А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей" (страница 13)

   Примерные конспекты занятий с детьми от года до двух лет

   1 год – 1 год 3 месяца

   Программное содержание. Учить детей выполнять взаимосвязанные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки; нанизывать на стержень 5 одинаковых колец; вкладывать в полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы и пр. – меньший большим); собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата и пр.). Привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), звучащим по-разному (тихо и громко): колокольчикам, бубнам, погремушкам и др.

   Возраст. 1 год – 1 год 1 месяц.
   Занятие 1
   Цель. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить детей со свойствами предметов цилиндрической формы (положить на боковую поверхность, покатать, поставить вертикально). Учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (вставлять что-нибудь внутрь, нанизывать). Развивать мелкую моторику пальцев: брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; находить соответствующее положение предмета в пространстве в зависимости от поставленной задачи (нанизать втулки на вертикальный стержень). Расширять сенсорный опыт ребенка при действии с разноцветными предметами.
   Материал. Вертикальный стержень высотой 20—25 см (от пирамидки); 5–6 втулок («трубочек») для нанизывания (диаметр 2–2,5 см, высота 4 см); коробочка (20х20х5 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. В первой части занятия взрослый знакомит детей с предметами и характером действий с ними. С этой целью он ставит на стол стержень, на который нанизаны втулки (одного цвета). Снимает верхнюю втулку и кладет перед собой. Пододвигает стержень к ребенку, сидящему рядом с ним, и предлагает снять верхний предмет, т. е. сделать то же. Затем стержень передвигают к следующему ребенку и т. д. (участвуют 5–6 детей).
   Когда у каждого ребенка окажется по одной втулке, взрослый ставит на середину стола стержень. Дает детям возможность ознакомиться со свойствами «трубочек», затем придвигает к себе стержень и нанизывает на него втулку, затем передвигает стержень к ребенку, предлагает сделать то же и т. д.
   Во второй части занятия взрослый ставит на стол 5–6 стержней и столько же коробочек, в которых лежат втулки одного цвета (красные, зеленые, желтые и т. д.). Каждому ребенку дает стержень и коробку с втулками. Дети самостоятельно начинают нанизывать их.
   Если ребенок справился с заданием, взрослый предлагает ему выполнить такое же задание, но с втулками другого цвета (цвет втулок называет).
   Варианты. Перед более развитыми детьми можно поставить задачу выбора предметов определенного цвета из двух предложенных. В более старшем возрасте дети осуществляют действия, ориентируясь на два свойства – цвет и положение в пространстве (нанизывают втулки в горизонтальной плоскости на ленту).
   Занятие 2
   Цель. В процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани). Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и пустых емкостей.
   Материал. Восемь кубиков одного размера (4 см3) и цвета в двух коробках (10х10хЗ см и 5х5х15 см) (на каждого ребенка).
   Ход занятия. Взрослый раздает детям низкие коробки, закрытые крышками. Дети открывают их и поочередно вынимают кубики. Взрослый обращает внимание на последовательность действий. Когда все кубики будут выложены, он забирает коробки.
   Затем детям дают высокие коробки; их надо наклонить, чтобы вынуть кубики. Когда дети вынут все кубики, взрослый уточняет: «Коробки стали пустыми: в них нет кубиков».
   Из кубиков малыши собирают простые конструкции (башенка, поезд и т. п.), накладывая их один на другой или присоединяя один к другому.
   Занятие 3
   Цель. На ориентировочной, эмоционально-чувственной основе знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы (устойчивость основания, неустойчивость вершины, сужение предмета от основания к вершине). Развивать согласованные действия левой и правой рук при действии с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими ладонями у основания, сделать петлеобразное движение вверх–вниз, поставить основанием на стол. Колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действие схватывания щепотью сверху. Обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами разного цвета.
   Материал. Восемь колпачков разного цвета (на каждого ребенка), последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков может быть выбран произвольно или соответственно основным цветам спектра (цветная табл. VII).
   Ход занятия. Участвуют 5–8 детей. Взрослый ставит на стол колпачки, последовательно вставленные один в другой, т. е. дети видят только верхний колпачок. «Что находится на столе?» – спрашивает педагог и сам отвечает: «Колпачок». Придвигает его к ребенку, сидящему слева или справа от него. Кладет ладони его обеих рук на верхний колпачок и предлагает снять, т. е. сделать петлеобразное движение вверх–вниз. Обращает внимание всех детей на действие этого ребенка. Снятый колпачок остается у него, а оставшиеся передаются следующему малышу.
   Появление каждого нового колпачка взрослый сопровождает эмоциональным пояснением: «Что это? Еще колпачок! Красный. Оля снимет красный колпачок. Красный колпачок остается у Оли. Кому Оля передаст другие колпачки? Тане! Молодец, Таня! У Тани синий колпачок!» И т. д.
   Каждый следующий колпачок оказывается все меньшего размера, поэтому, начиная с четвертого ребенка, взрослый учит брать их за кончик (щепотью): направляет руку ребенка и описывает ею траекторию движения.
   Когда у каждого ребенка будет по одному колпачку, взрослый акцентирует этот момент и предлагает рассмотреть колпачки: практически ознакомиться с их формой, покатать, поставить на основание, потрогать за кончик, заглянуть внутрь, просунуть туда пальцы и т. п. «У Миши большой колпачок синего цвета. А у Маши самый маленький, желтенький! Посмотрите! Маша, покажи всем детям, какой у тебя колпачок».
   В третьей части занятия взрослый предлагает сложить все колпачки. С этой целью дети последовательно, начиная с самого маленького, накрывают колпачки большими по размеру, передавая их друг другу по кругу. Последний, самый большой, колпачок скрывает все остальные – игрушка собрана. «Колпачки спрятались», – говорит взрослый.
   Упражнение повторяется, вновь по кругу, но в другую сторону, чтобы большие колпачки попали к детям, игравшим ранее с маленькими.
   Занятие 4
   Цель. На ориентировочной, эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с предметами цилиндрической формы (устойчивы, если поставить на основание; подвижны, катаются, если положить на бок). Расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньшие по размеру. Развивать координацию обеих рук. При действии с большим цилиндром учить класть на него округленные ладони, обхватывая его сбоку; предметы, меньшие по размеру, захватывать одной рукой (левой или правой) сбоку или сверху. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; формировать точность, целенаправленность движений, соответственно положению предмета в пространстве. Обогащать сенсорный опыт при действиях с окрашенными в различные цвета спектра предметами.
   Материал. Восемь разноцветных полых цилиндров (диаметр сечения самого большого – 10 см, самого малого – 3 см, высота большого – 10 см, высота малого – 3 см); промежуточные цилиндры подбираются с уменьшением диаметра на 1 см (цветная табл. VII).
   Ход занятия. Аналогичен предыдущему. В занятии могут участвовать до восьми детей.
   Занятие 5
   Цель. Продолжать знакомить с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине: маленькие матрешки, большие матрешки.
   Материал. Двенадцать матрешек (шесть высотой 10 и шесть высотой 5 см); два столика высотой 8 и 3 см; двенадцать чашечек одного цвета (шесть – больших, шесть – маленьких); тележка. Столики сделаны из коробок, боковые стороны вырезаны в виде буквы п; чашечки можно сделать из серпантина (цветная табл. XI.).
   Ход занятия. Участвуют четверо детей. Два детских стола придвигают торцевыми сторонами друг к другу. За один стол взрослый сажает всех детей: по два напротив друг друга. На противоположный конец второго стола ставит тележку с матрешками. «К детям в гости приехали матрешки! Вот какие матрешки! Большие и маленькие!» – взрослый медленно передвигает тележку по столу, привлекая внимание детей к игрушкам, предлагает взять в руки, отмечает их различную величину. Дает детям по три матрешки (две большие и одну маленькую или две маленькие и одну большую), с которыми они с удовольствием играют.
   Во второй части занятия взрослый предлагает распределить матрешек по величине: «Посадим маленьких матрешек за маленький столик, а больших – за большой. Угостим их чаем. Вот так (показ)». Дети придвигают матрешек к столикам. Взрослый подчеркивает: если задание выполняется неправильно, то маленькие матрешки не дотягиваются до высокого стола, а большие не умещаются за маленьким столиком.
   В третьей части занятия матрешки выходят из-за стола, столы убирают. Матрешки пляшут – взрослый использует этот игровой момент для того, чтобы перемешать игрушки и произвольно расставить их на середине стола.
   В четвертой части занятия взрослый ставит перед детьми задачу вновь распределить игрушки по величине, но уже без опоры на автодидактические свойства материала. «Матрешки уезжают. Вначале уезжают маленькие матрешки», – говорит взрослый. Он подвозит тележку, и дети ставят в нее только маленькие игрушки. Их увозят на другую часть стола, затем дети сажают в тележку больших матрешек.

   Возраст. 1 год 1 месяц – 1 год 2 месяца.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация