпленок, гусенок и т. п.) средних размеров (7–10 см), пластмассовая, полиэтиленовая, деревянная или резиновая (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Дети рассаживаются вокруг стола. Взрослый обращает их внимание на столбики (цилиндры) и кирпичики (параллелограммы), лежащие перед каждым из них.
   «Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору», – предлагает взрослый и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т. д. Взрослый предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядом два столбика или два кирпичика – такой заборчик легко раздвинуть и разбежаться (демонстрирует, как утенок расталкивает носом два кирпичика в месте их соединения и убегает). «Нам нужен крепкий заборчик», – говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить (столбик – кирпичик, столбик – кирпичик и т. д.).
   Затем дети действуют самостоятельно. Взрослый продолжает показывать действия на своем материале, побуждая малышей к подражанию. Если кто-то ошибается, он обращает его внимание на образец, затем помогает выполнить задание правильно.
   В третьей части занятия взрослый дает каждому ребенку еще несколько предметов с целью «замкнуть» заборчик со всех сторон. В одном месте взрослый ставит рядом два кирпичика – это вход.
   Когда постройка будет выполнена, предлагает детям «загнать» утят за заборчик, «накормить» и «напоить» из корытца.
   Играя, они свободно передвигаются вокруг стола. Взрослый побуждает их к имитации голосов птиц, разыгрывает забавные ситуации, например, утята гуляют по двору, собираются группкой или выстраиваются гуськом и т. п.
   Варианты. Дети могут действовать с предметами одного цвета, но разной формы, чередуя кубики и кирпичики, призмы и цилиндры и т. п. Можно придумывать другие сюжеты с учетом опыта ознакомления детей с окружающим.
   Занятие 22
   Цель. Учить находить одинаковые предметы. Развивать зрительную память, воображение.
   Ход занятия. Взрослый раздает детям игрушки. Они рассматривают их, называют. Затем взрослый раскладывает на полу обручи и предлагает каждому ребенку, взяв с собой любую игрушку, войти в обруч, оставить игрушку внутри, принести такую же, но маленькую (согласно инструкции взрослого).
   Игрушки заранее разложены так, чтобы ребенок с определенного расстояния мог их увидеть.
   В конце занятия дети смотрят, какие игрушки подобрали их товарищи и проверяют, справились ли они с выполнением задания.

   3 года

   Программное содержание. Учить действовать по представлению, по инструкции. Развивать наглядно-образное мышление, умение использовать имеющийся опыт. Продолжать формировать более тонкие дифференциации при подборе, соотнесении, группировке предметов; способность планировать деятельность, выполнять действия в системе; стимулировать поиск средств и способов достижения цели. Способствовать умению соотносить реальный предмет и его изображение, собирать простые конструкции (пирамидки, башенки и пр.) по их графическому изображению (рисунку). Совершенствовать зрительные, слуховые, двигательные реакции во время действий с предметами и дидактическими игрушками.
   Занятие 23
   Цель. Учить составлять пирамидки из разных геометрических тел, чередуя их (по показу воспитателя). Стимулировать запоминание их названий (шар, куб, цилиндр, кольцо и пр.). Совершенствовать умение действовать с предметами разной формы.
   Материал. Геометрические фигуры двух видов, например кольца и шары (по 6 штук на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый дает детям возможность рассмотреть имеющиеся у них кольца и шары. Затем показывает, как можно, чередуя их, составить пирамидку: «Вначале возьму колечко, потом шарик. (Показ.) Опять колечко, и вновь шарик». (Показ.) Собранную пирамидку в качестве образца взрослый ставит на середину стола.


   Во второй части занятия дети начинают действовать под руководством взрослого: вначале взять шар и нанизать его на стержень; затем взять колечко и нанизать его, опустив на шар сверху, и т. д.
   В третьей части занятия дети самостоятельно снимают все детали со стержня и вновь собирают пирамидку, начиная с кольца и чередуя детали (выполняют задание, подражая действиям взрослого).
   В четвертой части занятия детям предоставляется возможность поиграть с пирамидкой, подбирая кольца и шарики произвольно; они могут нанизать или только шарики, или только кольца.
   В пятой части занятия взрослый предлагает детям повторить первый вариант пирамидки (чередуя шарики и кольца), но уже в меньшей степени применяет наглядный показ – учит выполнять задание по словесной инструкции.
   Для придания пирамидке законченного вида сверху на стержень надевают колпачок-наконечник.
   Варианты. Аналогичные занятия можно организовать, используя другие фигуры (куб, цилиндр, кольцо, шар и т. п.).

   Занятие 24
   Цель. Продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т. е. подбирать их по какому-либо принципу (например, чередование по цвету), не отступая от поставленной задачи. Развивать воображение, память, образное мышление.
   Материал. Кубики (5 см3) двух цветов: четыре красных и три синих (на каждого ребенка). Игрушка-животное (высота 6–7 см), стоящая на задних лапах (например, собачка).
   Ход занятия. Взрослый раздает детям по четыре кубика красного и по три синего цвета и предлагает построить разноцветные барьеры для цирковых собачек.
   В первой части занятия демонстрирует развернутый показ и объясняет действия: «Возьму вначале красный куб, к нему приставлю сбоку синий, затем – красный, вновь – синий и т. п.». Когда все семь кубов будут выстроены в ряд, взрослый заостряет внимание детей на последовательность подбора предметов, берет игрушечную цирковую собачку и предлагает ей «пробежать» вперед–назад по цветному барьеру. «Собачке нравится красивый барьер», – говорит он.
   Во второй части занятия детей подводят к пониманию необходимости чередования кубов по цвету исходя из игрового замысла: «А теперь собачка будет учиться перепрыгивать через синие кубики. Она встанет на первый красный кубик и перепрыгнет через синий. Вот так! Собачка перепрыгивает через синий кубик, чтобы оказаться вновь на красном кубике».
   В третьей части занятия дети выполняют задание самостоятельно по словесной инструкции взрослого. «Чтобы барьер получился красивым, нужно вначале взять красный куб», – поясняет педагог, отрабатывая начальный этап подбора предметов: от этого зависит правильность дальнейшего чередования предметов. Если ребенок не справляется, взрослый старается практически подвести его к пониманию допущенной ошибки, но не выполняет задание за него.
   В четвертой части занятия собачка начинает прыгать по синим кубикам. Там, где барьер выстроен правильно, она прыгает легко, не падает. Если же чередование подобрано неверно и собачка не может перепрыгнуть через 2–3 синих куба, стоящих рядом, она отказывается выступать. Ребенок исправляет ошибку, и собачка с удовольствием прыгает.
   В пятой части занятия каждый ребенок вновь строит барьер. С этой целью взрослый смешивает кубики, чтобы ребенок самостоятельно мог подобрать их в определенной последовательности. Если дети не испытывают трудностей, взрослый убирает образец и показывает его лишь по завершении работы, чтобы дети могли сравнить результаты.
   Варианты. Если дети хорошо ориентируются в цвете, то в ходе занятия можно заменить те кубы, через которые прыгает собачка (например, вместо синих дать желтые). Барьер можно строить также из кругов, колец, кирпичиков, втулок и других разных по цвету предметов.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация