А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "20 самых глупых ошибок, которые совершают родители" (страница 14)

   Ошибка восемнадцатая
   Наш ребенок должен быть Совершенством

   Если достаточно долго портить машину, она сломается.
Законы Мерфи
   Распространенная родительская ошибка заключается в том, что мы требуем от ребенка стать совершенством. И вовсе не из вредности, а искренне заботясь о его благе.

   Рассказывает Наталья.
   В детстве я страдала от своей застенчивости. Мама часто ругала меня, и я привыкла считать себя хуже если не всех, то многих. Мне хотелось помочь маме, ведь папы у меня никогда не было. То есть теоретически, конечно, был, но родители развелись еще до моего рождения и я никогда его не видела. Мама уставала на работе, а когда она уставала, ее все сердило. Я старалась как могла, помогала в домашних делах. Пока не пошла в школу, меня многому учила бабушка, но, когда она умерла, мы остались вдвоем. Маму ужасно раздражало, что я все делала не так, как следует. Если я наливала сок или чай, то обязательно хоть каплю проливала на стол. Если я мыла тарелки и чашки, то они бились, если пыталась почистить картошку, то она выскальзывала из рук и падала на пол, а я, пытаясь поймать беглянку, попадала ножом себе по пальцам. Во время прогулки я умудрялась сесть на свежепокрашенные или просто грязные скамейку или качели, так что одежда потом с трудом отстирывалась или не отстирывалась вообще. Еще одним моим «талантом» было умение спотыкаться и падать на ровном месте, разбивая колени, локти и ладони. Не удивительно, что я постоянно слышала от мамы такие эпитеты, как «неряха» и «растяпа». Во время уроков я могла решить задачу правильно, но неверно записать ответ. В школьном дневнике пестрели тройки, изредка разбавленные четверками. Пятерки были столь же редкими гостями, как и двойки. У мамы была масса причин быть мною недовольной. Я и сама была уверена, что мало что могу.
   Так все и продолжалось до окончания начальной школы. Моей классной руководительницей в четвертом классе оказалась новая учительница русского языка. Как-то раз Надежда Ивановна оставила меня после урока и спросила, почему я, такая способная девочка, позволяю себе «ехать» на тройках. Я очень удивилась, потому что меня никто никогда не называл способной. Надежда Ивановна не стала ахать и охать, глядя на мой ужасный почерк. Вместо этого она несколько раз оставляла меня после урока и показывала, как удобнее писать буквы. При этом говорила, что мелким почерком я не буду писать никогда, потому что у меня душа открытая, вот и буквы получаются широкими и крупными. Как бы там ни было, но мне хотелось оправдать лестное мнение обо мне, и почерк заметно улучшился. Надежда Ивановна однажды взяла две мои тетради – старую и самую последнюю – и показала всему классу, как я превратила «каракульки» в стройные ряды букв. «Если бы все показывали такую силу воли и желание учиться, как Наташа, то наш класс превратился бы в класс отличников!» – сказала она. Я была на седьмом небе! Оказывается, я что-то умею, у меня хороший почерк и вообще я – молодец!
   Надежда Ивановна как-то пригласила мою маму в школу. Мама пришла из школы с улыбкой и сказала, что я у нее – умница и она рада была услышать от учительницы о моих успехах. А еще почему-то добавила, что нам повезло с классной руководительницей. Странным образом у меня перестали проливаться жидкости и биться тарелки, и я с особым рвением теперь мыла посуду и прибиралась в квартире. Мама каждый раз замечала мои «подвиги» и хвалила за помощь. В классе я чувствовала теперь себя значительно лучше, и у меня появилась подружка. Галя была отличницей с первого класса, а работать учительницей мечтала еще в детском саду. Надежда Ивановна сказала ей, что самому понять предмет не так трудно, как объяснить его другому, и посоветовала помогать кому-нибудь из старательных «троечников» стать «хорошистами». Галя выбрала меня. Мы стали вместе делать домашние задания, и к концу четвертого класса тройки спорили в моем дневнике с четверками. Ситуация с пятерками и двойками, правда, почти не изменилась. Разве что двойки теперь появлялись у меня крайне редко. Мы с Галей подружились. Оказалось, что мы обе спокойные и домашние. Нам нравилось сидеть дома и читать, шить что-нибудь. Галина бабушка научила нас вязать крючком и вышивать крестиком, и мы по-настоящему увлеклись рукоделием.
   Так постепенно я превратилась из «троечницы» в хорошую ученицу, а из «неряхи» – в лучшую мамину помощницу. Скатерть и салфетки, которые я сама сшила и вышила цветами, мама и по сей день стелет на стол в особо торжественных случаях и всегда говорит гостям, что это ее талантливая доченька своими руками сделала.
   Мне двадцать шесть, и все у меня складывается хорошо. Мама рассказала мне, как Надежда Ивановна вызвала ее тогда в школу и сказала, что если она хочет, чтобы Наташенька добилась в жизни успеха, то надо лишь побольше терпения, внимания и понимания. Мама говорит, что тогда она посмотрела на нашу домашнюю ситуацию как бы со стороны и поняла, что мне всего-то и нужно, чтобы она меня побольше хвалила и почаще показывала, что любит меня даже тогда, когда я далека от совершенства. Мама с этой задачей справилась «на отлично», она ведь всегда меня любила, просто слишком уставала на работе.

   Дети, от которых родители ждут только правильных поступков и идеального поведения, а также «врожденной» гениальности, испытывают большие трудности в школе.
   В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника (стремление соответствовать образу хорошего ученика), не удовлетворены, он может оказаться во власти негативных эмоций, в ожидании неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителей и одноклассников. На этом фоне развивается школобоязнь и, как следствие, нежелание посещать школу. У такого ребенка может возникнуть чувство постоянного беспокойства, которое проявляется в том, что он теряется, когда его спрашивают, особенно если вызывают к доске. Он не находит нужных слов, заикается, спотыкается на фразах, даже если хорошо выучил урок дома, сбивается и замолкает. Ребенок может совершать много лишних движений, чувствовать озноб или жар, боль в области сердца, покрываться липким потом. Чаще всего испуг проявляется таким образом у чувствительных детей, испытывающих эмоциональные затруднения в общении с родителями. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
   Неуверенные в себе дети, не приобретшие до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками (особенно часто это случается с единственными детьми, не посещавшими детский сад), испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и боятся учительницу. Причина страха не в учительнице, а в том, что ребенок опасается сделать ошибку, сказать что-то не то и вызвать насмешки со стороны одноклассников. У доски такие дети вообще теряют дар речи, поскольку ощущают себя совершенно беззащитными. Бывает, что они боятся сделать ошибку не только в классе, но и дома, при подготовке домашнего задания. Обычно это происходит в тех случаях, когда родители дотошно и придирчиво проверяют домашнюю работу и заостряют внимание на ошибках.
   Ученики начальной школы оценку успехов в учебе воспринимают как оценку своей личности. Родители говорят ребенку: «Ты плохо учишься», а он слышит: «Ты плохой» и соглашается с этим, «обрастая» различными страхами. Чтобы помочь ребенку, нужно сначала понять его проблемы, оценить уровень адаптации к школе, выявить страхи.

   Тест «Школьные страхи вашего ребенка»
   Для того чтобы узнать, что вызывает страх у ребенка, посещающего школу, предложите ему закончить предложения (методика Р. В. Овчаровой):

   Когда я думаю о школе…
   Когда я иду в школу…
   Когда звенит звонок…
   Когда я вижу учительницу…
   Когда у нас контрольная…
   Когда уроки заканчиваются…
   Когда я отвечаю у доски…
   Когда я получаю двойку…
   Когда учительница задает вопрос, я…

   Окончания данных предложений помогут увидеть эмоциональные переживания ребенка и понять, в чем заключается его проблема, что вызывает тревогу и страх.
   Помощниками в выявлении страхов, как всегда, могут быть детские рисунки.
   Такие пейзажи, как на рис. 24, – достойные иллюстрации к какому-нибудь рассказу Стивена Кинга.
   Рис. 24. «Наш дом»

   Тест «Уровень адаптации ученика начальной школы»
   Оценить уровень школьной адаптации ученика начальной школы можно с помощью методики Р. В. Овчаровой «Школьная мотивация» (модификация).
   Для этого нужно попросить ребенка ответить на вопросы и записать ответы, а затем подсчитать сумму набранных баллов. Лучше, если задавать вопросы и записывать ответы будет бабушка или дедушка, или другой родственник, кроме папы и мамы.

   Вопросы
   1. Тебе нравится в школе или не очень?
   («Да» – 3 балла, «не очень» – 1 балл, «не нравится» – 0 баллов.)
   2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
   («Да» – 3 балла, «не всегда», «часто» – 1 балл, «хочется остаться дома» – 0 баллов.)
   3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить в школу, приходят только те, кто захочет, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
   («Пошел бы в школу» – 3 балла, «пошел бы, посмотрел – если интересно, то остался бы» – 1 балл, «остался бы дома» – 0 баллов.)
   4. Ты радуешься, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
   («Нет» – 3 балла, «иногда» – 1 балл, «да» – 0 баллов.)
   5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
   («Нет» – 3 балла, «иногда» – 1 балл, «да» – 0 баллов.)
   6. Ты обрадовался бы, если бы из уроков в школе остались только русский язык и математика?
   («Нет» – 3 балла, «не очень» – 1 балл, «да» – 0 баллов.)
   7. Ты часто рассказываешь о школе папе с мамой?
   («Да» – 3 балла, «иногда», «редко», «не всегда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.)
   8. Ты учился бы лучше, если бы у тебя был менее строгий учитель (учительница)?
   («Нет» – 3 балла, «может быть», «наверное» – 1 балл, «да» – 0 баллов.)
   9. У тебя в классе много друзей?
   («Да» – 3 балла, «не очень», «несколько», «один» – 1 балл, «нет друзей» – 0 баллов.)
   10. Тебе нравятся твои одноклассники?
   («Да» – 3 балла, «не все», «не очень» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.)

   Если ваш ребенок набрал от 25 до 30 баллов, у него в школе все отлично: ему нравится учиться, нет проблем ни с учителем, ни с одноклассниками.
   Если ребенок набрал от 20 до 24 баллов – беспокоиться не о чем, у него все в порядке.
   Если у ребенка от 15 до 19 баллов, значит, у него не все идеально, но он справляется с трудностями.
   У ребенка, который набрал от 10 до 14 баллов, есть серьезные проблемы. Постарайтесь поговорить с ребенком о школе, найти корень его проблем и помочь ему преодолеть трудности адаптации к школе.
   Если ребенок набрал менее 10 баллов, он не адаптировался к школе, относится к посещению школы негативно. Если не разобраться в проблемах такого ребенка и не оказать ему помощь в адаптации к школе, он превратится в неуспевающего и может остаться на второй год в одном из классов начальной школы, а став старше, прогуливать уроки.
...
   Основные проблемы в младших классах начальной школы связаны с характером семейного воспитания.
   Ребенку трудно осознать свою общность с одноклассниками, влиться в коллектив, если семья состоит из отдельных личностей, сосуществующих друг с другом. То же самое происходит с ребенком, выросшим в семье, где родители недостаточно внимательны к детям и тем кажется, что они отвергнуты. Тогда у него появляется бессознательное неприятие норм и правил в любой общности – таким образом он защищает и отстаивает свое неизменное «я», не понимая, что можно быть частью общности и оставаться при этом собой.
   Часто к проблемам с адаптацией ребенка к школе приводит отсутствие внешних норм и ограничений, игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.
   Проблемы адаптации к школе выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности: ребенок стремится к принятию и признанию, к успеху, а сам занимает защитную или, наоборот, конфликтную позицию. В результате может развиться комплекс неполноценности, так как ребенку не удается стать хорошим учеником и быть принятым в коллективе одноклассников, получить признание («самый сильный», «самый красивый» «самый умный» и т. д.).
   Обратите внимание на поведение ребенка. Если он проявляет недоверчивость, легко обижается, упрямится, быстро утомляется и испытывает трудности с концентрацией внимания (отвлекается, недочитывает задания до конца), остро реагирует на неудачи, не уверен в себе, бывают явные перепады настроения, с трудом приспосабливается к переменам в привычной жизни – значит, требуется уделить внимание, помочь в преодолении одного из первых жизненных кризисов, с которым он явно не справляется самостоятельно.
   Дети, которых родители хвалят за успехи в учебе, называют их «умницей» и «молодцом», позитивно оценивают себя, и их адаптация к школе проходит гораздо легче.
   Самое хорошее, что могут сделать родители, – не создавать проблемы, предъявляя завышенные требования. Ребенок не может быть идеальным. Мы и сами не идеальны!
   Стремление к совершенству проявляется и в тщательнейшей прорисовке мелких деталей, как на рис. 25. Мотоцикл нарисован три раза – так сильно мальчик стремился добиться совершенства в рисунке, полного подобия оригиналу. Все остальное получилось, а мотоцикл не удавался, вот и пришлось повторить его несколько раз. Мальчик – не отличник, но второй по успеваемости в своем втором классе, его хвалят за настойчивость, старательность и усидчивость, за желание добиться результата. Все эти черты, несомненно, помогут ему добиться успеха в жизни, но он с легкостью может стать типичным представителем «работоголиков», а это далеко не то, о чем мечтают его родители.
   Рис. 25. «Мотоцикл»

   Как же помочь ребенку адаптироваться не только к школе, но к самым разным изменениям в своей жизни, к новым ситуациям вообще? Даже младенцу не стоит обеспечивать идеальные условия: тишину в доме, стабильность обстановки, жизнь в замедленном ритме, чтобы он все успевал… Да, он будет чувствовать себя хорошо, но превратится в «тепличное растение» и неминуемо будет испытывать трудности при столкновении с миром вне родной теплицы. Лучше всего обеспечить активную деятельность и развивать у него адекватную самооценку, замечая и поощряя каждый успех.
...
   Давайте ребенку посильные задания! Пусть он убедится в том, что у него все получается, и тогда при столкновении с более сложной задачей он не спасует, а постарается с ней справиться. И непременно добьется поставленной цели!
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация