А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "20 самых глупых ошибок, которые совершают родители" (страница 6)

   В «трудном» случае, когда дети ни в какую не хотят наводить порядок, можно попробовать «шокотерапию» – довести ситуацию с беспорядком в доме до полного абсурда. И тогда в ответ на вопрос ребенка: «Где моя игрушка?» вы будете отвечать: «Не знаю. Я в нее не играла»; «Ботинки? Поищи, они должны быть где-то в квартире. По крайней мере, я точно знаю, что я их не выкидывала, они ведь еще новые». Разумеется, в этой ситуации вы не только не убираете, но и добавляете хаоса. Как показывает практика, достаточно всего лишь одного-двух дней подобного «беспредела» (даже с подростками), чтобы детям стало раз и навсегда ясно, зачем и почему нужно заниматься уборкой и для чего существует порядок в доме.
   Что делать, если ребенок не хочет учиться? Уж это-то он обязан делать в любом случае, в том числе и выполнять домашние задания. Самое важное – найти причину. Может быть, какая-то тема непонятна и это вызывает нежелание садиться за уроки. А попросить вас объяснить маленький человек может не захотеть из гордости. Вам приятно чувствовать себя дураком? Вот и ребенку точно так же «приятно».
   Часто дети отказываются делать уроки именно потому, что их заставляют это делать. Или потому, что родители чрезмерно требовательны и жаждут видеть у них в дневнике только отличные оценки. Или у ребенка слишком много разных занятий и не остается времени на то, что он по-настоящему любит. В этом случае стоит сесть с ребенком рядом и вместе составить расписание занятий, отдыха, прогулок. И обязательно отвести достаточно времени для любимого хобби.
   Попробуйте выяснить, что мешает ребенку успешно учиться. Причины могут быть совершенно разными, и мы приведем только самые распространенные:
   • недостаточная подготовка к изучению предмета. Это бывает в случае, когда ребенок начинает обучаться в школе до достижения им возраста семи лет. Одни дети в этом возрасте уже готовы к обучению в школе, а другим просто необходимо еще годик повременить. Другой вариант – перевод ребенка из обычной школы в специализированную. Вполне естественно, что программа по физике в обычной средней школе и в физико-математической – разная, и в результате ребенку может просто недоставать знаний для успешного обучения по курсу повышенной сложности;
   • неорганизованность. Когда ребенок не приучен работать самостоятельно, а потому нерационально использует время: сразу после возвращения из школы он обедает, потом идет гулять, потом смотрит любимые мультики… В результате на выполнение домашнего задания остается минимум времени, причем тогда, когда ребенок уже устал и не может сконцентрироваться на задаче, внимание его рассеянно и неустойчиво;
   • отсутствие интереса к предмету. Как приятно делать то, что нам нравится, и как ужасно, когда приходится делать что-то по принуждению! По выражению британского монарха, нетрудно делать то, что ты любишь. Гораздо труднее научиться любить то, что ты делаешь. В этом случае ты выигрываешь несравненно больше.
   Постарайтесь показать ребенку нелюбимый предмет в новом для него ракурсе. Если ваш сын интересуется физикой и считает английский язык чем-то второстепенным или вовсе ненужным, прогуляйтесь с ним в библиотеку и покажите, сколько научной литературы по его любимой физике выходит на английском языке и сколько – на русском. Сможет ли он преуспеть в работе, если будет ждать, пока нужную ему статью переведут на родной язык, или пользоваться услугами переводчика (а переводчик совершенно необязательно хорошо знает физику и может допустить в переводе ошибки и погрешности)? Если же он сможет сам читать статьи по специальности в оригинале, у него будет больше информации, и, возможно, он сумеет совершить серьезные открытия только потому, что будет знать больше, чем его коллеги, не владеющие английским языком.
   Одна девушка, которая увлекалась историей, а географию считала всего лишь обязательной для изучения скучищей, резко изменила свое мнение, когда отец рассказал ей, насколько историческое развитие наций и народов обусловлено природными географическими условиями. Девушка заинтересовалась, углубилась в изучение нелюбимого предмета и обнаружила, что он не просто интересный, но едва ли не интереснее ее обожаемой истории;
   • отсутствие терпения и настойчивости. Избалованным детям трудно бывает усадить себя за стол и сделать домашнее задание так, как следует, ведь это требует усилий. Гораздо проще сделать все кое-как, «для галочки». Либо родители проявляют настойчивость, проверяя задание и заставляя его переделывать, либо дети так и будут делать все небрежно, а то и бросать на полдороги то, что кажется им слишком трудным. Моя соседка возмущается тем, что ее сын регулярно получает за письменные работы по русскому языку тройки и двойки. Ее возмущает, что учительница не отличает в почерке ребенка «а» от «о» и считает ошибкой то, что написано правильно. Если бы ее сын научился писать буквы четко и разборчиво (а этому обучаются в первом классе, по многу раз переписывая линеечки и палочки в прописях), такая проблема просто не возникла бы;
   • особенности личности (плохая память, слабые способности). Из плохой памяти можно «сделать» достаточно хорошую, если работать над ее развитием. Конечно, желательно начинать еще в детском саду. Существует множество методик по улучшению памяти, в том числе игровых, для детей. Чем раньше этот вопрос будет проработан, тем успешнее будет учиться ребенок в дальнейшем.
   Со способностями несколько сложнее. Тут придется изобретать разные способы объяснения одного и того же.
   Одна моя знакомая, дама с высшим образованием, человек очень и очень неглупый, еще в школе испытывала жуткие муки при изучении точных наук. Когда ей понадобилось научиться работать на компьютере, эта наука также давалась ей с трудом. Бедный компьютерщик, который взялся ее обучать, поначалу пытался сделать из нее такого же специалиста, как и он сам. Но его ученица взмолилась: «Мне нужна элементарная компьютерная грамотность! И объясняйте, пожалуйста, как для умственно отсталых: медленно, просто и доступно. Показывайте мне необходимые для моей работы действия шаг за шагом, а я буду записывать». Компьютерщик так и сделал, и уже через два дня она прекрасно справлялась с работой самостоятельно, только изредка уточняя у него что-нибудь по телефону в экстренных случаях. Когда дети учатся считать, они считают «на пальцах», поскольку им трудно оперировать с такими отвлеченными понятиями, как цифры. Любой предмет, вызывающий трудности, можно объяснить «на пальцах», если вы сами этим предметом хорошо владеете. И тогда даже прирожденный филолог сумеет понять законы геометрии или логику химических формул;
   • плохие домашние условия. Представьте себе, что вам необходимо выполнить ответственное задание. Вы садитесь и только начинаете работать, как звонит телефон, за окном воет чья-то «нервная» автомобильная сигнализация, а дети затевают возню с громким топотом и воплями. Увенчается ли успехом ваш труд? Ответ очевиден. Точно так же ребенок, у которого нет отдельной комнаты, не сможет сосредоточиться на домашнем задании, если он сидит за обеденным столом в комнате, где папа смотрит футбольный матч, младший брат гоняет по полу машинки, а мама обсуждает с подругой по телефону фасон нового платья.
   Если вы не можете освободить комнату, дайте ребенку возможность уединиться и спокойно выполнить задание на кухне. Проследите за тем, чтобы никто ему не мешал. Тогда задание будет выполнено и быстро, и хорошо.
...
   Если вы поощряете в ребенке стремление познать новое, ищете вместе с ним ответы на сложные вопросы, то со временем его интерес к познанию мира не угаснет, и он будет получать удовлетворение от преодоления трудностей.
   При выполнении домашних заданий также необходимо учитывать особенности темперамента ребенка. Холерик постарается выполнить все как можно быстрее. Иногда он приступает к выполнению задания, даже не дочитав его до конца. Разумеется, это приводит к появлению ошибок в его работах. А вот исправлять ошибки и переделывать работу холерики терпеть не могут. Так что, если вы хотите, чтобы ребенок выполнил задание хорошо, убедитесь в том, что он правильно его понимает. C сангвиниками проблемы возникают редко. Верный способ ввести флегматика в ступор – дать ему срочное задание. Флегматику нужно время на обдумывание. Он медлителен, но основателен, так что прекрасно со всем справится, если не будет спешить. Не торопите его, и все будет хорошо. Меланхолику нужно предоставить не только время, но и условия. Если флегматик сумеет сосредоточиться даже в шумном месте (он просто «отключится» от внешних раздражителей, с головой уйдя в работу), то меланхолику нужны спокойствие и комфорт.
   Как правило, с удовольствием ходят в школу и выполняют задания любознательные дети. Все маленькие дети – «почемучки», им интересно все на свете. Они рано учатся читать, так как видят, сколько информации взрослые получают из книг, и знают, что никто не сможет подолгу сидеть с ними и читать вслух.
   Можно давать детям поощрения за хорошее выполнение домашних заданий. Например, одноклассник моего сына, большой поклонник фильмов-боевиков, всегда отлично выполняет домашние задания. У него с родителями договор: если он выполняет все упражнения в течение недели вовремя и качественно, то в выходные дни имеет право смотреть любые фильмы по своему выбору. Если по телевизору не идет ничего интересного, они с отцом берут видеокассеты напрокат. В те недели, когда домашние задания выполняются кое-как, родители решают, включать ли им телевизор вообще, и если включают, то определяют, какой фильм будут смотреть.
   Разумеется, стимул к выполнению домашних заданий должен быть достаточно весомым. Если вы скажете дочери: «Сделаешь уроки – пойдешь мыть посуду», она, скорее всего, постарается делать уроки как можно дольше (если, конечно, мытье посуды не является ее самым любимым занятием).
   Слишком сильный стимул может дать обратный результат. Предположим, у вашей дочери скоро день рождения и вы обещали купить ей новое, красивое платье. Если вы скажете: «Сделаешь уроки – поедем в магазин выбирать тебе платье», девочка, скорее всего, сделает все тяп-ляп, лишь бы побыстрее закончить и не опоздать в магазин. Уроки-то каждый день, а день рождения, к сожалению, только раз в году. Конечно, он важнее.
   Повторим: как только ребенок осознает себя как самостоятельную личность, он осознает и то, что у него есть выбор. А раз у него есть выбор, то он совершенно не обязан беспрекословно нам подчиняться. Намного продуктивнее будет метод совместной работы с ребенком, чем попытки заставить его и постоянные конфликты на этой почве.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация