А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 14)

   Занятие 6
   Цель. Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.
   Материал. Одноцветные кольца (диаметром не менее 8–9 см, 5–6 штук) (на каждого ребенка), несколько стрежней (цветная табл. XIII).
   Ход занятия. Перед каждым ребенком лежат 5–6 колец. Взрослый побуждает взять одно из них, провести ладонью по его поверхности, поставить на боковую поверхность, покатать влево–вправо; учит брать кольцо, обхватив его большим и указательным пальцами. Затем предлагает: «Соберем пирамидку из колечек». Берет стержень и нанизывает на него кольцо. Передвигает стержень по кругу, предлагая каждому ребенку поочередно нанизать колечко.
   Действия каждого ребенка взрослый сопровождает индивидуальным обращением: «А сейчас Оля наденет колечко! Молодец. Передай пирамидку Тане. Все дети смотрят, как Таня наденет колечко на палочку. Хорошо. Передай пирамидку Толе». И т. п.
   Когда игрушка будет собрана, взрослый обращает внимание на то, что одну пирамидку они собрали, и закрывает кольца сверху крышечкой. Ставит ее на середину, чтобы малыши видели результат своей «работы» и осознали цель дальнейших действий.
   Аналогично дети собирают вторую и третью пирамидки. Взрослый хвалит их.
   Варианты. У каждого ребенка два стержня и десять колец. Задание выполняется индивидуально. После того как малыш соберет пирамидку из пяти колец, взрослый обращает внимание на то, что у него еще остались колечки, которые надо нанизать на другой стержень. Таким образом каждый ребенок собирает две пирамидки из пяти колец каждая. Детям более старшего возраста можно предложить собрать одноцветную пирамидку, выбирая нужные кольца из колец двух цветов.
   Занятие 7
   Цель. Продолжать учить выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень). Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.
   Материал. Вертикальный стержень высотой 20—25 см (от высокой пирамидки), 5–6 шариков для нанизывания (диаметр 2,5–4 см), имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров (20х20х5 см). У каждого ребенка шары одного цвета (цветная табл. XIII).
   Ход занятия. Аналогичен предыдущему занятию. Участвуют 5–6 детей.
   Занятие 8
   Цель. Закреплять умение нанизывать предметы, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать пространственное воображение, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочные действия руки.
   Материал. Вертикальный стержень высотой 20—25 см; 5–6 кубиков для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии (сторона кубика – 2,5–4 см); коробочка для кубиков размером 20х15 см (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Аналогичен предыдущему.
   Занятие 9
   Цель. В процессе выполнения практических заданий с кубиками развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, учитывая форму предмета. Совершенствовать действие вкладывания.
   Материал. Восемь кубиков одного размера (4 см3) и цвета; две коробки (10х10х3 см и 5х5х15 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый приглашает детей к столу, на котором лежат кубики. Предлагает поиграть: построить паровозик и башенку. Затем каждому ребенку дает низкую коробку, в которую тот поочередно, прикладывая сторонами один кубик к другому, укладывает в определенном порядке четыре кубика. Коробки с кубиками отставляют на середину стола. Затем каждый малыш опускает оставшиеся четыре кубика поочередно в высокие коробки, повернув их соответствующей стороной. Коробки заполняются доверху.
   Ставя перед детьми по две коробки, заполненные кубиками, взрослый каждому ребенку дает по две крышки к этим коробкам, предлагая их закрыть. При выполнении этого задания ребенок ориентируется на величину коробки и крышки, учится соотносить части предметов.
   Занятие 10
   Цель. Учить познавать физические свойства предметов кубической формы (обладают устойчивостью, можно положить на грань, все грани одинаковы). На ориентировочной эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить со свойствами полых предметов: большие вмещают меньшие по размеру.
   Развивать координацию рук при действии с кубиками большого размера: положить ладони параллельно друг другу на боковые грани куба, сделать движение вверх, затем петлеобразное движение вниз, поставить его на одну из граней. Малый куб учить обхватывать сбоку (большим и четырьмя другими пальцами), а также сверху. Обогащать сенсорный опыт детей, давая возможность действовать с предметами разного цвета (цвет можно выбрать произвольно или в соответствии с цветами спектра).
   Материал. Восемь полых кубиков (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см3) разного цвета (цветная табл. VII).
   Ход занятия. Взрослый ставит на стол кубики, вложенные последовательно друг в друга. Дети видят только верхний куб, самый большой. «Посмотрите, на столе лежит куб», – говорит взрослый и пододвигает его к ребенку, сидящему сбоку от него. Кладет ладони малыша параллельно, сжимая ими боковые грани; описывает своей рукой траекторию движения рук ребенка с кубиком, предлагает поднять его и, сделав петлеобразное движение двумя руками в сторону, поставить кубик на одну из граней. Все действия взрослый комментирует: «У Лены самый большой кубик (пауза), зеленый».
   Во второй части занятия, начиная с четвертого кубика, взрослый учит детей захватывать предмет по-другому, ориентируясь на его величину и форму: направляет руку ребенка сверху или сбоку, обхватывая куб большим и четырьмя другими пальцами.
   Третья часть занятия связана с выполнением действий вкладывания кубиков, т. е. практическим ознакомлением со свойствами полых предметов (можно вложить меньший в больший). Взрослый предлагает повернуть кубики отверстием вверх, чтобы ребенок мог заглянуть туда. Затем, начиная с маленьких кубиков, их поочередно вкладывают один в другой (по кругу). «Все кубы спрятались – мы их убрали», – говорит взрослый, подчеркивая результат действия.
   Четвертая часть занятия – повторение действий с кубиками, тоже по кругу, но в другую сторону, чтобы к детям попали кубики другой величины.
   Занятие 11
   Цель. Познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим. Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.
   Материал. Набор из восьми одноцветных колпачков, вставляющихся последовательно один в другой (цветная табл. VIII).
   Ход занятия. Участвуют четверо детей. Взрослый подводит их к столу, на котором лежат колпачки, вставленные один в другой. «Это колпачки. Оля снимет верхний колпачок, а оставшиеся колпачки пододвинет к Саше, чтобы он мог тоже взять верхний колпачок», – говорит взрослый, обращаясь к ребенку, сидящему рядом и т. д.
   Когда у каждого окажется по одному колпачку, взрослый предлагает их рассмотреть, провести по поверхности рукой, заглянуть внутрь, т. е. познакомиться со свойствами полого предмета конической формы.
   Затем оставшиеся четыре колпачка в том же порядке передают по кругу. У каждого ребенка оказывается по два одноцветных колпачка, отличающихся величиной в 4 см: один – большой, а другой – маленький. Взрослый обращает на это внимание детей. Те некоторое время играют с предметами.
   Затем взрослый показывает, как большим колпачком можно накрыть маленький, чтобы его не было видно. Эту часть занятия надо проводить очень эмоционально, поочередно действуя вместе с детьми, обыгрывая моменты появления и исчезновения предметов.
   В третьей части занятия малыши строят башенку из двух колпачков, накладывая меньший на больший.
   Варианты. С детьми постарше можно использовать 2–3 набора разноцветных конусов (например, желтых, синих, красных). Дети работают с набором колпачков сначала одного цвета, потом другого и т. д.
   Занятие может закончиться по-другому: например, взрослый побуждает детей передавать конусы по кругу, предлагая каждому накрыть меньший колпачок большим.
   Занятие 12
   Цель. Учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей. Развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу. Учить открывать игрушку (поворот, подтягивание и рассоединение частей); закрывать ее (совмещение и соединение верхней и нижней частей); выполнять подбор предметов по величине.
   Материал. Бочата – 2 штуки (высота 10—12 и 6–8 см) одинакового цвета; в каждый вложена лента (ширина 1,5–2 см, длина 30 см), связанная над бочонком в виде петельки, позволяющей приемом оттягивания открыть крышку. Ленты разноцветные, на них нанизаны мелкие бубенчики. Цветные палочки (5–6 см); цветные маленькие салфеточки (10х10 см) и другие предметы для вкладывания в игрушку (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Участвуют 5–6 детей. Взрослый обращает их внимание на игрушки, стоящие на столе. «Это бочата», – говорит он и раздает каждому ребенку по два бочонка (большой и маленький). Предлагает ознакомиться с ними: постучать, подержать на весу за петельку, покатать, послушать, что шуршит внутри и т. п. «В бочатах что-то лежит», – говорит воспитатель, стремясь вызвать у детей желание открыть их. «Посмотрим, что лежит в больших (выделяет голосом) бочатах», – продолжает он и просит каждого ребенка взять в руки больший из них. Показывает, как открыть его: придерживая бочонок одной рукой, другой потянуть за петельку.
   Дети рассматривают то, что лежит в бочатах: ленточки, бубенчики, палочки, салфеточки. (Все мелкие предметы должны быть прикреплены к ленточкам или пришиты к салфеткам.) «Посмотрите, у Тани бубенчик на ленточке. Она достала его из бочонка. А что достал Коля? Ленточку! Какая красивая у Коли ленточка!» – взрослый рассматривает игрушки с каждым малышом.
   Когда дети познакомятся со всеми предметами, они складывают их в бочонок и учатся закрывать нижнюю часть игрушки верхней, предварительно совмещая их. При необходимости взрослый помогает.
   Упражнение повторяется.
   Варианты. На повторных занятиях ленту можно не использовать, если дети научились открывать бочата. Аналогичное занятие проводится с другими игрушками: самоварчиками, туесками, шкатулками и пр.

   Возраст. 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация