А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 4)

   Административное принуждение

   Административное принуждение – один из методов административного права. Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству, имеющему специальный аппарат принуждения.
   Правовые нормы определяют: 1) за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения); 2) виды и размеры принудительных средств (санкций); 3) порядок их применения. Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными органами государства или должностными лицами в связи с неисполнением правовых норм.
   Вообще выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:
   – дисциплинарное;
   – материальное (гражданско-правовое);
   – уголовное;
   – административное.
   Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения, включает большое количество средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий, служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.
   Применение административного принуждения обусловлено необходимостью:
   1) в установленных законом случаях наказывать правонарушителей;
   2) пресекать правонарушения;
   3) предупреждать правонарушения.
   Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).

   Выделяют характерные черты административного принуждения:
   1) основание применения мер административного принуждения – административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, – преступление, не представляющее большой общественной опасности;
   2) меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью;
   3) субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения;
   4) административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых случаях – народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т. п.), но в порядке, установленном нормами административного права;
   5) является результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей;
   6) применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка;
   7) осуществляется в рамках административно-процессуальных норм;
   8) способствует профилактике преступлений;
   9) осуществляется на строгой правовой основе.

   Применять административно-принудительные меры имеют право только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
   Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний.
   Административное принуждение – широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, это обусловлено разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
   Система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:
   1) административно-процессуальные меры;
   2) административно-предупредительные меры;
   3) административно-правовые санкции.
   В целом в классификации мер административного принуждения в административном праве выделяют две основные точки зрения (остальные – это их модификация):
   1) двухчленная классификация мер административного принуждения: а) административные взыскания; б) иные меры административного принуждения. В основу этой классификации положен формальный признак – наличие административных санкций.
   2) трехчленная классификация мер административного принуждения; получила наибольшее распространение: а) меры пресечения; б) меры взыскания; в) меры предупреждения.

   Административно-правовые отношения

   Административно-правовое отношение (АПО) – это общественное отношение, сложившееся в сфере госуправления, регулируемое нормами административного права. Административно-правовые отношения – результат регулирующего воздействия на конкретное общественное отношение соответствующей административно-правовой нормы.

   Особенности и признаки АПО:
   1) это властеотношения, то есть такие отношения, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение» и посредством которых реализуется исполнительная власть (хотя есть и те, которые к таким причислены быть не могут, к примеру, отношения между двумя министерствами). Для АПО характерно отсутствие юридического равенства сторон;
   2) непременный участник АПО – орган исполнительной власти или его официальный представитель. Также в АПО всегда есть обязательная сторона, и АПО не могут возникать между гражданами;
   3) все правовые отношения, в том числе и административно-правовые, переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего АПО, так же, как и все остальные, вторичны по отношению к нормам права, так как они реализуют действия правовой нормы. Они определяют права и обязанности субъектов правоотношений, которые должны быть взаимосоответствующими, что вовсе не означает, что у одной стороны должны быть только права, а у другой – лишь обязанности;
   4) административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером (государство и его органы выступают органами публичной власти);
   5) один из субъектов административно-правовых отношений является органом исполнительной власти;
   6) АПО всегда являются организационными (так как на органы исполнительной власти возложена функция реализации закона и т. д.);
   7) АПО могут возникать, как правило, по велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно (например, при правонарушении);
   8) в административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед другой стороной (как, например, в гражданском праве), а перед государством в целом (необходимо помнить ст. 52 Конституции РФ – об ответственности государства перед гражданами: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»).
   Структура (состав) административно-правового отношения. Обычно говорят о трех элементах административных правоотношений: АПО состоит из субъектов и объектов АПО и их правомочий и обязанностей.
   Субъекты (участники) АПО – наделенные государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица, на которых возложены обязанности; более общее понятие – субъект права; субъект права не обязан быть субъектом правовых отношений. В качестве субъектов административно-правовых отношений выступают: государственные органы и их служащие; предприятия, учреждения, организации и общественные объединения; граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
   Субъекты АПО делятся на две группы: индивидуальные (физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и коллективные (не то же самое, что юридические лица; юридическое лицо – это часть коллективного субъекта: органы исполнительной власти, предприятия и учреждения, партии и объединения).
   Индивидуальные субъекты административного права: 1) граждане (граждане РФ; иностранцы; лица без гражданства); 2) субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом: должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, инвалиды.
   Коллективные субъекты административного права: организации, предприятия, учреждения, структурные подразделения этих организаций, трудовые коллективы.
   Виды коллективных субъектов: государственные организации – органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения; негосударственные организации – общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.
   Признаки субъектов административного права:
   – вступают в правоотношения в сфере госуправления;
   – отношения между ними урегулированы нормами административного права;
   – субъектами могут быть как физические, так и юридические лица;
   – не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права.
   Правовой статус субъекта административного права определяется в первую очередь объемом его административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

   Правосубъектность

   Статус субъектов правовых отношений характеризуется понятием «правосубъектность»: это способность быть участником правовых отношений, включающая в себя:
   1) правоспособность – способность иметь субъективные права, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести юридические обязанности в сфере госуправления; возникает в момент рождения, прекращается со смертью;
   2) дееспособность – способность своими деяниями реализовывать субъективные права, исполнять обязанности, предусмотренные АПН, нести ответственность в соответствии с этими нормами; способность самостоятельно вызывать те или иные юридические последствия (подписывать документы). Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. Объем дееспособности может быть полным, частичным (малои несовершеннолетние) и ограниченным (алкоголики, решает суд). В соответствии с Конституцией РФ гражданин может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, но ответственность за правонарушения наступает с 16 лет;
   3) деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Не обладают деликтоспособностью по административным делам малолетние и невменяемые граждане.
   Правосубъектность разделяют на общую (способность быть субъектом права вообще и вступать в любые правоотношения, за исключением правоотношений, требующих наличия специальной правосубъектности) и специальную, которой наделяют определенных граждан (например, судья для получения данного статуса должен достичь 25-летнего возраста).
   Объекты АПО. Существует две точки зрения: а) объекты – это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в управляемых правовых отношениях; б) объект – это то, по поводу чего складывается правовое отношение. Различают несколько видов объектов: материальные и нематериальные блага, гласный административный надзор.
   Для возникновения административно-правового отношения требуются: 1) норма, предусматривающая возможность таких отношений; 2) как минимум два субъекта; 3) юридические факты, то есть обстоятельства (деяния или события), при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правовые отношения.
   Основания возникновения АПО – юридические факты – действия (результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).
   Юридические факты делятся на две основные группы: волевые и неволевые. К волевым юридическим фактам относятся:
   1. Действия – могут быть правомерными (полностью соответствующими требованиям АПН). Например, подача гражданином жалобы. Основной вид правомерных действий – правовые акты субъектов исполнительной власти, адресованные конкретному лицу, например, приказ о назначении на должность. Неправомерные действия нарушают требования АПН (дисциплинарные проступки или административные правонарушения).
   2. Бездействие может быть и правомерным и неправомерным (например, непринятие службой внутренних дел мер по обеспечению общественного порядка).
   Неволевые юридические факты – события, жизненные обстоятельства, не зависящие от воли людей, но с которыми закон связывает возникновение правовых отношений (например, смерть, стихийное бедствие и др.).
Чтение онлайн



1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация