А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "20 самых глупых ошибок, которые совершают родители" (страница 15)

   Ошибка девятнадцатая
   Своя ноша не тянет, или Пусть отдыхает, пока маленький

   По разумным причинам ничего не делается.
Законы Мерфи
   Прекрасное воскресное солнечное утро. На детской площадке играют дети самого разного возраста, от едва научившихся ходить малышей до подростков. Повышенной упитанности мальчик лет восьми носится по площадке, играя с другими детьми. Периодически он подходит к бабушке: «Дай воды попить!», «Дай шоколадку!», «Возьми куртку, мне жарко!» Иногда бабушка и сама подзывает внука: «Вовочка, у тебя шнурок развязался, иди скорее, я завяжу, пока не упал», «Вовочка, иди отдохнуть, забегался совсем» и т. п.
...
   Если взрослые избавляют своих детей и внуков от трудностей, то впоследствии «избавители» превратятся в жертв.
   Изначально дети не ленивы. Лень развивается при неправильном воспитании, когда детям не разрешают делать то, что хочется, и заставляют делать то, что не хочется.
   Самое любимое занятие малышей – играть в папу и маму. При этом они подражают нам, стараются делать «взрослые», полезные, дела. Детям так хочется, чтобы их похвалили за помощь, назвали «большими»! Вместо этого по совершенно разным причинам старшие предпочитают отстранять малышей от дел.
   Разные родители выбирают разные модели воспитания и поведения, взаимоотношений с ребенком. Одним больше нравится идти с ребенком за руку, а другим – нести его на руках, на спине… или на шее. Те, кто стремится посадить ребенка себе на шею, могут воспользоваться приведенным в примере руководством, своеобразным «ноу-хау», разработанным Викторией Н.

   Виктория была безумно счастлива, когда родился ее Сашенька. Те женщины, у кого, как и у Виктории, отрицательный резус-фактор, прекрасно ее поймут. Когда Виктория забеременела, она не была замужем, но считала, что скоро получит предложение руки и сердца. У ее друга, Евгения, как оказалось, было на этот счет совершенно другое мнение, и он «растворился в пространстве», как только узнал об угрозе в ближайшее время стать отцом. Конечно, это заставило Викторию пересмотреть свое к нему отношение, но не повлияло на желание иметь малыша. Вика совершенно справедливо посчитала, что «сын за отца не отвечает». Роды были тяжелыми, и врачи предупредили Вику, что она вряд ли сможет еще иметь детей. Тогда Виктория приняла решение полностью посвятить жизнь своему замечательному мальчику, которого назвала Александром.
   У Сашеньки всегда были свежие фрукты и овощи с рынка, парное молоко из ближайшей деревни, добротная и красивая одежда на любой сезон. Вика готова была на любые жертвы, лишь бы у ее Сашеньки было все самое лучшее. Саша имел все, что хотел, поскольку мать считала, что ее ребенок – особенный и должен быть как минимум не хуже других. Вика с полутора лет отдала Сашеньку в ясли, рассудив, что подобный опыт ему пригодится. Правда, и детский сад, и школу она долго выбирала.
   Ни к каким домашним делам Вика сына не подпускала. Поначалу он пытался помочь матери прибрать в квартире или посуду помыть, но, поскольку каждый раз бывал отстранен со словами: «Ну что ты, сынок, это все не мужские дела», вскоре перестал. К тому же мать внушила ему, что главное дело – учиться на «хорошо» и «отлично», а с остальным она сама справится.
   Школу Александр окончил с золотой медалью и был зачислен в политехнический институт без экзаменов, как победитель городских олимпиад по нескольким предметам. Институт он окончил с «красным» дипломом. Понятия о том, как грязная одежда превращается в чистую, Саша не имел. Зато благодаря отличной учебе, цветущему и опрятному внешнему виду и отменной вежливости и тактичности без труда нашел хорошую работу в научно-исследовательском институте, защитил кандидатскую диссертацию, затем женился на такой же «ученой» девушке, как и он сам. Жена переехала к Саше с мамой, и совершенно естественным образом Виктория превратилась в домработницу уже не для одного, а для двоих. А когда родился ребенок, то еще и в няню. Теперь Виктория Степановна жалуется своим знакомым на то, что у нее совершенно неумелая и ленивая невестка, которая ей на шею села, а сын ей в рот смотрит, до матери же ему и дела нет. В общем, можно сказать, что Виктории Степановне удалось настолько удобно и прочно посадить сына себе на шею, что он просто к ней прирос и не способен существовать самостоятельно (к счастью, только в бытовой сфере).

   Можно, конечно, повторить «подвиг» Виктории Степановны и впоследствии жалеть себя и ругать молодежь. Гораздо проще (а также разумнее и приятнее) составить для себя список посильных для ребенка того или иного возраста умений и помогать малышу по мере его взросления. Начиная с двух лет, дети могут уже самостоятельно надевать футболки и другую одежду без застежек. К трем – застегивать пуговицы (при условии, что петли не слишком тугие) и кнопки, к пяти – молнии. Наконец, в шесть лет учатся завязывать шнурки. Бесполезно поэтому сердиться на малыша, который в два года не в состоянии справиться с пуговицами. И просто-напросто вредно делать за ребенка то, с чем он в два года мог бы справиться сам. Правда, процесс обучения требует времени и родительского терпения, а как первое, так и второе нередко у нас в дефиците.
   Малыши с удовольствием помогают взрослым! Уже в четыре-пять лет им хочется быть большими, взрослыми и полезными. В этот счастливый период дети с радостью моют посуду, вытирают пыль, подметают пол, наводят порядок, накрывают на стол… В общем, с наслаждением выполняют любую домашнюю работу. Как важно нам, родителям, не пропустить это счастливое время!

   Люба с Сергеем: счастливые родители троих дочерей. Поскольку семья не обладает большими финансовыми возможностями, то старшая дочь, Наташа, отправилась в ясли, как только ей исполнилось полтора года. Когда девочке было три, у нее появилась маленькая сестричка Ася. C Асей мама тоже сидела дома, пока ей не исполнилось полтора года. Наташа при этом не оказалась «отодвинутой» на задворки семейной жизни, как нередко случается с появлением в доме младенца. Если погода была хорошая, Сергей забирал Наташу из садика и гулял с ней на игровой площадке. Заодно папа и дочь обсуждали все волнующие их события. Если папа работал в вечернюю смену, за дочерью шла мама. Асю укладывали в коляску, и та быстро засыпала, поэтому Наташе доставалось все мамино внимание. Точно так же и дома у родителей всегда находилось время как для заботы о младшей, так и для общения со старшей.
   Наташе очень нравилось быть старшей. Мама с папой говорили, что она лучше всех умеет успокоить малышку Асю. Иногда мама отправлялась на кухню готовить обед, Ася спала в своей кроватке или играла в манеже, а Наташу просили «присмотреть за младшенькой» и не забывали похвалить, если в комнате во время отсутствия мамы сохранялись мир и порядок. Если же малышка начинала «бунтовать», родители тут же приходили Наташе на помощь.
   Когда Наташе было семь и она пошла в первый класс, в семье появилась еще одна девочка, Яна. Наташа с Асей дружно помогали родителям ухаживать за малышкой, им очень нравилось играть роль мамы. Когда Наташа делала уроки, для нее освобождали кухню или большую комнату, чтобы ничто не мешало девочке заниматься. Зато после этого она с удовольствием развлекала Янку, а мама в это время играла или общалась с Асей. Когда папа был дома, он также не забывал уделить внимание каждой из дочерей персонально.
   В выходные эта дружная семья каждый раз придумывает что-нибудь интересное для всех. Пока Яна была малышкой, они отправлялись на прогулки в соседний парк. Старшие девочки быстро находили себе занятие: то они слушали пение птичек, стараясь угадать, кто как поет, то собирали гербарий, то бегали между березками, играя в пятнашки. Яна вскоре присоединилась к веселой компании. Родители не видели ничего зазорного в том, чтобы «впасть в детство», и с удовольствием носились с дочерьми наперегонки или пытались спрятаться так, чтобы их не сразу нашли.
   Теперь Наташе уже двадцать четыре, она окончила институт и добилась успеха на работе. Ее муж говорит, что он самый счастливый человек на свете, потому что рядом с его женой даже в пасмурную погоду кажется, что светит солнышко. Ася, которая еще в детстве всех родственников и знакомых лечила и перевязывала, окончила медицинское училище и работает в больнице медсестрой. Врачи уговаривают ее поступать в медицинский институт. Яна заканчивает школу и тоже полна грандиозных планов. Девочки очень дружны и с удовольствием приходят друг другу на помощь, если требуется. А главное, родители приучили их к тому, что любую проблему можно решить. Девочки говорят, что им очень помогает родительская вера в них и то, что они знают: если им встретятся такие серьезные преграды, которые на какое-то время выбьют их из колеи, в семье они всегда найдут понимание и поддержку.

   Посмотрите на рис. 26. Яна спросила всех членов своей семьи, кто какой цветок любит. И нарисовала нечто удивительное. На одном стебле – все цветы, которые назвали ее родные. Яна рассказала, как все радовались и хвалили ее рисунок и ни один человек не сказал, что таких цветов не бывает. Может быть, поэтому девочки в этой семье не меньше любимого ими Димы Билана уверены в том, что «невозможное – возможно»?
   Рис. 26. «Цветы»

   Если в какой-то момент жизни вы чувствуете, что ребенок садится на шею, и не знаете, что с этим делать, вспомните мать маленькой разбойницы из замечательного фильма «Снежная королева». Она говорит просто золотые слова: «Детям ни в чем нельзя отказывать, их надо баловать. Если детей баловать, из них вырастают настоящие разбойники!» Надеемся, что рекомендация столь авторитетного персонажа вам поможет.

   Ошибка двадцатая
   Подожди! Мама (папа) работает!

   Чем больше ожидание, тем больше вероятность, что вы стоите не в той очереди.
Законы Мерфи
   Тяжела родительская доля, особенно в наше времечко! Родители вынуждены и деньги зарабатывать, и о ребенке заботиться. А денег требуется немало. На одни подгузники сколько уходит, не говоря уже о детском питании, которое тоже не пять копеек стоит. Дальше – больше. Помимо официальной платы за садик надо еще то канцтовары купить, то салфетки, то за развивающие кружки заплатить…
   C началом школьной жизни расходы на ребенка возрастают, что называется, в разы. Спортивная, сменная и прочая обувь стоит денег, и подчас значительных для бюджета семьи. Учебники, тетради, портфели, пеналы… А еще ребенка нужно водить в театры и музеи. И каждый день кормить. Неудивительно, что взрослым нередко приходится в первую очередь заботиться о добывании «хлеба насущного». Порой родитель попросту не знает, когда он вернется с работы, мало ли какие обстоятельства могут возникнуть. Все делается ради ребенка, но на самого ребенка времени не остается. Приходится обращаться за помощью к друзьям, бабушкам, дедушкам или просто доверять супругу, если тот может располагать своим временем.
   Проблема в том, что у родителей могут быть совершенно иные представления о том, как следует воспитывать ребенка. Нередко бабушка и дедушка придерживаются одного стиля воспитания, а мама и папа – совершенно другого и каждый воспитывает по-своему. Ребенку трудно сориентироваться, что можно и чего нельзя. У него складывается впечатление о мире как о довольно противоречивом и непонятном месте, и он вступает в жизнь неуверенными шагами, с опаской озираясь по сторонам: а вдруг «правила игры» снова изменятся?
   Если родители не имеют возможности полноценно общаться с ребенком, у них может развиться комплекс вины, им все время будет казаться, что они чего-то ребенку недодали. Умные дети довольно быстро учатся манипулировать такими «без вины виноватыми» папами и мамами. На самом деле важно не количество проведенного вместе времени, а его качество. Пусть это будет хотя бы полчаса каждый день (но в эти полчаса вы должны заниматься исключительно ребенком, не отвлекаясь на телефонные разговоры или просмотр телепередач) и всего выходной день, но зато полностью посвященный ребенку. Дети, которые проводят выходные с родителями, занимаясь общими делами, не ощущают недостатка внимания к себе.
   О недостатке внимания вам скажут детские рисунки. Это и одинокая ракета среди астероидов, как на рис. 27, и стол с люстрой над ним, как на рис. 28, а рядом – крик души, призыв: «Мама». И конечно же, всевозможные светильники и источники света, как на рис. 29. Все эти детские откровения просто кричат: «Обрати на меня внимание, побудь со мной, поговори со мной, мне одиноко!»
   Рис. 27. «Один в космосе»
   Рис. 28. «Мама»
   Рис. 29. «Свечи»
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация