А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет" (страница 20)

   Двигательная активность
   Полное развитие двигательной активности может наступить у ребенка при ускоренном развитии в три года, при обычном – в шесть лет, при позднем – в девять.
   Сесиль Лупан придает большое значение двигательной активности малыша и вслед за Гленом Доманом говорит о ее влиянии на интеллект ребенка.
   Двигательная активность ребенка развивается поэтапно. Очень важно побуждать малыша переходить от одного этапа к другому. Контрольный возраст для всех этапов разный.
   Упражнения, которые предлагает Лупан, практически полностью повторяют систему Домана. Исключение составляют лишь дополнительные описания и объяснения, а также некоторые «облегченные» для выполнения упражнения.
...
   Используйте в качестве игрушек различные вещи. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода – чайную ложку, сито, пластмассовый стаканчик, небольшую кастрюлю, пустую катушку, носок, шапочку и т. п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.
   Развитие речи
   Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы можете ускорить или замедлить.
   С малышами не только можно, но и нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!
   • Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п.
   • Делая массаж, во время купания, называйте малышу его части тела, дотрагиваясь до них.
   • Показывайте знакомые предметы и называйте их.
   • Показывайте картинки, обязательно называя, что на них изображено.
   • Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, в морское путешествие в ванной и т. п.
   • Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. С младенцем нужно разговаривать, чтобы обучать его речи, но не менее важно дать ему понять, что он и сам может что-то сказать. Как-нибудь воспроизведите все звуки, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т. п.), чтобы побудить его повторить их. Таким образом, он интуитивно начнет понимать, что такое диалог.

   Если вы станете так себя вести с ребенком с самого его рождения, то очень скоро увидите, что ваш малыш начнет произносить первые слова. Как только его мозг будет способен воспринять, что те звуки, которые он слышит, и есть слова, обозначающие разные предметы, младенцу очень скоро захочется самому повторять то, что он слышит. Конечно, это произойдет значительно быстрее, если раньше он уже слышал эти слова много раз и был обучен произносить звуки.

   Описанные выше упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года. Так вырабатываются поведение и привычка, к которым младенец приспосабливается. Сначала вам будет неловко, вы будете стесняться говорить так много с грудным ребенком. В вашем окружении встретится кто-то, кто станет посмеиваться над вами. Не обращайте внимания. Постепенно ваш младенец начнет отвечать вам звуками, улыбками, взглядами, и это заставит вас разговаривать с ним еще больше.
   Смотрим мультфильмы
   С двух лет, по мнению Лупан, вы можете показывать ребенку мультфильмы. Только не используйте этот прием, чтобы освободить себе лишние 10–15 минут. Малыш должен смотреть телевизор с вами! В противном случае вы рискуете заменить телевизором все остальное. Это происходит подчас незаметно и очень быстро, а исправить сложившуюся ситуацию довольно сложно.
   Как смотреть телевизор с малышом? Посадите ребенка себе на колени и шепотом на ушко рассказывайте ему, что происходит на экране, комментируйте. Переживайте вместе с героями, сочувствуйте им или смейтесь. Обращайте внимание ребенка на отдельные детали (шарик, кофточка, длинный хвост и т. д.). Не смотрите больше 1 мультфильма за один раз. После просмотра спросите малыша, понравилось ему или нет, еще раз вспомните героев, их действия. Хорошо, если через какое-то время ребенок сможет, пусть даже на своем языке, рассказать об увиденном, например, папе, бабушке или игрушкам.
   Такие просмотры помогут развить у ребенка восприятие длинных текстов и способствуют концентрации внимания.

   Книги

   Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух как можно чаще.
   Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему объяснять.
   Учите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история. Можно использовать книжки из серии «Для самых маленьких». Для ребенка 1–2 лет вам придется часто повторять одни и те же сказки.
   Когда ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали.
   Предложите ребенку послушать мифы. У трехлетнего малыша уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас, считает Лупан. Теперь в программу занятий можно включить изучение мифов народов мира. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу «История искусства и рисование»). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.
   Что еще читать малышу в возрасте 3–4 лет? Выбор огромен. Вспомните детскую классику от Николая Носова до «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери и «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Если вы хорошо «преподнесете» их ребенку, увлекательно объясните сложные места, то они надолго заинтересуют малыша, запомнятся ему и войдут в его духовный мир.

   Словарный запас

   Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому, разговаривая с малышом, следите за своей речью, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов.
   Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми. Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, можете поиграть с ним игру «Какая птичка так поет?» и «Как лает собачка?» Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:
   Пчела – жужжит.
   Осел – ревет.
   Утка – крякает.
   Кошка – мяукает.
   Кузнечик – стрекочет.
   Петух – поет, кукарекает.
   Ворона – каркает.
   Индюк – кулдыкает.
   Лягушка – квакает.
   Кабаны, свиньи – хрюкают.
   Лошадь – ржет.
   Коза – блеет.
   Собака – лает, гавкает.
   Сова – ухает.
   Гусь – гогочет.
   Голубь – воркует.
   Сорока – трещит, каркает.
   Корова – мычит.
   Слон – трубит.
   Тигр, лев – рычит.

   Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить также списки научных терминов. Вот примеры некоторых из них:
   Зоология – наука о животных.
   Орнитология – наука о птицах.
   Ихтиология – наука о рыбах.
   Энтомология – наука о насекомых.
   Кинология – наука о собаках.

   Медицина
   Кардиолог – врач, который лечит сердце.
   Хирург – врач, который делает операции. Дерматолог – врач, который лечит заболевания кожи.
   Невропатолог – врач, который лечит нервную систему. Отоларинголог – врач, который лечит заболевания уха, горла и носа.
   Педиатр – врач, который лечит детей.
   Стоматолог – врач, который лечит зубы и заболевания ротовой полости.
   Число подобных игр можно увеличивать до бесконечности. Свяжите слова с теми отраслями знаний, к которым они могут относиться: звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми, – с «уроками зоологии», профессии врачей – с «уроками анатомии».

   Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю. Объясняйте ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.

   Логика и кругозор

   Вот некоторые упражнения, приводимые С. Лупан, для развития и понимания логики.

   Исчерпывающие ответы. Разговаривая с ребенком, просите его ответить на поставленный вопрос исчерпывающим образом. Например:

   Чем корова отличается от курицы?
   Корова покрыта шерстью, она дает молоко, у нее
   есть рога, четыре ноги…
   Курица покрыта перьями, она несет яйца, у нее есть
   крылья, две ноги…

   Продолжите этот список, пока все различия не будут исчерпаны.

   Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в и т. д. Что касается понятия «слева» и «справа», говорите об этом во время одевания малыша. Говоря «справа», сожмите его правую руку или ногу; произнося «слева», дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите небольшую игрушку, которая ему нравится, и положите ее на стол, под стол, в коробку и т. д.
...
   • Ребенок должен понять свои ошибки. Когда малыш говорит что-либо неправильно, не ограничивайтесь простой констатацией его ошибки. Объясните, что привело к ней. Понять свои ошибки – наилучшее постижение логики.
   • Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, а также и вашу радость от того, что вы узнали что-то новое. Не стесняйтесь сказать ребенку: «Я этого не знаю! Давай посмотрим в энциклопедии». Ищите ответ вместе с ним. Покажите ребенку, как вы ищете, потом быстро прочтите статью про себя и расскажите ему самое интересное.
   Объединение двух или нескольких признаков предметов. Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур пяти различных цветов (5 разноцветных квадратов, 5 разноцветных треугольников и т. д.) и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т. д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место.

   Антонимы. Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам. Например:
   большой – маленький;
   сильный – слабый;
   добрый – злой;
   хорошо – плохо;
   мужчина – женщина;
   трудно – легко;
   поднимать – опускать;
   толстый – тонкий;
   смеяться – плакать;
   молодой – старый и т. п.

   «Для чего нужен…?» Спросите у ребенка, например: «Для чего нужен рот?» Возможные ответы: «Для того, чтобы есть, пить, говорить, смеяться, улыбаться, кусать».

   Календарь. Познакомьте ребенка с днями недели. Повесьте на стене в детской комнате таблицу с названиями дней недели и каждое утро показывайте ему, какой сегодня день. Можно также сделать своеобразный циферблат с названиями дней недели, и тогда малыш сможет сам переводить стрелку на нужный день.

   Общий признак у ряда предметов. Первое упражнение: вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом:

   Кукла, мячик, кубики – ИГРУШКИ
   Желтый, оранжевый, фиолетовый – ЦВЕТА
   Стул, шкаф, стол – МЕБЕЛЬ
   Молоко, вода, кофе – НАПИТКИ
   Апельсин, яблоко, банан – ФРУКТЫ

   Второе упражнение: вы называете пять слов, четыре из которых принадлежат к одному классу понятий, а пятое – к другому. Спросите у ребенка, какое слово здесь лишнее и почему:

   Кошка, собака, курица, лошадь, баран (курица)
   Груша, яблоко, ромашка, арбуз, вишня (ромашка)
   Стол, стул, кот, кресло, диван (кот)
   Розовый, зеленый, синий, машина, желтый (машина)

   Если ребенок не может справиться с заданием, помогите ему и объясните, почему именно этот ответ правильный. С самыми маленькими лучше начать с картинок. В продаже есть много игр (например, лото с подходящими картинками).

   Развитие воображения с помощью геометрических фигур. Подумайте вместе с ребенком, что можно нарисовать, используя в качестве основы круг: рожицу, яблоко, тарелку и т. д. Потом возьмите другую фигуру.
   «Почему? – Потому что…» Дети очень часто задают вопрос «Почему?». При этом не исключено, что ребенок знает ответ. Как правило, родителей это начинает раздражать. Если такой вопрос последует, спросите малыша в свою очередь: «Почему?» – и он с удовольствием ответит вам. Давая ему возможность сделать это самому, вы увеличиваете его веру в себя. Похвалите малыша за правильный ответ. Тогда ваши нервы не пострадают, а он будет удовлетворен и гораздо быстрее перестанет развлекаться подобным образом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация