А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 16)

   Занятие 20
   Цель. Закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.
   Материал. Разноцветная пирамидка из четырех колец на конической основе (на занятии используются коническая основа и два верхних разноцветных кольца на каждого ребенка) (цветная табл. XII).
   Ход занятия. Проводится аналогично занятию с пирамидкой «Елочка». Усложнение заключается в выборе большого кольца из двух разноцветных (например, красного и синего). Ребенок закрепляет понимание слов большой, маленький. Учится выполнять выбор по величине из двух колец разного цвета. Взрослый называет цвет колец: «Большое кольцо – синее, а маленькое – желтое. Нам нужно выбрать большое кольцо. Вот оно, синее. Наденем его (показ). А теперь возьмем маленькое колечко. Вот оно, желтое. Наденем его на синее, большое, кольцо. Вот так (показ)».
   Занятие 21
   Цель. Закрепить умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать меньший на больший. Развивать моторику рук, согласованные действия, относительно тонкие движения кончиков пальцев. Продолжать учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство – цвет.
   Материал. Два набора из восьми красных и восьми синих конусов-колпачков, убирающихся последовательно один в другой; по два стержня (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Участвуют четверо детей. На середине стола вперемешку лежат красные и синие мелкие колпачки (по 4 штуки). Красные колпачки, вложенные один в другой, взрослый раздает детям по кругу: каждый из них снимает верхний колпачок.
   Когда у каждого окажется по одному колпачку, взрослый предлагает собрать красные пирамидки, взяв колпачки такого же цвета с середины стола, т. е. отобрав их из синих (показывает, как это делается, на своем материале). В результате у каждого ребенка получается красная пирамидка из двух колпачков. «Молодцы, собрали красные пирамидки», – говорит воспитатель, обращая внимание детей на результат их работы.
   Аналогично проводится упражнение с синими колпачками. Воспитатель отмечает, что у каждого ребенка теперь по две пирамидки: красного и синего цвета.
   Варианты. На занятии можно использовать конусы любых других цветов. Следующие занятия проводят с наборами кубиков, а затем цилиндров двух цветов.
   Занятие 22
   Цель. Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.
   Материал. Матрешка (высота 10—12 см), внутри нее цветная салфеточка (10х10 см) (на каждого ребенка); теремок (цветная табл. XI).
   Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Взрослый ставит на стол домик (теремок), за которым располагает 5–6 матрешек; говорит, что в домике живут матрешки. Предлагает малышам позвать их. Раздает игрушки.
   Во второй части занятия учит открывать игрушки. «Матрешки приготовили подарки: откроем их и увидим, что они нам принесли». Взрослый кладет руку ребенка сверху на матрешку, учит делать небольшой поворот и подтягивание верхней части. Помогает малышу, если это необходимо: направляет его руку, передает легкое усилие, накладывает свою руку на его и на матрешку.
   В третьей части занятия дети рассматривают предметы, извлеченные из матрешек, например салфеточки: разные по цвету, имеют различный рисунок. Затем взрослый предлагает закрыть матрешки: вначале совместить их части, а потом соединить их легким нажатием.
   Примечание. Если детям не удается открыть матрешку, можно использовать петельку из ленты, с помощью которой выполняется подтягивание верхней части игрушки (описание см. выше).
   Занятие 23
   Цель. Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Продолжать учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство (цвет или величину).
   Материал. Грибки одного цвета высотой 8 и 4 см (3–5 штук). Ножки можно сделать из катушек, а из поролона, обтянутого тканью разной расцветки и фактуры, – шляпку. Корзинки (по количеству детей).
   Ход занятия. Участвуют 7–10 детей. Грибки расположены по всей комнате так, чтобы дети могли найти их, например, заглянув под стульчик, за ножку стола и т. п. Взрослый раздает детям корзинки и предлагает собрать грибки. Когда все они будут в корзинках, предлагает детям собраться вокруг стола и рассмотреть их.
   Затем малыши раскладывают грибки по величине: вначале большие, затем маленькие. Взрослый комментирует их действия.
   Варианты. Аналогичные занятия проводятся с грибками одной величины и разного цвета или одной величины, но разной формы. Более старшие дети могут выполнять подбор предметов с ориентировкой на два свойства одновременно (найти большой красный грибок или маленький зеленый грибочек).

   Возраст. 1 год 4 месяца – 1 год 5 месяцев.
   Занятие 24
   Цель. Продолжать учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать шар на стержень). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их функциональных свойств (например, на стержень можно нанизать только шар, имеющий сквозное отверстие). Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенные, не имеющие отношения к этому свойства предметов.
   Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.
   Материал. Стержень на подставке высотой 20—25 см; восемь одноцветных и одинаковых по величине шаров – пять со сквозным отверстием по оси симметрии, три без него (на каждого ребенка); коробка (20х15х7 см) (цветная табл. XIII).
   Ход занятия. Взрослый ставит на стол стержень и предлагает детям собрать пирамидку из шаров, находящихся в коробке. Обращает внимание на то, что они разные: одни – с дырочками, а другие – без них. «Нам нужны шарики с дырочками, – говорит взрослый, – чтобы можно было их нанизать на стержень. Вот так! (Показ.) А вот этот шарик не имеет дырочки, и я не могу его надеть. (Показ.) Оставлю его в коробке». Стержень по кругу передвигают к каждому ребенку. «Все смотрят, как Саша ищет шарик с дырочкой. А как Саша сумеет надеть шарик на палочку? К кому Саша передвинул пирамидку с шариками?»
   Когда пирамидка собрана, взрослый ставит ее на середину стола, чтобы все дети видели результат. Затем берет второй стержень. Сбор пирамидки повторяется. Количество собранных пирамидок должно соответствовать количеству детей, участвующих в занятии.
   Затем взрослый дает время для произвольной игры с пирамидками (дети снимают и нанизывают шары, перекладывают их и т. п.).
   В конце занятия взрослый предлагает все собранные пирамидки сдвинуть на середину стола, а шарики без дырочек собрать в одну большую коробку.
   Варианты. Каждому ребенку дают стержень и восемь шаров – он действует самостоятельно. Взрослый объясняет поставленную задачу и одновременно показывает, помогает, если в этом есть необходимость. Обращает внимание на поэтапное выполнение действий, подчеркивая результаты, которых добился каждый малыш. Дети должны чувствовать внимание взрослого, отклик на свои действия, своевременную оценку удачных и неудачных попыток. Детям более старшего возраста можно предложить собрать пирамидки, осуществляя выбор из двух цветов.
   Занятие 25
   Цель. Та же.
   Материал. Стержень на подставке (высота 20—25 см), пять втулок и три цилиндра (столбики) одного цвета и размера (высота 4 см, диаметр 2,5 см) (на каждого ребенка) (цветная табл. XIII).
   Ход занятия. Аналогичен предыдущему. В процессе занятия ребенок должен рассортировать втулки и цилиндры и нанизать втулки на стержень.
   Занятие 26
   Цель. Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
   Материал. Десять шаров и восемь кубиков одного размера и цвета; лоток для скатывания шаров, коробка (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Перед каждым ребенком стоит коробка с шариками и кубиками. Лоток для скатывания шаров направлен к середине стола, который огражден брусочками, не позволяющими шарикам скатиться на пол.
   Взрослый говорит, что у каждого в коробке лежат шарики и кубики: надо взять кубик и повторить за ним действия (проводит по его сторонам, поглаживает грани, пальцем касается углов). Ставит кубик на скат лотка, демонстрирует, что кубик не обладает способностью скатываться. «А теперь нужно отобрать шарики», – говорит взрослый, показывая детям шарик и прокатывая его к центру стола. Дети повторяют эти действия.
   Варианты. На повторных занятиях взрослый может предложить шары, изготовленные из различных материалов.
   Занятие 27
   Цель. Закреплять практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство – форму. Развивать ориентировочно-исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, рациональность и целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев; совершенствовать глазомер.
   Материал. Набор из восьми желтых конусов-колпачков, последовательно убирающихся один в другой. Аналогичный набор из восьми желтых кубиков (цветная табл. VIII). Два стола: на одном из них разложено шестнадцать (два набора) кубиков и конусов. Предметы расположены вперемешку (ближе к краю стола, чтобы дети могли легко их достать). Другой стол предназначен для выполнения заданий.
   Ход занятия. Участвуют четверо детей. Взрослый собирает их вокруг стола, на котором разложены колпачки и кубики. Показывает их детям, предлагает потрогать, подвигать, переложить, т. е. дает возможность самостоятельно действовать с предметами, закрепляя представления о действии с полыми предметами разной формы. Взрослый обращает внимание на характер движений руки, направляет их, учит брать предметы более удобными способами.
   Во второй части занятия малыши берут по одному колпачку, относят его к другому столу и кладут на него, запомнив место. Затем берут еще по одному колпачку из оставшихся и несут к первому колпачку. Из двух колпачков сооружают башенку, накладывая меньший на больший (взрослый осуществляет показ на своем материале). Собранные башенки ставят на середину стола.
   В третьей части занятия дети действуют с кубиками. Взрослый предлагает всем подойти к первому столу, взять по одному кубику, потом – еще по одному, соорудить башенку, наложив меньший куб на больший. Башенки также ставят на середину стола.
   В четвертой части занятия взрослый сдвигает столы и обращает внимание детей на то, что на одном столе башенки из колпачков, на другом – башенки из кубиков, подчеркивает результат действий детей: колпачки и кубики разделили и сделали различные конструкции. Хвалит детей.
   В заключение занятия дети играют самостоятельно.
   Варианты. На следующих занятиях можно использовать наборы другого цвета. С детьми постарше можно использовать 2–3 набора конусов и кубиков разного цвета на одном занятии. В этом случае взрослый последовательно меняет их.
   Аналогично проводятся занятия по составлению башенок из двух кубов и двух цилиндров одного цвета.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация