А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "20 самых глупых ошибок, которые совершают родители" (страница 4)

   Дети с преобладанием холерического темперамента

   Ребятишки напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления их быстро утомляют. Отсюда невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на него. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.
   Нервная организация холериков вообще напоминает мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Упадок сил вполне естественно переходит в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве.
   Если малышу не построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями стоит непростая задача – дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.
...
   Холерики быстро утомляются. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпение и неспособность ждать.
   Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.

   Рассказывает Светлана.
   На меня понимание нашей с дочкой проблемы снизошло как озарение. Я ужасно сержусь на Дианку, когда она разбрасывает игрушки или другие вещи. А она это делает с завидным постоянством. Не получается картинка – скомкает бумагу, расшвыряет карандаши, надуется и сидит, как нахохлившийся воробей. Не завязывается шнурок – значит, ботинок полетит вдаль по коридору. Сочувствия она в такие минуты не принимает, лучше к ней вообще не подходить. В детском саду – те же самые проблемы – Диана нервная, быстро выходит из себя, ссорится с детьми. Правда, и мирится тоже быстро.
   Однажды у меня рассыпались любимые бусы, и я решила их перенизать на более прочную нитку. Но не тут-то было: бусинки как назло все время выскальзывали, а когда я наконец-то собрала почти все, оказалось, что у меня сбился рисунок и надо начинать сначала. Тут я «вскипела» да как швырнула эти несчастные бусы, да еще и расплакалась от обиды. В этот-то момент меня и осенило: «Милая, да ты точь-в-точь собственная дочь, только годами постарше». В общем, я поняла, что у нас с Дианкой одна-единственная проблема: обе – настоящие холерики, и нам необходимо для выживания научиться справляться со своим буйным нравом. Я перестала сердиться на дочку за то, что ей все требуется «сейчас и немедленно», и по мере возможности сразу отзывалась на ее просьбы или вопросы. «Укрощением строптивого» мы занялись после того, как я разыграла целое представление: разбросала на глазах у изумленной дочери все ложки из-за того, что одна из них выскользнула и упала, когда я вытирала столовые приборы. Я не забыла продемонстрировать свое возмущение, ушла в спальню, дверью хлопнула, пару слезинок выжала и минут пять просидела надувшись, не реагируя на расспросы дочери. Зато потом мы с ней все обсудили: как глупо было сердиться из-за какой-то ложки и все остальные ложки на пол бросать (их ведь теперь снова мыть придется), и обижаться на весь белый свет – ведь никто не виноват в том, что эта вредная ложка выскользнула из моих рук, кроме моей собственной неловкости. Подумаешь, ложка упала. Ну и что? Не я ведь упала. И не полка с посудой рухнула.
   Вот после этого обсуждения мы с дочкой и решили, что нам очень мешает жить то, что мы быстро сердимся, и с этим надо бороться. И договорились друг другу помогать. Как только у Дианки в очередной раз не получился рисунок и она скомкала бумагу, я невзначай спросила: «Полка не рухнула?» Мы засмеялись, и гроза прошла мимо. Не могу сказать, что у нас не бывает срывов. Вспыльчивые по природе люди, сестры и братья по темпераменту, холерики, поймут меня, если я скажу, что совладать с собой – дело очень трудное. Но мы радуемся с дочкой каждой своей победе. У нее теперь меньше проблем в детском саду, а я реже ссорюсь с мужем, который несказанно рад нашей с дочерью работе по укрощению темперамента и говорит, что программу «Укрощение строптивого» надо возвести в ранг государственной – глядишь, и его холерический начальник в ангела превратится.
   Неплохо было бы выяснить, какой тип темперамента у вас и какой – у вашего ребенка.
   Самый простой и легкий тест поможет вам выяснить «расклад» темпераментов, поскольку темпераменты в чистом виде встречаются крайне редко.

   Тест на определение темперамента

   Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите одно, наиболее вам свойственное, и поставьте значок «+» в соответствующей графе бланка ответов:
   1.
   а) неусидчивы, суетливы;
   б) веселы и жизнерадостны;
   в) спокойны и хладнокровны;
   г) стеснительны и застенчивы.
   2.
   а) невыдержанны и вспыльчивы;
   б) энергичны и деловиты;
   в) последовательны и обстоятельны;
   г) теряетесь в новой обстановке.
   3.
   а) нетерпеливы;
   б) не доводите начатое дело до конца;
   в) осторожны и рассудительны;
   г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.
   4.
   а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
   б) склонны переоценивать себя;
   в) умеете ждать;
   г) не верите в свои силы.
   5.
   а) решительны и инициативны;
   б) способны быстро схватывать новое;
   в) молчаливы и не любите попусту болтать;
   г) легко переносите одиночество.
   6.
   а) упрямы;
   б) неустойчивы в интересах и склонностях;
   в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками:
   г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
   7.
   а) находчивы в споре;
   б) легко переживаете неудачи и неприятности;
   в) сдержанны и терпеливы;
   г) склонны уходить в себя.
   8.
   а) склонны к риску;
   б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
   в) доводите начатое дело до конца;
   г) быстро утомляетесь.
   9.
   а) работаете рывками;
   б) с увлечением беретесь за любое новое дело;
   в) не растрачиваете попусту сил;
   г) обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся.
   10.
   а) незлопамятны и боязливы;
   б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать;
   в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;
   г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
   11.
   а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;
   б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;
   в) легко сдерживаете порыв;
   г) впечатлительны до слезливости.
   12.
   а) неуравновешенны и склонны к горячности;
   б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
   в) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;
   г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
   13.
   а) бываете агрессивным забиякой;
   б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;
   в) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
   г) склонны к подозрительности, мнительности.
   14.
   а) нетерпимы к недостаткам;
   б) выносливы и работоспособны;
   в) постоянны в своих интересах;
   г) болезненно чувствительны и легкоранимы.
   15.
   а) обладаете выразительной мимикой;
   б) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;
   в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;
   г) чрезмерно обидчивы.
   16.
   а) способны быстро действовать и решать;
   б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;
   в) ровны в отношениях со всеми;
   г) скрытны и необщительны.
   17.
   а) неустанно стремитесь к новому;
   б) обладаете всегда бодрым настроением;
   в) любите аккуратность во всем;
   г) малоактивны и робки.
   18.
   а) обладаете резкими, порывистыми движениями;
   б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
   в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
   г) безропотны, покорны.
   19.
   а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;
   б) настойчивы в достижении поставленной цели;
   в) инертны, малоподвижны, вялы;
   г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.
   20.
   а) склонны к резким сменам настроения;
   б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;
   в) обладаете выдержкой;
   г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

   Бланк ответов:
   Суммируйте количество ответов «А» и умножьте на 5. Вы получите количество процентов в вас холерического темперамента. Проделав ту же операцию с ответами «Б», вы узнаете, сколько в вас процентов сангвиника. «В» подскажет вам процент флегматика, а «Г» – меланхолика.
   Тип темперамента ребенка вам придется «вычислять», присматриваясь к его особенностям и отвечая на вопросы за него. Для верности попробуйте сделать это самостоятельно и то же самое пусть сделает ваш супруг (супруга) – тогда ваша оценка темперамента ребенка будет более объективной. Поможет составленная психологами типология проявления темперамента у детей. Понаблюдав за ребенком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

   Типология проявления темперамента у детей

   Тип первый: движения вашего ребенка быстрые и резкие, он не может усидеть на месте и все время находится в движении, а сами его движения разнообразны. Ребенок очень быстро думает, моментально отгадывает загадки, тут же находит ответы на вопросы, да и сами вопросы сыплются из него как из рога изобилия, причем иногда он задает новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Ребенок очень быстро устанавливает контакты как с ровесниками, так и с более младшими или старшими детьми, а также со взрослыми. Круг его общения чрезвычайно широк, и ребенка, знакомство с которым насчитывает десять минут, он называет своим другом, а на следующий день благополучно забывает о его существовании. В целом характер живой, подвижный, но недостаточно уравновешенный. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к холерическому темпераменту.
   Тип второй: ребенок движется то быстро, то медленно, движения стереотипные и монотонные. Четко выражена склонность реализовать свою активность за счет внутренних побуждений, то есть все зависит от мотива деятельности. Скорость мышления так же нестабильна и неустойчива, как и скорость движений.
   Общительность ребенка незначительная и очень избирательная. Ребенок выбирает себе одного друга или подругу и общается преимущественно с избранным партнером. Слабая нервная система. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к меланхолическому темпераменту.
   Тип третий: движения ребенка быстрые и разнообразные. Ребенка очень интересует все новое, он любопытен, все хочет знать, стремится решать одну и ту же задачу разными способами. C удовольствием включается в новую игру или деятельность, но без контроля взрослых может не довести дело до конца. Очень общителен и жизнерадостен. Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к сангвиническому темпераменту.
   Тип четвертый: движения ребенка выполняются в одном темпе и не отличаются разнообразием. Ярко выражено стремление длительное время заниматься чем-то одним. C удовольствием играет в школу, выслушивая длительные по времени объяснения, стремится все доводить до завершения, будь то игра или иное действие. Долго не утомляется и очень редко раздражается. Спокоен, уравновешен, несколько медлителен, настороженно относится к любым переменам в жизни и принимает их не сразу.
   Если вы замечаете у своего ребенка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к флегматическому темпераменту.
...
   Хотите, чтобы ребенок всегда вас слышал? Постарайтесь формулировать свои мысли точно и коротко.
   Не торопите ребенка с ответом, выдержите паузу после того, как обратились к нему с вопросом или просьбой. Малыши еще не в состоянии усвоить всю информацию из нашего длинного монолога, а подростков такие монологи родителей только раздражают. Даже если вы рассержены, найдите в себе силы говорить с ребенком вежливо и доброжелательно. И конечно, не кричите, не повышайте голос. А еще лучше – говорите тихо. Как правило, приглушенный голос застает человека врасплох, и в этом случае ребенок обязательно выслушает то, что вы хотели ему сказать. Прежде чем начинать разговор, убедитесь, что ребенок смотрит на вас. Если он смотрит в сторону, попросите его посмотреть на вас – для доверительной беседы необходим контакт «глаза в глаза».
   Не требуйте от ребенка, чтобы он все бросил и немедленно предстал перед вами, если он чем-то занят.
...
   У детей совершенно иная скорость обработки информации, чем у нас, взрослых. Им требуется больше времени, чтобы осмыслить то, что они услышали.
   Ребенку очень трудно переключить внимание, особенно если он увлечен тем, что ему нравится. Лучше всего сказать что-нибудь вроде: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или: «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, чтобы ребенок не успел забыть о вашей просьбе. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся ребенку, и он вас уже не услышит.
   Посмотрите на рисунок «Мама сердится» (рис. 4). Он не требует комментариев.
   Рис. 4. «Мама сердится»
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация