А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 7)

   Государственное управление и исполнительная власть

   Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.
   Основные характерные черты исполнительной власти:
   1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями;
   2) как возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение; право и возможность подчинять себе других – она реализуется не сама по себе, а в отношениях с разными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера;
   3) выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, – органов исполнительной власти;
   4) не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой ее реализации, а власть – это сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определенности исполнительной деятельности;
   5) реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, то есть во внесудебном порядке;
   6) для исполнительной власти характерно также то, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т. п.
   Органы исполнительной власти – это органы госуправления (но не каждый орган госуправления является органом исполнительной власти). Признаки деятельности органа исполнительной власти: исполнительно-распорядительный характер; подзаконный характер; повседневный характер. Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью госаппарата, это коллектив людей (государственных служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий госуправление.
   Органы исполнительной власти:
   – федеральные: главную роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»); законодательные полномочия: право законодательной инициативы; издание подзаконных нормативно-правовых актов; одобрение проектов законов;
   – субъектов: правительства, администрации;
   – территориальные.

   Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?

   Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. Назначение госуправления – это государственная деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, основывающейся на началах разделения властей.
   Реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющихся органами государственного управления.
   Таким образом, государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.
   Предметом административного права являются деятельность по госуправлению, исполнительные органы власти, исполнительно-распорядительная деятельность – все это можно объединить одним названием: исполнительная власть. Конституция 1993 г. отказалась от термина «госуправление», закрепив вместо него иной – «исполнительная власть». По ст. 10 Конституции РФ, госвласть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
   Раньше под госуправлением понималась деятельность исполнительно-распорядительного характера: исполнение – проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов; распорядительство – средство достижения исполнения, то есть использование необходимых юридически властных полномочий.
   Органы госуправления рассматривались в качестве исполнительного аппарата госвласти. Согласно теории «разделения властей» вместо органа госуправления – субъект исполнительной власти. Госвласть должна строиться на определенной функциональной и компетентной специализации, вследствие чего выделяют три ветви единого дерева госвласти, самостоятельные и в то же время взаимосвязанные. Каждой ветви соответствует свой субъект – выражающий ее госорган.
   Характерные черты исполнительной власти:
   1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой госвласти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями;
   2) функция исполнительной власти: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе (для этого используется определенная часть государственных властных полномочий);
   3) представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, через деятельность которых она приобретает динамические качества. Однако сама исполнительная власть, как и само госуправление, – это не система госорганов, а осуществляемая ими деятельность;
   4) в процессе своей реализации наполнена организационным содержанием, которое предполагает: а) механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; б) этот механизм должен быть сам необходимым образом организован;
   5) реализуется во внесудебном порядке;
   6) в ведении и распоряжении субъектов, реализующих исполнительную власть, находятся наиболее существенные атрибуты госвласти: финансы, коммуникации, армия, милиция и т. п.
   Таким образом, исполнительная власть – понятие политико-правовое, в то время как госуправление – организационно-правовое, государственная деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Госуправление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

   Органы государственной власти и их полномочия

   К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся:
   – принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
   – обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ;
   – регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность;
   – регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
   – обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
   – наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
   – принятие региональных программ развития местного самоуправления;
   – защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
   – обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
   – обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
   – установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
   – компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;
   – регулирование законами в соответствии с ФЗ № 154 особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
   – законодательство о муниципальной службе;
   – принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
   – установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

   Административно-правовой статус президента РФ и система Администрации Президента РФ

   Президент России – глава государства и гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; Президент РФ – глава государства, но фактически он и глава исполнительной власти.
   В качестве главы государства Президент РФ:
   – представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
   – определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
   – назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания;
   – проводит руководство внешней политикой страны, ведет переговоры, подписывает международные договоры РФ;
   – принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых дипломатических представителей;
   – реализует многие другие прерогативы, присущие главе государства.
   Деятельность Президента РФ направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, на достижение единства системы госвласти. Наиболее тесно деятельность Президента РФ связана с исполнительной ветвью власти, в системе и структуре которой он наделен очень широкими и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями.
   В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Президент России имеет полномочия, свидетельствующие о наделенности особым управленческим статусом по сравнению и во взаимосвязи с Правительством РФ. В рамках своего статуса главы государства Президент РФ также является высшим носителем, организатором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране.

   Полномочия Президента РФ как главы государства в сфере функционирования исполнительной власти

   Президент РФ находится выше законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; формально не является главой исполнительной власти, но активно влияет на деятельность органов в этой сфере: непосредственно – исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти; косвенно – через Правительство РФ.
   Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией РФ:
   – с согласия Госдумы РФ назначает председателя Правительства РФ;
   – имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
   – принимает решение об отставке Правительства РФ;
   – представляет Госдуме РФ кандидатуру на должность Председателя Центробанка РФ, также ставит вопрос об освобождении его от должности;
   – по предложению председателя Правительства РФ назначает и освобождает заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров;
   – утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, является Верховным главнокомандующим РФ;
   – формирует и возглавляет Службу безопасности РФ;
   – формирует Администрацию Президента РФ;
   – вносит законопроекты в Госдуму РФ;
   – подписывает и обнародует федеральные законы;
   – обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями;
   – издает указы и распоряжения по вопросам своей компетенции;
   – может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти; вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и международным обязательствам или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; в случае агрессии против РФ или ее угрозы вводит на территории РФ или в отдельных регионах военное положение; чрезвычайное положение – при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация