А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 20)

   Занятие 51
   Цель. Продолжать учить подбирать предметы с учетом двух свойств одновременно – формы и величины. Развивать умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, вкладывание, накладывание и т. п.), учитывая свойства предмета, в частности, его положение в пространстве.
   Материал. Набор из одноцветных полых кубиков (3 штуки) размером 10, 7, 4 см и таких же конусов (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Участвуют 2–4 детей. Взрослый подводит их к столу, на котором для каждого приготовлено по три кубика и конуса. Предлагает рассмотреть их, ознакомиться с их свойствами, отмечает, что они разные по форме и одинаковые по цвету.
   Во второй части занятия взрослый предлагает рассортировать их.
   В заключение дети из конусов, затем из кубиков строят башенки: выбирают самый большой предмет, потом поменьше и самый маленький; раскладывают их в ряд в порядке уменьшения; потом ставят один на другой: большой, поменьше, маленький.
   Занятие 52
   Цель. Продолжать учить подбирать предметы с учетом двух свойств одновременно – формы и величины. Развивать умение рационально выполнять действия (схватывание, перекладывание, вкладывание, накладывание и т. п.), учитывая форму предмета и его положение в пространстве. Развивать моторику пальцев.
   Материал. Набор одноцветных полых цилиндров (3 штуки) высотой 10, 7 и 4 см, аналогичный набор конусов (каждый ребенок получает по три полых одноцветных цилиндра и конуса: большие, поменьше, маленькие) (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Аналогичен предыдущему.
   Варианты. На занятии можно использовать и другой набор (по три одноцветных кубика и цилиндра).
   Занятие 53
   Цель. Продолжать учить действовать со сборно-разборными предметами трех размеров: большим, поменьше, маленьким; составлять предметы из двух одинаковых частей, ориентируясь на их величину; понимать и правильно подбирать предметы в следующем порядке: большой, поменьше, маленький – маленький, побольше, большой.
   Материал. Три разборных бочонка высотой 10—12 см, 7–9 см, 4–6 см (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Взрослый обращает внимание на величину бочонков, предлагает показать самый маленький, а затем – самый большой. Предлагает расположить их в ряд в порядке уменьшения, отмечает промежуточную величину: «Этот бочонок большой, этот – поменьше, а этот – маленький!»
   Во второй части взрослый закрепляет умение раскрывать бочата, соотносить части по величине, располагая одну против другой, вновь собирать бочата.
   В третьей части занятия дети вкладывают меньшие предметы в большие.
   Занятие 54
   Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.
   Материал. 3–4 ленты красного и синего цвета (длина 30—40 см, ширина 3–4 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. В разных местах групповой комнаты разложены красные и синие ленты. Взрослый предлагает собрать их, обращает внимание на цвет лент, называет его. Дети перебирают ленты, повторяют за взрослым название их цвета.
   Затем взрослый делает султанчики для каждого ребенка: берет у него ленты, складывает их, связывает посередине, отдает ему. Показывает, как можно играть с султанчиками: поднять вверх, опустить вниз, взмахнуть влево, вправо, над головой и т. п. Предлагает полюбоваться красочным зрелищем.
   Варианты. Можно использовать ленты любых других цветов.

   Возраст. 1 год 11 месяцев – 2 года.
   Занятие 55
   Цель. Продолжать развивать умение подбирать предметы (кольца) по мере уменьшения их величины. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.
   Материал. Пирамидка из 4–5 колец, разных по величине и цвету (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Сбор пирамидки из 4–5 разноцветных колец проходит так же, как и сбор пирамидки из одноцветных колец. Разница в следующем: взрослый ориентирует детей на величину колец, а цвет называет лишь после того, как ребенок выберет самое большое кольцо, затем самое большое из оставшихся и таким образом. выложит их цепочкой. От детей не требуется, чтобы они называли цвет колец, но, если они повторяют названия за взрослым, тот поощряет их. (Подбор колец осуществляется детьми с помощью взрослого.)
   Занятие 56
   Цель. Продолжать учить выбирать предметы, ориентируясь на два свойства (например, на величину и форму).
   Материал. Набор геометрических фигур (кубы, цилиндры, втулки, конусы – по 2 штуки разного цвета) в коробке, там же лежат три больших и три маленьких шара красного цвета, два стержня (15 см и 25 см) на подставке (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них в коробке много разных предметов. В процессе рассматривания называет их, отмечает цвет, побуждает взять названный предмет. Например: «У Оли кубик. Он синего цвета. А у Тани есть кубик? Покажи детям. Да, у Тани тоже синий кубик. А что у Вити? Витя, покажи всем ребятам. Что это? Трубочка (втулка) желтая».
   Во второй части занятия осуществляется выбор из множества разных предметов нескольких, соответствующих определенным свойствам.
   Взрослый предлагает детям выбрать красные большие шары и нанизать их на высокий стержень, затем выбрать красные маленькие шары и нанизать их на невысокий стержень.
   У каждого ребенка должно получиться по две пирамидки из больших и малых красных шаров. Собранные пирамидки воспитатель предлагает закрыть крышечкой, что придает конструкции законченность.
   Занятие 57
   Цель. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, меняющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на два свойства – цвет и форму.
   Материал. По пять шариков и кубиков желтого и зеленого цвета, две коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров (на каждого ребенка). Ведерко.
   Ход занятия. Дети отделяют шары от кубиков, складывают их в ведерко. Когда шарики будут отобраны, каждый ребенок получает лоток, который направлен скатом от взрослого к ребенку. Взрослый ставит перед собой ведерко с шарами и начинает поочередно скатывать их детям. Вначале он скатывает только желтые или только зеленые шары. Предлагает складывать в соответствующую по цвету коробочку, помогает. При последующих игровых действиях цвет шаров чередуется.
   Взрослый показывает, как нужно ловить движущийся предмет: округлить ладони, сделать их лодочкой; при приближении обхватить шар, соединив левую и правую руки. Если дети справляются с этим заданием, взрослый может увеличить темп с целью развития быстроты реакции.
   Варианты. Аналогичные упражнения проводятся с другими объемными геометрическими фигурами (например, призмами).
   При выборе задания учитываются особенности формы: шары можно прокатывать, а строить следует из кубиков (башенка, паровоз), кирпичиков (дорожка, лесенка), призм (заборчик) и т. п.
   Занятие 58
   Цель. Учить собирать пирамидку (башенку) из 4–8 последовательно уменьшающихся предметов.
   Развивать умение действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали.
   Материал. Набор из восьми парных конусов (колпачков, кубиков, цилиндров) четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого (на каждого ребенка) (цветные табл. IX, X).
   Ход занятия. Участвуют 2–6 детей. Взрослый обращает их внимание на то, что у каждого есть набор красивых колпачков (кубиков, круглых коробочек). На своем материале показывает последовательность сбора пирамидки (наложение друг на друга всех колпачков).
   В процессе выполнения задания взрослый называет цвет колпачков; если дети повторяют за ним правильно, он их поощряет.
   Затем дети составляют конструкцию из имеющихся у них деталей. Взрослый обращает внимание на результат: красочная пирамидка получилась у каждого малыша и у каждого особенная (отмечает индивидуальные особенности каждой пирамидки). После этого дети разбирают пирамидки и вновь собирают их.
   В конце занятия взрослый дает детям возможность действовать с пирамидкой по желанию, самостоятельно.
   Варианты. Повторное занятие проводится с набором кубиков и цилиндров. Количество предметов подбирается в зависимости от уровня сформированности у детей соответствующих навыков.
   Занятие 59
   Цель. Учить действовать с большим количеством предметов. Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций из 2–3 и более деталей; умение сравнивать различные конструкции, замечать новое.
   Продолжать формировать тонкую моторику рук, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.
   Материал. Тот же, что и в предыдущем занятии.
   Ход занятия. Взрослый отмечает: у каждого ребенка много разноцветных колпачков, из них можно сделать несколько разноцветных пирамидок. Для этого необходимо составить конструкции из 2–4 предметов, накладывая меньшие на большие (показывает на своем материале).
   Затем взрослый обращает внимание детей на материал, с которым они будут заниматься: отмечает цвет, величину и форму колпачков, показывает, как с ними можно поиграть.
   Во второй части занятия взрослый учит составлять несколько пирамидок из разноцветных колпачков.
   В третьей части взрослый обращает внимание детей на разнообразие пирамидок. На ориентировочной эмоционально-чувственной основе учит вариативности действий с предметами.
   Взрослый отмечает удачный подбор цветов, развивает желание действовать самостоятельно, учит замечать действия сверстников, оценивать их работу.
   Варианты. Повторные занятия проводятся с набором кубиков или цилиндров. Количество предметов варьируется в зависимости от уровня сформированности у детей навыков.
   Занятие 60
   Цель. Совершенствовать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая их в порядке: большая, поменьше, маленькая. Учить находить промежуточный по величине предмет. Развивать ручную умелость и глазомер.
   Материал. Три матрешки высотой 10—12 см, 7–9 см, 4–6 см (на каждого ребенка) (цветная табл. XI).
   Ход занятия. Участвуют пять–шесть детей. Взрослый предлагает показать, какая из матрешек самая большая, какая поменьше, какая маленькая; дает возможность рассмотреть матрешки, определить их величину, расположить в определенной последовательности.
   Во второй части занятия дети раскрывают матрешки и располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем складывании предмета. «Матрешки наденут юбочки», – говорит взрослый, показывая, как надо соединять части.
   Эта часть занятия повторяется: дети вновь открывают матрешки и учатся последовательно вкладывать меньшие предметы в большие, т. е. собирать трехместную матрешку. При необходимости взрослый помогает малышам: может вначале дать две разборные матрешки, а третью неразборную.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация