А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет" (страница 10)

   Программа равновесия для детей от 4 месяцев и старше

   Эти упражнения, как и предшествующая программа, рассчитаны на пассивное поведение ребенка. Все, что нужно, делают родители, самому ребенку остается лишь наслаждаться их действиями. Но этот комплекс упражнений уже требует большей ловкости, поскольку интенсивность исполнения возрастает.
   Перед началом упражнений позаботьтесь о безопасности. Все требования к безопасности, о которых речь шла раньше, не только остаются в силе, но на данном этапе требуют от вас большей бдительности.
   Освободите как можно больше места. Ничто не должно мешать ни вашей ходьбе, ни «полетам» вашего ребенка.
   Особенно важно позаботиться о безопасности шеи, поэтому Глен Доман рекомендует использовать специальный шейны воротник. Купить такой воротник можно в специализированных ортопедических магазинах или сделать самостоятельно.
   Для этого возьмите кусок поролона размером примерно 6,5 см2, обшейте его несколькими слоями мягкой ткани. С внутренней стороны на одном конце воротника и с наружной на другом конце пришейте застежку-липучку. Ваш воротник готов!
   Рекомендуется надевать этот воротник на ребенка перед выполнением любых упражнений.
   В качестве шейного воротника подходит и мягкое, свернутое несколько раз, полотенце, свободно повязанное вокруг шеи. Это может быть и толстый воротник от вязаного свитера, если он сделан из неколючей шерсти.
   Выполняя упражнения этой программы, будьте предельно осторожны и внимательны, начинайте постепенно, объясняйте ребенку, что вы делаете и останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет.
   В начале каждого нового упражнения продемонстрируйте свой энтузиазм, чтобы вселить уверенность в ребенка. Начинайте постепенно, с нескольких секунд, а потом понемногу удлиняйте продолжительность и ускоряйте вращение.
   Знакомые упражнения можно выполнять с большей скоростью и интенсивностью. Не делайте тех упражнений, с которыми вы сами еще не освоились. Ребенок почувствует вашу неуверенность и не получит никакого удовольствия. Не говорите о своем беспокойстве в присутствии ребенка. Лучше просто откажитесь от выполнения упражнения. Помните, что маленькие дети очень чувствительны к малейшим оттенкам вашего настроения!
   Выполняем упражнения
   Упражнение 1. Горизонтальное верчение
   Ничком. Положите ребенка животом себе на плечо и покружитесь, но только осторожно, чтобы у вас не закружилась голова и вы не потеряли равновесия. Потом повертитесь в обратном направлении.
   Левый бок. Повторите это кружение, но на этот раз положите ребенка левым боком на свое правое плечо так, чтобы его живот находился у вашей шеи. Повертитесь как по часовой стрелке, так и против.
   Правый бок. Повторите это верчение, но на этот раз положите ребенка правым боком на свое левое плечо. Повертитесь как по часовой стрелке, так и против.
...
   Убедитесь, что одежда ребенка не будет мешать выполнению упражнений. Когда будете поддерживать малыша, не держите его за ботиночки, пинетки или носочки – они могут слететь. Страховать малыша нужно только за обнаженные лодыжки.
   Упражнение 2. Покачивание
   Покачивания, которые вы совершали ранее, подготовили ребенка к более сложному варианту.
   Покачивание в положении навзничь. Возьмите лежащего навзничь ребенка за запястья, а ваш супруг пусть возьмет его за лодыжки. Поднимите его с пола и начните покачивать, как будто он находится в колыбели. Это упражнение – одно из самых стимулирующих, поэтому выполнять его надо интенсивнее, чем качание в обычной колыбели или гамаке.

   Упражнение 3. Горизонтальное вращение
   При выполнении программы равновесия для новорожденных горизонтальное вращение вы проводили на одеяльце. Это упражнение понравится вашему ребенку еще больше, когда будет выполняться в воздухе.
   1. Обычное вращение. Левой рукой возьмите ребенка за левое запястье, а правой – за левую лодыжку. Ребенок при этом должен лежать ничком. Поднимите его и осторожно покрутите против часовой стрелки.
   Потом смените положение – возьмите его правой рукой за правое запястье, а левой рукой – за правую лодыжку и покрутите по часовой стрелке.
...
   Внимание! Не делайте упражнение, если у вас нет абсолютной уверенности в его безопасном выполнении.
   Чем больше скорость вращения, тем горизонтальнее будет летать ваш ребенок. В обоих случаях вы можете сменить направление вращения, так, что ребенок будет летать «ногами вперед».
   2. Вращение в положении навзничь. В начальном положении ребенок должен находиться лицом в противоположную сторону от вас. Правой рукой вы беретесь за его левое запястье, левой – за левую лодыжку. После этого начинайте осторожно вращать малыша по часовой стрелке. Если он не испугается быстрого вращения, то вскоре «всплывет» в положение навзничь.
   Затем вы меняете направление вращения и он начинает летать ногами вперед. После этого вы беретесь левой рукой за его правое запястье, а правой – за его правую лодыжку и начинаете вращать против часовой стрелки. Потом меняете направление – и ребенок летает ногами вперед.
   3. Вращение в положении ничком. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите за его запястья и начните вращать на прямых руках.
   Вращать можно как по часовой стрелке, так и против.

   Упражнение 4. Горизонтальное подбрасывание
   Когда вы держали новорожденного и подбрасывали его вверх-вниз, это была «тренировка», готовящая к данному упражнению. Теперь он стал уже таким большим, что для этого нужны мама и папа. Итак, ребенок лежит навзничь, лицом к вам. Мать берет его за правое запястье и правую лодыжку, отец – за левые. После этого начинайте раскачивать его как на качелях.

   Упражнение 5. Ускорение
   Это упражнение чаще любят выполнять с малышами папы.
   Поверните ребенка лицом к себе и возьмите под мышки. А теперь начните подбрасывать его в воздух и ловить. Будьте очень осторожны!
   Если малыш пуглив, выполняйте упражнение медленно и очень осторожно. Если малышу не нравится, он возражает – прекратите занятие.
   Благодаря ему ребенок очень живо ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки.

   Упражнение 6. Вертикальное покачивание головой вниз
   Переходя к этому упражнению, необходимо отметить то обстоятельство, что родители иногда испытывают страх от одной мысли о том, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение, столь непривычное для большинства взрослых, хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальном протекании беременности в течение четырех последних недель ребенок занимает именно такое положение.
   В предыдущей программе, рассчитанной на новорожденных, вы подбрасывали ребенка вверх-вниз. Это и было своего рода подготовкой к данному упражнению.
   Чтобы выполнить упражнение правильно, положите малыша спиной на ковер. Встаньте, нагнитесь и, крепко взяв его за лодыжки, поднимите. Он должен находиться лицом к вам. Когда вы займете удобное положение, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону. Можно покачивать и взад-вперед, расставив ноги пошире.
   Когда вы снова опустите ребенка на пол, будьте внимательны и опускайте его именно на спину, а не на живот. Эта предосторожность необходима, чтобы избежать травмы шеи, чему должен способствовать и защитный шейный воротник, речь о котором шла выше.
   Внимание! Многие современные педиатры и невропатологи не рекомендуют это упражнение, особенно если у малыша наблюдается гиперактивность или внутричерепное давление. Посоветуйтесь со специалистом! Если вы не уверены, в чем-то сомневаетесь, лучше откажитесь от занятий. Вашим основным правилом должно быть: «Не навреди!» Помните об этом, планируя свои занятия с малышом.

   Итак, все выше перечисленные упражнения и составляют пассивную программу равновесия, при выполнении которой необходимо соблюдать следующие условия.

   Шесть основных правил

   1. Вращайте ребенка достаточно быстро, чтобы он не ударялся о вас самих.
   2. Вращайте быстро, но при этом сами сохраняйте равновесие. Останавливайтесь, если почувствуете, что у вас кружится голова.
   3. Двигайтесь быстрее, но соблюдайте меру. Прочно держите своего ребенка, однако не настолько крепко, чтобы он ощутил неудобство.
   4. Вращения и ускорения выполняйте быстро, чтобы ребенок испытал ощущение полета.
   5. Всегда останавливайтесь раньше, чем этого захочет сам ребенок.
   6. Останавливайтесь раньше, чем устанете сами.

   Ваша цель – полностью подготовить ребенка к выполнению активной программы равновесия, которую он будет выполнять в дальнейшем.
   К концу выполнения пассивной программы возрастает роль отца – ваш ребенок уже стал слишком большим и тяжелым, поэтому маме теперь не так легко и безопасно выполнять с малышом эти упражнения.

   Активная программа равновесия

   Эту программу назвали так потому, что все упражнения ребенок выполняет самостоятельно. И в этом ее главное отличие от пассивной программы, в которой главную роль играют родители. Теперь дети и родители меняются ролями. Дети выполняют упражнения, а родители выступают в роли тренеров.
   Стать тренером своего ребенка – ответственная задача. Не забывайте постоянно ободрять и поощрять своего маленького спортсмена.
   Сначала ему будет нужна ваша физическая помощь. Потом, когда он уже научится делать все самостоятельно, вы будете наблюдать за ним, обеспечивая безопасность.
   После окончания активной программы равновесия ваш ребенок сможет заниматься фигурным катанием, балетом, гимнастикой и прыжками в воду.

   Переход от обычной ходьбы к гимнастике

   В институте Глена Домана разработали целый ряд специальных упражнений, с помощью которых ребенок начинает осваивать элементы гимнастики.
   Выполняем упражнения
   Упражнение 1. Перекатывание
   Ваш ребенок уже готов к самостоятельному выполнению этого упражнения, поскольку вы помогали ему совершать нечто подобное при выполнении программы равновесия для новорожденного. Все упражнения на вращение из пассивной программы должны были его к этому подготовить. С того момента как ребенок не зависимо от возраста научился перекатываться с живота на спину и обратно, его можно считать готовым к самостоятельному выполнению данного упражнения. Малышу осталось делать это как можно чаще.
   Доман рекомендует действовать следующим образом.
   1. Когда ребенок научится перекатываться самостоятельно, опуститесь на колени рядом с ним. Обеими руками перекатите его на бок, а затем покатите дальше, сами при этом передвигаясь за ним на коленях. После этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно принять исходное положение.
   2. Когда ребенок научится самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, расположитесь рядом с ним и начните перекатываться синхронно. Перекатившись несколько раз, смените направление и вернитесь в исходную позицию. Пусть малыш учится перекатываться в обоих направлениях.
   3. Постепенно увеличивайте количество перекатываний без остановок.
   Упражнение 2. Кувырок вперед
   Теперь ваш ребенок уже достаточно тренирован, чтобы выполнять кувырки вперед. Вертикальное раскачивание головой вниз научило его ориентироваться в ситуации, когда ноги находятся выше головы, а вращательные упражнения развили вестибулярный аппарат.
   Как только ребенок начнет ходить с целью перемещения из одного места в другое и при этом переносить в руках какие-то предметы, он готов выполнять кувырки вперед.
...
   Учите ребенка сгибать голову так, чтобы при кувырке подбородок упирался ему в грудь. Когда он научится этому, вся ваша помощь будет состоять лишь в легком подталкивании.
   Учить кувыркаться можно начинать с самого раннего возраста.
   Если ребенку еще нет полугода или он не умеет ходить, осторожно опустите его головой вниз на мягкий мат и, одной рукой пригибая его голову, а другой придерживая за бедра, осторожно перекувырните. Повторяйте это упражнение 10–15 раз в день, и вы научите мозг ребенка ориентироваться во время кувырков в нужном направлении.
   После того как ребенок начал ходить, продолжайте обучать его «кувыркательным» упражнениям. К этому моменту он уже сам может упираться руками и головой в пол, переходя в эту позицию из позиции стоя на четвереньках. Сейчас он нуждается только в том, чтобы его немного подтолкнули. Вы можете сделать это, придерживая его одной рукой за ягодицы, а второй – пригибая голову.
   Кроме того, существует еще два вида помощи. Во-первых, наклоните поверхность, по которой он будет кувыркаться, под углом в 5-10°. Во-вторых, предложите ребенку кувыркаться на улице, на каком-нибудь пологом холме.

   В обоих случаях ему помогает сила гравитации.
   После того как ребенок упрется головой в пол, помогите ему подтягивать ноги к рукам. Это упражнение научит его толкательным движениям бедрами и балансировке, благодаря чему он начнет кувыркаться.
   В результате всех этих упражнений ваш ребенок научится самостоятельно кувыркаться в возрасте 16 месяцев, а то и раньше. И, поверьте, он будет с радостью кувыркаться по всему дому.

   Упражнение 3. Хождение по балке
   Развитие вестибулярного аппарата в совокупности с умением ходить подготовили вашего ребенка к выполнению этого упражнения.
   Убедитесь в том, что балка расположена в безопасном месте, поскольку ваш ребенок, однажды взобравшись на нее, потом уже не захочет слезать.
   Помогая ему, вы постепенно добьетесь, что он начнет ходить по ней самостоятельно.
   Ноги ребенка обязательно должны быть босыми. Никакие носки не в состоянии обеспечить нужного сцепления с поверхностью балки.
   1. Для начала очертите на полу полоску шириной в 10 см, длиной в 20 см. Поиграйте с ребенком – кто из вас сумеет пройти по этой полосе, ни разу «не упав».
   2. Возьмите деревянную балку размером 5x10 см и длиной 2,5 м и положите ее на пол той стороной, которая равна 10 см. Теперь вы и ваш ребенок можете ходить по ней в обе стороны. Не стоит идти сбоку и держать его за руку, иначе он так и не научится ходить самостоятельно.
...
   Помните: держа ребенка за руку, вы не даете развиваться его собственному вестибулярному аппарату!
   Разумеется, вам следует внимательно следить за его действиями и быть готовым вовремя прийти на помощь. Можно положить балку параллельно стене, придвинув на расстояние в несколько сантиметров, чтобы ребенок сам мог опираться на нее в случае необходимости.
   Общая продолжительность всей активной программы равновесия: три упражнения по 5 минут каждое.
   На данном этапе развития ваша цель состоит в том, чтобы подготовить ребенка к более сложным видам деятельности, таким как гимнастика.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация