А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 19)

   Занятие 43
   Цель. Продолжать учить действию раскладывания предметов, соблюдая определенную последовательность; выбирать игрушки, ориентируясь на два свойства – цвет и величину. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами.
   Материал. Восемь парных полых цилиндров (кубиков) 3–4 цветов (на каждого ребенка) (цветная табл. X).
   Ход занятия. Аналогичен ходу занятия 39. Проводится с 3–4 детьми.
   Занятие 44
   Цель. Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками разной величины, составлять предмет из двух однотипных частей, ориентируясь на два свойства – их величину и положение в пространстве.
   Материал. Две разборные матрешки высотой 10—12 см и 5–6 см (на каждого ребенка) (цветная табл. XI).
   Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Перед каждым две матрешки – большая и маленькая. «Две матрешки – две сестрицы, большая и маленькая», – объясняет взрослый, учит раскрывать и закрывать их. Вначале дети действуют с большой матрешкой, затем с маленькой. Потом им предлагается открыть обе игрушки, расставить верхние и нижние части одну против другой и, соотнеся их по величине, вновь собрать матрешки.
   В заключение взрослый закрепляет умение действовать с предметами разной величины, предлагая спрятать матрешек, вложив меньшую в большую.
   Занятие 45
   Цель. Продолжать учить действовать с предметами, ориентируясь на два свойства – величину и форму; выполнять захватывание предмета сверху или сбоку. В процессе действия с объемными геометрическими фигурами, такими, как прямоугольный параллелепипед (кирпичик) и равносторонняя призма или тетраэдр (крыша), развивать умение выполнять относительно тонкие движения захватывания и проталкивания кончиками трех пальцев: большого, указательного, среднего.
   Материал. Коробка в виде прямоугольного параллелепипеда (40х20х20 см). Четыре большие стороны имеют отверстия, разные по форме: на одной стороне – квадратные (3,5 см) и круглые (диаметр 3,5 см), зрительно равные по величине; на второй – круглые и треугольные; на третьей – квадратные (3,5 см) и прямоугольные (2,5х9 см); на четвертой – квадратные и треугольные (равносторонние) (3,5 см). Шары (диаметр 3 см), кубы (3 см), призмы (ребро 3 см), параллелепипеды (2х2х8 см). Всех предметов по шесть (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый ставит на середину стола коробку вверх стороной с квадратными и прямоугольными отверстиями. Обращает внимание на то, что у каждого есть предметы различной формы. «Где кирпичики?» – спрашивает взрослый, помогает выбрать их и опустить в соответствующее отверстие. «А теперь возьмем кубик! Где кубик? Опустим его в дырочку (соответствующее отверстие). Вот так!» (Показ.)
   Варианты. Повторные занятия проводятся с другими объемными геометрическими фигурами: кубами и призмами, призмами и параллелепипедами, шарами и кубами, шарами и призмами и т. п. Усложнение происходит за счет различия не только в форме, но и в величине предметов.
   Занятие 46
   Цель. Продолжать учить ориентироваться в трех предметах: большой, поменьше, маленький, выполнять последовательные действия их вкладывания и выкладывания.
   Материал. По три одноцветных полых цилиндра (10, 7, 4 см) и одной круглой коробке на каждого ребенка (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Участвуют 3–5 детей. Взрослый говорит, что у каждого есть круглые коробочки, внутри них что-то стучит (предлагает прислушаться). Дети с помощью взрослого извлекают и последовательно раскладывают цилиндры в порядке уменьшения: большой, поменьше, маленький. Затем последовательно вкладывают все три предмета друг в друга. Упражнение повторяется (с большей самостоятельностью детей).
   В заключение взрослый показывает, как можно сделать башенку из трех предметов путем наложения меньших на большие.
   Варианты. Повторные занятия проводятся с цилиндрами других основных цветов. Варьируется также форма предметов: конусы, кубы.
   Занятие 47
   Цель. Продолжать учить подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький или маленький, побольше, большой. Развивать дифференцированные действия кончиками пальцев.
   Материал. Набор из трех стаканчиков (хохлома), последовательно вкладывающихся один в другой, одинакового цвета и рисунка (разница в их величине – 2–3 см), поднос (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. На большом подносе в три ряда стоят стаканчики. Взрослый предлагает каждому ребенку взять сначала самый большой стаканчик, потом – самый маленький. Затем сам раздает оставшиеся. Таким образом у каждого ребенка оказывается по три стаканчика: большой, поменьше, маленький. Взрослый, называя их величину, предлагает расположить стаканчики в ряд в порядке уменьшения, а затем вложить один в другой. «Стаканчики спрятались! Где они?» – спрашивает он. «Вот они!» – радостно восклицает взрослый и предлагает опять выложить их в ряд.
   Занятие 48
   Цель. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их динамические свойства; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (величину или цвет).
   Материал. Машины одного цвета и разной величины (8–10 см и 16—20 см) – 3–4 штуки; два гаража-картонки с разными по величине отверстиями (9–11 см и 17—21 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый подзывает детей к столам, составленным торцевыми сторонами. На краях укреплены гаражи. Игровая задача: провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Взрослый следит за тем, чтобы дети возили машинки левой и правой рукой.
   Варианты. Повторные занятия проводятся с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей на стол кладут цветные полосы, соответствующие цвету машинок. Более старшие дети выполняют задания с ориентацией на два свойства одновременно, например: найти большую красную машинку и маленькую красную машинку и т. п.

   1 год 9 месяцев – 2 года

   Программное содержание. Продолжать учить собирать двухместные дидактические игрушки, находить нужные детали-вкладыши при выборе сначала из двух, а затем из трех деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглая, квадратная, треугольная); раскладывать предметы по убывающей величине; понимать значение слов поменьше, побольше.
   Учить самостоятельно собирать пирамидку из двух–трех крупных колец контрастных размеров. Учить собирать с помощью взрослого пирамидку из четырех–пяти колец разной величины.
   Совершенствовать умение выполнять задания с ориентацией на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

   Возраст. 1 год 9 месяцев – 1 год 10 месяцев.
   Занятие 49
   Цель. Учить собирать пирамидку (на стержне) из 3–4 колец одного цвета (без опоры на автодидактические особенности материала). Развивать моторику кончиков пальцев путем выполнения действий с мелкими деталями.
   Материал. Пирамидка одноцветная из четырех колец, стержень высотой 10—12 см (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Каждому ребенку дают четыре кольца одного цвета. Взрослый учит сравнивать их по величине, прикладывая друг к другу, раскладывая в ряд, накладывая друг на друга. Предлагает выбрать самое большое кольцо. Все большие кольца отодвигаются на середину стола. Затем взрослый предлагает найти самое маленькое кольцо: «Какое самое маленькое кольцо? Возьмите в руку, покажите мне, всем детям покажите». Если дети ошибаются, взрослый помогает. Все маленькие кольца также отодвигаются на середину стола, в другую кучку. «Эти кольца самые большие (показ). Эти кольца самые маленькие (показ)», – говорит взрослый. Оставшиеся у каждого ребенка два кольца также исследуются. Взрослый предлагает показать большее из них. «А это колечко меньшее!» – поясняет он. Просит каждого ребенка взять с середины стола самое большое кольцо, а затем – самое маленькое. Таким образом у каждого ребенка по-прежнему четыре кольца.
   После того как дети научатся выбирать самое большое и самое маленькое кольцо, взрослый приступает ко второй части занятия – учит систематизировать предметы по убывающей величине. «Выбираем самое большое кольцо, затем поменьше, потом маленькое», – говорит взрослый и помогает последовательно расположить кольца на одной линии.
   Каждому ребенку дают стержень, чтобы тот нанизал на него кольца, начиная с самого большого. Правильно собранная пирамидка закрывается.
   В конце занятия отмечается результат действий: «Дети из колец собрали пирамидки. И у Оли – пирамидка. Оля, покажи всем свою пирамидку. И у Тани – пирамидка. Таня тоже всем детям покажет, какую пирамидку она собрала».
   Занятие 50
   Цель. Продолжать учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на два свойства – цвет и форму. Развивать умение действовать с предметами типа шариков или кубиков.
   Материал. По пять шаров и кубиков красного и синего цвета, лоток для скатывания шаров, коробка, в которой вперемешку лежат шары и кубики (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый подводит детей к столу, на котором для каждого приготовлена коробка с разноцветными предметами. «В коробках лежат шарики и кубики. Нам нужны для игр шарики», – говорит он, учит выбирать предметы независимо от их цвета, ориентируясь только на форму. (Оставшиеся после отбора кубики складывают в общую большую коробку.)
   Вторая часть занятия – скатывание шаров. Взрослый дает каждому ребенку лоток, направленный к центру стола, который огорожен брусочками.
   Взрослый берет красный шар и говорит: «Мы будем скатывать шарики красного цвета. Возьмите все по одному шарику такого же цвета, как у меня». Проверяет правильность выполнения. Когда все шарики скатились, взрослый обращает внимание на результат. «Как много красных шаров», – говорит он и предлагает повторить действия. Если ребенок ошибся и послал в центр стола синий шар, воспитатель отмечает это. Все скатившиеся красные шары взрослый перекладывает в коробку.
   Те же действия дети совершают с синими шарами.
   В конце занятия взрослый обращает внимание на то, что дети помогли ему выполнить трудную работу: отделили кубики от шариков (показывает коробки с кубиками), а шарики рассортировали по цвету (показывает коробку с красными и коробку с синими шариками).

   Возраст. 1 год 10 месяцев – 1 год 11 месяцев.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация