А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Афонский цветник" (страница 1)

   Афонский цветник

   Предисловие

   Афон – святая обитель, удел Пресвятой Богородицы, место подвижнической жизни монахов – «живых мертвецов, земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного» («Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле инока Парфения», Ч. 4. М., 1855). Издревле православные христиане стремились на Афон, чтобы научиться молитве, жизни с Богом и по Богу. Как писал иеросхимонах Сергий в «Письмах Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской»: «Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских «медведей» и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской… суеты, они бы, конечно, воскликнули с Давидом: «Что ми есть на небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже, вовек!» В этой книге мы имеем возможность научиться от самих афонских подвижников тому, как надлежит проводить жизнь благочестиво. Святые насельники, преподобные и святители, имена которых перечислены в Афонском Патерике, от времени становления Афона как центра православного монашества, от эпохи исихазма – деятельности прп. Никифора Уединенника, прп. Григория Синаита, свт Григория Паламы – и доныне, оставили нам огромное духовное наследие – свидетельство непреходящей славы и непрерывного заступничества афонских святых за род людской.

   Обо всем просимом нужно молиться с верою, нужно терпеть, и Бог заговорит. Ведь, молясь с верою, человек некоторым об разом обязывает Бога исполнить просимое ради этой веры.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 320.)

   Самое важное – держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 368.)

   Выкрикивайте преславное и сладкое имя Иисусово, и Он не замедлит тут же прийти на помощь и утешить. Чего только не может исправить и обновить эта благословенная молитва!
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 8.)

   Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес, а не человек. Тот чужевер, а не христианин.
   Преподобный Нил Мироточивый.
   (3, с. 99.)

   Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется?
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 121—122.)

   Да будет между вами любовь; кто ее нарушит, да уничтожит его и семя его Божий гнев.
   Преподобный Симеон Мироточивый.
   (1, с. 242.)

   Не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца, и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 184.)

   Уподобление Христу Богу происходит не через природные способности, помогающие нам воспроизводить некоторые черты внешнего образа, но через Благодать Святого Духа, которая усваивается верующими в божественных таинствах Церкви.
   Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 120.)

   Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то еще. Ведь если твой ум рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Как ты сможешь помнить о Христе?
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 196.)

   Не пытайся никогда доказать свою правоту, ибо тогда будешь неправ.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 44.)

   Молитва никогда не бывает неуслышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо него благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства вследствие молитвы, то, пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь, не только видимо, но и невидимо, самые сии чувства прими как плод молитвы, и для тебя спасительный, и Богу благоугодный паче всего.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 284—286.)

   Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «Просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 137.)

   Величайшая церковь, где с радостью поселяется Бог, – это та, которую Он весьма искусно сотворил собственными руками, – наше всецелое бытие, наша душа, когда она чиста.
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 7.)

   Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу Иначе культура закончится катастрофой.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 130.)

   Само присутствие христианина – это уже исповедание веры.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 47.)

   Послушание есть не что иное, как «тело» любви.
   Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 152.)

   Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги – демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно-величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых. Все они неявно борются за нас с нами против врагов наших.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 87—88.)

   В большинстве случаев внешнее образование приносит вред – потому что оно развивает в человеке большое самомнение, «великую идею» о самом себе. А затем эта идея становится преградой, которая препятствует Благодати Божией к нему приблизиться.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 225.)

   Наблюдайте за движением вашего сердца в каждую пору обращайтесь чаще к вашей совести, – и вы, при помощи Божией, обрящете покой душевный и чувство небесного утешения.
   Иеросхимонах Сергий Святогорец.
   (8, с. 432.)

   Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 123.)

   Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаи, когда это необходимо, но и при этом говори как можно короче и скорее.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 160.)

   Если во всяком труде твоем будешь иметь при себе неотлучную матерь всего доброго – молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога, и не введет тебя внутрь, и неизреченной славы и радости не исполнит тебя.
   Святитель Феолипт
   Филадельфийский.
   (2, с. 170.)

   Кто истинно кается, тот с готовностью терпит всякую скорбь: голод и наготу, холод и жар, болезни и нищету, унижения и изгнания, неправды и клеветы, ибо душа стремится к Господу и не заботится он о земном, но чистым умом молится Богу.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 146.)

   Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло – волю человеческую.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 121.)

   В отношении к ближним – чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе; пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра; радуйся с радующимися и соскорби скорбящим; никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве; от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учители никому не навязывайся; паче же всего – блюди мир и согласие со всеми, с готовностью на всякие для того со своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 372.)

   Пост подготавливает нас к очищению и просвещению; через просвещение мы научаемся верно устанавливать диагноз, то есть обретаем самопознание; верный диагноз своего состояния привлекает ревность; ревность ведет нас к противостоянию и борьбе; борьба увенчивается победой, а победа – Благодатью. Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 207.)

   Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Что бы мы ни сделали доброго – оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они – наша собственность.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 298.)

   Для нашего пробуждения и исправления Бог попускает нам претерпевать различные напасти, чтобы мы окончательно не предали своего обещания веры в Него и не разлучились с Ним.
   Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 359.)

   Только тот, кто видел и познал ведение и благодать Бога, знает, насколько далеки человеческие помышления от того, как Бог судит мир. Человеколюбцу достаточно иметь в руках покаяние человека, а все остальное Он Сам умеет премудро устраивать во спасение.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 149.)

   Веруешь ли, что лично и к тебе относятся слова Господа: «Возьми крест свой?» Если веруешь, то возьми. Вот возложил его на тебя Господь в настоящем прискорбном случае. Не говори: «Слишком тяжело»; Бог лучше тебя знает меру сил твоих.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 250.)

   Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 129.)

   Имя Иисуса Христа, которое мы призываем в молитве, содержит в себе самобытийную и самодействующую силу. Не волнуйся из-за несовершенства и сухости твоей молитвы, но ожидай с терпением плода частого призывания Божественного имени.
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 32.)

   Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 126.)

   Распознать в себе гордость – очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это значит, что в тебе нет смирения, и потому, хотя бы ты и не понимал своей гордости, – смиряйся.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 184.)

   Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило Ему обителью. Посему Он взывает к тебе, чтобы ты предал Ему свое сердце, говоря: сыне, даждь Ми сердце
   (Притч. 23: 26).
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 389—390.)

   Мы постоянно учимся, и, чем больше учимся, тем более увеличивается наш долг перед Богом и отцами.
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 18.)

   Со всеми людьми мы братья по плоти. Все мы братья, и все мы рабы Бога. Мы же, верующие, кроме того, и по Благодати дети Божии, искупленные божественною Кровию нашего Христа. В жизни духовной мы плотски являемся родственниками по Адаму и духовно – родственниками по Христу. Люди, живущие духовно, ощущают между собой это духовное родство.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 127.)

   Нет болезни страшнее, чем овладевшая человеком скупость. Бережливость – это дело хорошее, но надо быть внимательным, чтобы диавол потихоньку не овладел тобой с помощью скупости.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 166.)

   Пост, злострадание, раскаяние, сокрушение – вот покаяние во всем его объеме. Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 413.)

   Если Бог есть любовь, то чего не выпросим мы у этой Любви? Не беспокойтесь, все в свое время будет; было бы только сердце наше тепло чувствами любви и признательности к Богу.
   Иеросхимонах Сергий Святогорец.
   (8, с. 428.)

   Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без оплаты.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 39.)

   Человек удобопреклонен, убеждается легко; он легко поддается влиянию, изменчив и ненадежен. Бог это знает, ибо Он тебя сотворил, Он сделал тебя человеком.
   Но Он дал тебе и благодать покаяния, Он дает тебе силу подняться.
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 41.)

   Не ищи в своих скорбях утешения у людей, и получишь утешение от Бога.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 45.)

   В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаления же и прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает.
   Преподобный Григорий Синаит.
   (2, с. 189.)

   Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние.
   Старец Паисий Святогорец.
   (7, с. 104.)

   Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 103.)

   Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 46.)

   Страсть осуждения есть одна сверхъестественная проказа в человеке; человек от нее прокажается в большей степени, нежели от других своих прегрешений, которыми согрешает Богу.
   Преподобный Нил Мироточивый.
   (3, с. 59—60.)

   Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 42.)

   Не будь огорчений, будь только одни радости и спокойствие, – можно забыться и потерять из виду райский путь, – путь узкий и трудный, полный терний и ежечасных преткновений.
   Иеросхимонах Сергий Святогорец.
   (8, с. 429.)

   Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 54.)

   Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 159.)

   Покаяние есть примирение с Богом и творение дел, противоположных тем, которыми мы Его прогневали.
   Старец Иосиф Ватопедский.
   (12, с. 349.)

   Расположить себя духовно – значит, радоваться не тому, чему радуются люди мирские, а противоположному. Например, радоваться, что тебя не ставят ни во грош.
   Мы будем двигаться в духовном пространстве, только если наши устремления будут противоположны мирским.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 234.)

   Осознание глубочайшего смысла жизни. «Ищите прежде Царствия Божия…» (Мф. 6: 33). Простота и всякое правильное отношение к вещам начинаются с этого.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 180.)

   Всякое подозрение, поднимающееся в сердце против кого-нибудь, отсекай в конец, потому что оно расстроивает мир и любовь.
   Святитель Феолипт Филадельфийский.
   (2, с. 175.)

   Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 122.)

   Прежде всего – «познай себя», то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 34.)

   Кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 32.)

   Блажен человек, который найдет премудрость, и смертный, который увидел разум: ибо лучше приобретать первую, нежели сокровища золота и серебра; она драгоценнее многоценного камня; ей ничто лукавое не противостоит; она сладка для всех, приближающихся к ней; все же дорогое ничего не стоит, потому что долгота жизни и лета живота в ее деснице, а богатство и слава в шуйце ее; из ее уст исходит правда, несущая в народе закон и милость; ее пути добры и все стези безопасны. Это дерево жизни для всех, держащихся ее, опирающихся на нее, как на нерушимую стену – Господа.
   Преподобный Симеон Мироточивый.
   (1, с. 233.)

   Искушения – это лекарства и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и наши невидимые язвы.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 102.)

   Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 59.)

   Если хотите угасить пламень огненный и не хотите быть казненными в пытках мучения, то вот что сделайте: имейте любовь между собою, держите чистоту целомудрия, имейте воздержание со смирением; со умиленным сердцем исповедуйте деяния, содеянные вами.
   Преподобный Нил Мироточивый.
   (3, с. 91.)

   Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно, омрачая его, не дает ему ведать истину – собственный его предмет и цель стремлений его.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 44.)

   Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он – нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев, или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 45.)

   Нам следует избегать мирских вещей, чтобы они не пленяли нашего сердца. Будем пользоваться вещами простыми, такими, чтобы они лишь обеспечивали наши потребности. Однако будем заботиться о том, чтобы используемые нами вещи были надежными.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 68.)

   Многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие.
   Преподобный Никодим Святогорец.
   (4, с. 159.)

   Человек должен делать то, что от него требуется, всякую добродетель, и ожидать с великим смирением и чувством, что если Бог пожелает, то добродетель получит плоть и кости и принесет плод.
   Архимандрит Ефрем Святогорец.
   (9, с. 23.)

   Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге.
   Преподобный Силуан Афонский.
   (5, с. 126.)

   Зависть, имеющая в себе злобу, может повредить другим. Это и есть сглаз – действие бесовское.
   Старец Паисий Святогорец.
   (6, с. 107.)

   Особенно храни свое сердце, ибо здесь источники жизни; да не будут твои уста строптивы и готовы на обиду; глаза твои пусть прямо смотрят и веки твои да поднимаются праведно; ходи право своими ногами, исправляй свои пути, не уклоняйся ни направо, ни налево: правые пути знает Бог, а пути неправые развращенны; право делай свое учение и твое хождение да будет в мире.
   Преподобный Симеон Мироточивый.
   (1, с. 240.)

   Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры добродетели и совершенства.
   Старец Иосиф Исихаст.
   (11, с. 37.)

   Со смирением души всегда сопребывает самоуничижение; а оно в начале в сильнейшее напряжение приводится страхом мук вечных, пред очи представляя страшнейшее оное в одном мучилище сопребывание со врагами, и к сему прибавляя еще страх и от помышления о том, что муки те неизреченны, что нет слов для выражения их; а нескончаемость их какого еще наддает ужаса!
   Святитель Григорий Палама.
   (2, с. 274.)

   Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация