А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Троицкий цветник" (страница 1)

   Троицкий цветник

   Предисловие

   Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

   В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608—1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.
   В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина). В XVIII—XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других.
   С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах. Почти полвека настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был архимандрит Антоний (Медведев) – преподобный Антоний Радонежский. Прославился он не только как благоукраситель и строитель обители, но и как духовный писатель. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. В эти тяжелое годы монахи обители всеми силами пытались противостоять разорению Лавры; одним из самых выдающихся защитников был наместник – архимандрит Кронид (Любимов), не оставлявший духовное руководство братией монастыря вплоть до мученической кончины. Возрождение обители началось в 1946 году. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.
   Подвиги насельников Троице-Сергиевой Лавры известны всему миру; подвижники монастыря поистине являются примером богоугодной жизни для каждого христианина. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Ныне мы также имеем возможность поучиться навыкам духовной жизни у троицких наставников.
   Мария Строганова

   Премудрый Божий промысел бедствиями часто нас руководствует к добродетели, и терпения степени возводит на достоинство. Насылаемыми несчастьями также понижает он нашу гордость, уменьшает самолюбие, пресекает прихоти, не допускает до душевного расслабления. А притом, что наипаче, убедительно уверяет нас, чтобы мы не на земли, но на небеси искали истинного своего блаженства.
   Митр. Платон (Левшин)
   (1, с. 232).

   Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищряемой холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 333).

   Скорбными словами нашими, особенно когда мы к Богу их обращаем, скорбь наша всегда облегчается. Что Богу выскажешь от души, то не будет больше тяготить душу Бог всегда благодатью Своей отзывается в сердце нашем на сердечные к Нему слова.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 76).

   Человек, по троякому отношению своего действования к самому себе, ближнему и Богу, может наслаждаться троякою жизнью: естественною, как существо видимого мира, гражданскою, как член общества, и духовною, как умаленный малым чим от Ангел: преобладающий грех и на жизнь естественную, и на целые общества, и на бессмертный дух человеческий налагает дань смерти.
   Свт. Филарет Московский
   (6, с. 10—11).

   Если круговращением звезд, их сочетанием и сближением, подаются нам божественные дарования, и производится обновление их после того, как они ослабеют, и разум наш и произволение наших душ находятся в зависимости от свойств зодиаков, и ими направляется или к добродетели, или к жизни порочной, то апостольская проповедь является излишнею, излишня и вера наша.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 240—241, т. 2).

   Радость земная проницается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворительность земного и потребности лучшего. Печаль о Господе проницается радостью, потому что душа предчувствует то, что сказано апостолом: Печаль яже по Бозе, спасение соделовает. Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали. Да не страшимся и печали, которая в радость будет.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 337).

   Вера, душа, подобна золотой основе, а всякий прекрасный уток (для этой ткани) суть добрые дела.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 14, т. 1).

   Нет ни одного страдальца, который бы терпел случайно и понапрасну, и нет ни одного бедствия, которое бы не принесло страждущему пользы, не содействовало бы к лучшему; это лучшее иногда сбывается на земле, но большею частью оно там, на небе.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 73).

   Что из глубины в день можно видеть звезды, это справедливо; только глубина должна быть узкая и крутая, малодоступная солнечному свету. Чем глубже человек в смирении, тем лучше видит небо.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 328).

   Кто больше служит другим со смирением, с самоотвержением, с детской простотой, тот и выше других.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 74).

   Когда обидят тебя – промолчи, подражая пророку Давиду, который говорил о себе: Смятохся и не глаголах (Пс. 76: 5). Сделай так один раз, и в другой уже промолчишь легче, и чем чаще будешь промалчивать, тем с меньшим смущением будешь встречать обиды. Утвердившееся несмущение принесет покой, а покой переродится в мир; тогда будешь перед обидами, что твердая стена по ударами песчинок, возметаемых ветром. А не начнешь себя одолевать – все более и более будешь раздражаться и дойдешь до того, что всякая малость станет выводить тебя из себя.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 99–100).

   Горьким горькое усладить нельзя, а только сладким. Так и горькие случаи не могут быть услаждены горьким о них суждением; а кротость, терпение и любовь могут не только усладить проистекшее из горького источника, но и горький источник исправить.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 329).

   Делай… все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то не жалея влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное небесное богатство.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 16, т. 1).

   Твердой истине слабые доказательства не только не пользуют, но и вредят, открывая уязвляемое место врагам.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 342).

   Зван ты от Бога: честь звания твоего и честь призвавшего тебя требует, чтобы ты не опорочил ни себя, ни его.
   Митр. Платон (Левшин)
   (1, с. 240).

   Избегай пагубной праздности и деланием рук отгоняй помыслы уныния. Нет ничего пагубнее праздности, и от той произошло в роде нашем всякое зло.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 16, т. 1).

   Подвиги поста, молитвы, самая милостыня – ничто, если все сие будет твориться с гордостью и превозношением.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 74).

   Не бесполезно в болезни испытать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться сего чувства. Неудивительно, если чувство сие не так легко приходит после болезни, как во время болезни; в болезни Бог дарует оное на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести оное.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 338).

   Мир имейте между собою и святыню во всем, и в мыслях, и в делах; без сего никтоже узрит Господа.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 75).

   Если будете милостивы, то знайте, что Сам Бог вам будет порукой, что ваше не пропадет, все вспомянется Им на Суде Его, за все примите сторицею и живот вечный наследуете.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 138).

   Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 337).

   Премудрость Божия не оскудевает: множество грехов наших против нас вопиет; но несть грех побеждающий благоутробие Божие.
   Митр. Платон (Левшин)
   (1, с. 235).

   Надобно по временам скорбеть – чтобы потом внити в Царствие Божие, где живут и радуются только те, которые в этой жизни многими скорбями приучаются в Боге находить радость и успокоение себе.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 76).

   Не от звезд и зодиака и планет, но от Самого Создателя, Отца светов, исходит всякое даяние благо, и всяк дар совершен на достойных такового дара и такой благодати.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 227, т. 2).

   Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно только войти в отверстую.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 342).

   Без скорбей, без искушений невозможно и спасение.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 80).

   Крепко всегда держись божественных заповедей, прилежно направляя по ним свое житие. Ибо иначе спастись невозможно, как и здравие не получит тот, кто не подчиняется врачам.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 14, т. 1).

   Ласкательные слова душу расслабляют и лишают ее твердости и мужества.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 76).

   Хорошо молчание с кротостью и со смирением, хорошо и слово с любовью к добру и ревностью к правде.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 342).

   Господи! Какие получает человек утешения от веры в бессмертие.
   Прп. Антоний Радонежский
   (3, с. 130).

   Доколе Бог сохраняет бытие наше, христиане, и благоденствие Церкви Своей, дотоле мы не можем сомневаться, что Дух Божий в ней пребывает.
   Свт. Филарет Московский
   (6, с. 8–9).

   Одна, одна только главная должна быть у нас цель, это – с радостью трудиться до самого гроба для славы Божьей.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 4, т. 1).

   Скорби, напасти и болезни, попущаемые тебе, прими с благодарением, это есть чаша, юже подает Отец Небесный возлюбленным во Христе чадам Своим.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 77).

   Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать сердце, а не любопытствовать. Желать знать сокровенное опасно, а желать открывать оное еще опаснее. Но вот сие не препятствует тому, чтобы Провидение Божие открывало тайное и обращало сие для своих целей, даже и при несовершенстве орудия, как можно примечать на опыте.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 328).

   Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 78).

   Прощение обид есть добродетель самая привлекательная, тотчас приносящая за себя награду в сердце.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 100).

   Желание славы, в случае недостижения ее, рождает зависть, а от зависти рождаются все гибельные последствия.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 10, т. 1).

   Врагу воздать любовью, всепрощением, за обиду – добром! Что может быть выше, благороднее, любезнее сего для Господа, как прощение от всего сердца врагу своему в подражание Ему?
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 102).

   Всегда и во всем имей к себе строгую осмотрительность; случается, что и одна неподобающая мысль, если примешь ее к сердцу и соизволишь пожеланием, может навеки отчуждить тебя от Господа Бога.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 78).

   Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов. Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого.
   Свт. Филарет Московский
   (6, с. 286).

   Одной из причин, беды на нас навлекающих, служат и наши гнев, и злоба на ближнего.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 101).

   Отринь всякую леность, зная, что имеешь свидетелем своих трудов Христа Бога, Который свыше человеколюбно простирает тебе в помощь свою крепкую руку.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 8, т. 1).

   Печаль может быть справедлива, но никогда не должна быть чрезмерна. «Печаль многи уби, – говорит опытный мудрец, – и несть пользы в ней». Печаль никогда не должна быть сильнее веры в Бога и надежды на Него. Что бы ни произошло, надобно веровать в Его милосердие и надеяться от Него помилования. Для сего надобно отвлекать мысль от предмета печали и занимать ум и сердце молитвою. Не должно смущаться тем, что в сих обстоятельствах молитва не совершенна. Приносите Богу намерение молитвы, Он призрит и даст молитву молящемуся.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 339).

   Зеркало, покрывшееся толстым слоем пыли, не может воспринять блеска солнечного сияния: и душа, поработившаяся гнусным плотским страстям, не приемлет лучей немерцающего света; лишенная же его, она ничем не отличается от бессловесных животных; ибо красота разумной души заключается в теплом усердии к Богу.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 5, т. 1).

   Молитва приближает к Богу, и близ сего средоточия существ и миров неразлучно то, что является разлучением в мире перемен.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 329).

   Не от сердца ли исходят вся помышления злая? Нужно непрестанно и неусыпно бдеть на страже сердца своего.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 80).

   Тяжело, горько быть бедным. Но ведь такова наша жизнь настоящая. Не на веселье, не на радость пришли мы сюда. Радость нам обещана в другом мире, а здесь окружают нас беды, скорби и нужды.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 161).

   Душевно возлюбите молитву, с любовью поучайтесь в слове Божием, и будет просвещаться сердце ваше.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 81).

   Молитва чистая и богоугодная, входящая всегда в ушеса Вышняго, есть та, которая возжигается в сердце священным умилением, при посредстве пагубного для страстей угля смиренномудрия; такую молитву ум непогрешительно направляет к самым небесным вратам и, возводя туда, поставляет пред небесными престолами.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 9, т. 1).

   Для разумения слова Божия каждому христианину, хотящему спастись, необходимо иметь, кроме веры и любви к Богу, кротость, смирение и непрестанное памятование о смерти.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 142).

   Душа, постоянно ищущая Господа и молящаяся, принадлежит Ему, несмотря на то, что нижняя чувственная область ее, иногда против ее воли, волнуется приражением и действием несродных ей сил.
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 329).

   Храните язык ваш от многоречия, дабы не исходило от него слова гнилого, и соблюдайте в сердце своем страх Божий.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 81).

   Пшеницу на поле подавляет терние, а семя слова Божия подавляет печаль века сего, лесть богатства и житейские сладости.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 148).

   Чтите святых Божиих, поучайтесь в житиях их; то может воодушевить вас к подражанию добродетелям их.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 81).

   Нет человека, которого молитва не могла бы соделаться сильною, если он того твердо и чистосердечно, с верою и упованием на Бога, возжелает; и нет вещи, в которой бы молитва не могла соделаться действительною, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося.
   Свт. Филарет Московский
   (6, с. 103).

   Слово Божие есть семя, но и всякое слово человека есть семя, ибо заключает в себе какую-либо мысль, чувствование и желание.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 145).

   Пост узаконен нам для умерщвления плотских страстей и похотей, оскверняющих внутреннего человека, как сказано пророком: аз же внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою (Пс. 34: 13). Когда же изнеможет плоть старостью, или от болезней, тогда требуется подкрепить ее легкою пищею, чтобы она в состоянии была служить душе в ее духовных отправлениях, содействуя молитве поклонами, стоянием и отправлением нужных служений. И то еще следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол – гордость. Полное воздержание от этих душепагубных страстей есть истинный пост и Богу благоприятный; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большого осуждения, уподобляя нас бесам.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 155—156, т. 1).

   Будьте прежде всего терпеливы во всяком искушении, коими обыкновенно искушаются верные, как то: в нареканиях, обидах, осуждениях, клеветах.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 81).

   Частое прощение обид не только сообщает легкость в прощении и навык к тому, но развивает даже жажду обид Господа ради, при которой ударенный в ланиту подставляет другую и принужденный идти одно поприще идет два. Это – высота, которая кажется для нас недосягаемой, но на которую, однако ж, начавший как следует прощать восходит легко, натурально, без особых напряжений.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 100).

   Не будьте скоры на слово, раздражительны, тщеславны. Не будьте пытливы, но доверчивы и простосердечны. Не испытывайте о мирских делах; такие разговоры возбуждают греховные страсти.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 81).

   Как не догадался до сих пор, что простота обличает, а изысканность мучит?
   Свт. Филарет Московский
   (8, с. 341).

   Пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, – мы этим ничего не достигли. Ибо Сам Владыка Христос, как бы укоряя нас и поношая, говорит нам: что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже Аз глаголю (Лк. 6, 46), то есть: пока живете в преступлении Моих заповедей, до тех пор вы напрасно призываете Меня многими и продолжительными молитвами.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 136, т. 1).

   Сила божественная и Христос спасают нас не без нас. Его благословение, Его помощь готовы, нет сомнения, но, чтобы их заслужить, мало того, чтобы только просить Его. Нужно нечто большее.
   Что же именно? Это послушание, покорность Господу Богу.
   Преподобномученик Кронид (Любимов)
   (2, с. 86).

   Покаяние есть первая степень к нашему от низкости возвышению, так как к исцелению от болезни первая степень есть признание себя больным. Кто не признает себя больным, тот лечиться не станет: кто не признает себя грешником, тот каяться не будет.
   Митр. Платон (Левшин)
   (1, с. 174).

   Нести крест самоотвержения и терпения, восходить на самую высоту любви к Божеству и человечеству, распинать плоть со страстьми и похотьми, умирать миру чтобы жить Богу – сие есть стяжать все, что совершил Богочеловек; сие дает право каждому подражателю его при конце своего течения и чувствовать и говорить: совершишася!
   Свт. Филарет Московский
   (6, с. 127).

   Давать обеты Богу по доброму своему изволению, в случае великой скорби, или по желанию получить что-либо очень полезное, – это везде в Священном Писании я нахожу делом похвальным, когда обет исполняется; а если нарушается, то есть не исполняется на самом деле, то делает давшего обет виновным пред Богом.
   Прп. Максим Грек
   (5, с. 136, т. 1).

   Лучшее употребление встречающихся неприятностей в жизни состоит в том, чтобы усматривать, какой неосторожный шаг привел нас в оные, и предписывать себе правила осторожности на будущее время.
   Свт. Филарет Московский
   (9, c. 308).

   Терпением в страданиях умерщвляются страсти телесные, а смирением и любовью – страсти душевные.
   Прп. Варнава Гефсиманский
   (4, с. 82).

   Бог есть сколь всемогущий и неизменный в судьбах Своих Законодатель мира, столь же премудрый и всесвободный Правитель оного, и всеправедный Судия не только видимых дел, но и сокровеннейших расположений человеческих.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация