А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Святой Уар: Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных" (страница 1)

   Автор-составитель: Анатолий Мацукевич
   Святой Уар: Единственный святой, которому молятся о неверующих и некрещеных

   Мученик Уар Египетский и иже с ним.
   Литография. Конец XX века. Россия.

   Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

   Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день Радоницы в Архангельском соборе Московского Кремля со ступенек придела мученика Уара
   3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе
О молении об умерших и суде Божием
   Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня день Пасхального поминовения усопших – Радоница. Этот день установлен специально для того, чтобы каждый верующий православный человек мог порадоваться о Христе Воскресшем вместе со своими почившими близкими и родными: родителями, братьями, сестрами, мужьями, женами, друзьями – со всеми теми, кто был близок нам в нашей земной жизни.
   Эту радость о Воскресшем Спасителе мы разделяем с умершими в полной уверенности, что души их живы. Все мы составляем единую Церковь: они на небе – Церковь торжествующую, мы здесь, на земле, – Церковь воинствующую. Не в том смысле, что Церковь человеческими средствами с кем-то борется, а в том, что она посвящает себя борьбе с грехом. И пока существует мир, будет Церковь Христова бороться, будет Церковь Христова служить Тому, Кто пришел в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был, как мы только что слышали из Евангелия от Иоанна1.
   Мы вспоминаем умерших молитвенно – в первую очередь для того, чтобы их грехи были прощены, чтобы, представ пред судом Божиим, они получили оправдание. Церкви дана такая сила и такая власть – молиться, изменяя загробную участь своих членов, верующих людей. Господь дал эту силу нам, живущим на земле, – не по нашим заслугам, не потому, что мы к Нему так близки, но только потому, что Сын Божий пострадал и воскрес, искупив тем самым человеческую вину за первородный грех и взяв на себя вину за грехи всех людей. Это Он избавил нас от греха; а если кто-то из нас, умирая, несет в себе грех, то силой Святого Духа этот грех и там может быть прощен по молитвам Церкви.
   Когда мы задумываемся о загробной жизни людей, мы всегда думаем о суде. Действительно, что же означает Божий суд? Мы мыслим об этом, пользуясь своими собственными категориями мышления. Мы думаем об этом в пределах нашего человеческого опыта, и нам кажется, что Божий суд, как и земной, – это решение судьи: пойдет ли человек направо или налево, наследует ли он жизнь вечную или вечную погибель2.
   Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам понять, что такое Божий суд. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит буквально следующее: «Суд состоит в том, что свет явился в мир. Ибо делающие зло ненавидят свет и не идут к свету, чтобы не были обличены их дела. А поступающие по правде идут к свету, чтобы дела их были явны»3.
   Судом является присутствие Бога в человеческой истории, в нашей жизни. Слово
   Божие – это оно судит людей. В конце концов, каждому человеку бывает трудно понять, где правда, а где ложь. Каждый человек уязвим внешними влияниями на его сознание, на его волю, на его чувства, и это уязвление может даже искажать природу человека. На это и рассчитано действие диавола – чтобы люди перестали различать добро и зло, правду и ложь; и тогда они с легкостью зло воспримут за добро, а ложь – за правду.
   А разве так не случалось в нашей истории? Более того, люди в определенный исторический момент не просто путали добро со злом и ложь с правдой, но во имя зла и лжи шли на борьбу, убивали своих братьев и сестер. А потом эта ложь и это зло многочастно и многообразно утверждались историками, философами, комментаторами исторических событий. Где уж тут разобраться человеку, особенно если прошло какое-то время? Причем все сказанное относится не только к истории, но и к настоящему.
   Каждый может сохранить способность отличать добро от зла и правду от лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого непреходящим мерилом, самым устойчивым и вечным критерием, применяя который, человек способен отличить добро от зла, а правду – от лжи.
   Но свет Христов есть не только критерий добра и зла, правды и лжи. Он судит нас, потому что если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, дарованной во Христе Иисусе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему.
   Иногда люди спрашивают: «Почему же так трудно проповедовать Христа? Почему перед такими очевидными истинами, подкрепленными историческим опытом человечества, люди остаются бездушными, а иногда со злобой и негодованием воспринимают обращенное к ним слово?» Да потому, что они творят злое и не хотят идти к свету, – чтобы свет не явил эти злые дела, не высветил человеческую злобу, потому что там, в потемках, легко скрыться. Больше того, можно придумать некие слова, некие идеи, которые даже оправдывали бы человека, пребывающего в потемках, создавали впечатление, что он вовсе и не против света. А на самом деле он в потемках и никогда к свету не придет, если только не особая милость Божия.
   С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что это его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в свете Божественном свои собственные грехи, потому что в ответ на это лицезрение раскрывается сила покаяния и молитвы. И, проходя через покаяние и молитву, человек очищается в свете Божественной правды. Суд Божий свершается и совершится не только в конце человеческой истории. Он совершается в каждый момент времени, потому что суд состоит в том, что свет явился в мир.
   И сегодня, вспоминая наших усопших родных и близких, наших выдающихся церковных и государственных деятелей, – особенно здесь, в Архангельском соборе Кремля, в общенациональной усыпальнице великих правителей земли нашей, святителей наших, в этом месте, где особенно жива историческая память, – мы будем возносить молитвы и о тех, кто покоится здесь, и о всех, кто близок нам, кого мы помним, чтобы Господь излил на них Свою милость и чтобы там, в невечернем дни Царствия Своего4, Он принял их в Царство света Своего. Пусть Господь поможет каждому из нас понять, в чем состоит Божий суд, и в соответствии с этим пониманием устроить свою жизнь так, чтобы иметь надежду на Страшном судище Христа Бога нашего обрести стояние одесную Его славы, обрести возможность быть сопричислену к свету Его Божественного Царства. Аминь.

   ________________________________________________________________________________
   1 Ин. 3.17. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
   2Мф. 25. 33–46. «.. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
   3 Ин. 3. 19–21. «Суд же состоит в том, что, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо, всякий делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».
   4 Пасхальный канон, песнь 9.
   Икона мученика Уара Египетского в храме еги имени в Вешках – Мытищинский район Московской области.

   Глава 1
   Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских. Память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна

   Празднование 19 октября / 1 ноября

   В царствование римского царя Максимиана1в главном городе Египта – Александрии2жил военачальник Тианской3когорты по имени Уар, тайный христианин4.
   В 303-м году Максимиан воздвиг гонение на христиан и послал во все подвластные ему страны указ, чтобы казнили всех, отказавшихся принести жертву языческим богам. Дошло повеление до земель Египетских, и кровь христианская полилась здесь скорбной рекою.
   Уар обходил по ночам темницы, где содержались христиане, и, покупая у стражей вход к ним, старался облегчить их страдания, перевязывал раны, приносил пищу и воду.
   Александрийский порт. 1894.

   Однажды были взяты скрывавшиеся в пустыне семеро учителей-отшельников, к которым приходили за наставлениями христиане. После истязаний бросили их в темницу. Той же ночью Уар поспешил к узникам. Заплатив сторожам, Уар развязал узы на руках мучеников, освободил их ноги из колоды, принес им пищу и сказал:
   – Наутро, как я твердо знаю, вы закончите свои страдания. Прошу вас, угодники Божии, помолитесь за меня Владыке Христу, чтобы Он оказал мне милость. Я тоже хотел бы пострадать за Него, но не имею для этого нужной твердости.
   Узники ответили Уару:
   – Никто не может достигнуть совершенства, имея в сердце страх, никто не увенчивается, если не пострадает. Если ты боишься временной муки, то не избежишь вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не будешь видеть Его и на небе.
   Услышав такие речи, Уар почувствовал в себе силу претерпеть страдания во имя Христово. Всю ночь он провел в темнице с мучениками, внимая их наставлениям. К утру скончался от истязаний один из страдальцев, и тогда Уар занял его место.
   Когда слуги наместника пришли в темницу, чтобы взять узников на суд, они нашли здесь Уара и с удивлением сказали ему:
   – Что ты здесь делаешь, Уар? В себе ли ты, если позволяешь обольщать себя баснями этих лукавых людей? Разве ты не боишься, что, если узнает наместник, ты потеряешь не только военный чин, но можешь лишиться и жизни?
   Мучения святого Уара Египетского.
   Фреска. Афон. Монастырь Дионисиат. 1547 год.

   Но Уар ответил:
   – Я седьмой из них. Ибо один уже предстал перед Христом и оставил меня наследником своих страданий. Я – христианин.
   Разгневанный наместник повелел предать Уара самым жестоким пыткам. Его повесили на дереве, били палками, строгали тело железными скребками, а потом содрали кожу с его спины.
   Когда мученик Уар предал душу свою в руки Господа, его сняли с древа и, вытащив из города, бросили на то место, куда обычно сваливали трупы животных. Тогда же были замучены и казнены шестеро других страдальцев.
   Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, родом из Палестины, имевшая малого сына Иоанна со скорбью смотрела со стороны на страдания Уара. Когда тело его было брошено вне города, она ночью, призвав с собою нескольких рабов, тайно перенесла тело мученика в свой дом и спрятала в устроенной здесь могиле.
   Прошло несколько лет, и гонение на христиан утихло. Клеопатра решила вернуться в свое отечество и забрать с собою мощи мученика Уара. Это было не просто осуществить, так как христиане, узнав, что из города выносит мощи святого мученика, могли бы воспрепятствовать этому.
   Мучения Уара Египетского и иже с ним. Миниатюра. Минология на октябрь. Византия. Середина XI века. Государственный Исторический музей. Москва.

   Приготовив ценный подарок, она обратилась к наместнику края с такою просьбой:
   – Мой муж был военачальником и умер здесь на царской службе; я же, оставшись вдовою в чужой стороне, хочу возвратиться в свое отечество. Посему позволь мне, господин мой, взять с собою останки любимого мужа и предать их с почетом погребению в гробнице моих предков, чтобы и по смерти с ними не разлучаться.
   Наместник, приняв подарок, разрешил ей увезти останки мужа. Клеопатра, взяв вместо них мощи Уара, увезла их из Египта в Палестину. В своем селении Эдра, находившемся вблизи Фавора5, она положила привезенные мощи в гробнице своих предков.
   Каждый день она приходила сюда, молилась и ставила свечи. Вскоре по ее примеру и другие жившие там христиане, начали приходить к гробнице и приносить туда своих недужных, которые, по искренним молитвам, получали при гробе святого Уара исцеления. Слава о помощи мученика Уара крепла и распространилась по всей окрестности.
   Увидев, что почитающих мученика становится все больше, Клеопатра решила построить посвященный ему храм.
   К этому времени сын ее Иоанн достиг 17-ти лет6, и Клеопатра при помощи некоторых ходатаев испросила для него почетную должность в войске.
   Когда закончилось построение храма, Клеопатра устроила богатое угощение для собравшихся священнослужителей и мирских гостей, а сама вместе с сыном прислуживала им. И вот, во время праздника, сын ее внезапно заболел, слег, сжигаемый огнем горячки, и в полночь умер7, оставив мать в безутешном горе.
   Святой Уар заменяет собой погибшего седьмого мученика.
   Миниатюра. Минология Василия II. Константинополь. 985 год. Ватиканская библиотека. Рим.

   С плачем и укором устремилась она тогда в построенный храм к гробнице мученика Уара:
   – Так-то ты отплатил мне, угодник Божий, за то, что я столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне? Кто теперь пропитает меня в старости? Кто закроет мне очи по смерти? Кто погребет мое тело? Лучше бы мне умереть самой, чем видеть умершим моего сына.
   Так, причитая у гроба мученика, она на какое-то время от крайней усталости и великой скорби погрузилась в сон. В сновидении перед нею явился святой Уар, держа за руку ее сына. Оба они были светлы, как солнце, и одежды их были белее, чем снег. Клеопатра бросилась к ногам их, но святой Уар поднял ее, говоря:
   – О, женщина, что ты жалуешься на меня? Ужели я забыл твои услуги, какие ты оказала мне в Египте и во время путешествия? Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Господа о сродниках-язычниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Я просил у Господа, чтобы сын твой был принят в небесное воинство, и вот ты видишь, он стал одним из предстоящих престолу Божию. Если хочешь, возьми его обратно и пошли на службу к царю земному и временному.
   Блаженная Клеопатра, видя, что сын ее облечен в ангельский чин, сказала:
   – Возьмите же и меня с собою, чтобы и мне быть с вами. Но святой Уар отвечал:
   – И здесь, на земле, ты всегда – с нами. Иди же с миром, а когда повелит Господь, придем взять тебя.
   Очнувшись, Клеопатра почувствовала в сердце успокоение, рассказала о сновидении священникам и вместе с ними с честью погребла сына при гробе святого Уара.
   С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в православную веру.
   А Клеопатра раздала свое имение малоимущим, а сама, отрекшись от мира, жила при церкви святого Уара, служа Богу день и ночь в посте и молитвах.
   Проведя семь лет в таких подвигах, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году. Ее погребли в церкви святого Уара, возле сына ее. Душа ее святая вместе со святым Уаром и Иоанном в веселии предстоит на небесах Богу. Ему же слава во веки веков. Аминь.
   ______________________________________________________________________________
   1 Максимиан – римский император в 285–305 годах. С 303 года проводил политику преследования христиан. В 305 году отказался от престола, но в 307 году снова вмешался в борьбу за власть. В 310 году его армия была разбита, и он покончил жизнь самоубийством.
   2Александрия – город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта. Простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.
   3 Тиана – город в Египте (Tyanis). Римские когорты носили имена городов, из жителей которых они набирались.
   4Тайное христианство – приверженцы христианства, скрывающие свою веру в публичной жизни. В Священном Писании упоминается, например, фарисей Никодим, тайный ученик Иисуса Христа (Ин. 3,1-12). Число тайных христиан возросло с падением Византийской империи в 1453 году и установлением турецкого господства на ее бывших территориях. Широко распространено было тайное христианство в СССР.
   5Гора Фавор – гора высотой 588 метров в 9 километрах к юго-востоку от Назарета в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. На вершине горы расположены два действующих монастыря – православный и католический.
   6В этом возрасте в то время юноши обычно зачислялись на военную службу.
   7По преданию смерть отрока Иоанна случилась в 320 году.
   Тропарь Уару и с ним семи учителям христианским:
   Воинством святых страстотерпец страждущих законно, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

   Кондак, глас 4:
   Христу последуя мучениче Уаре, того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за души наша.
   Икона мученика Уара.
   Ярославская школа живописи. Начало XXI века.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация