А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Административное право" (страница 17)

   Этапы производства по делам об административных правонарушениях

   Под стадией производства по делам об административных правонарушениях следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, документы, особенности.
   Производство состоит из четырех частей (стадий), на каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.
   Административное расследование (формальные моменты процедуры):
   – возбуждение дела;
   – установление фактических обстоятельств;
   – процессуальное оформление результатов расследования;
   – направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
   Рассмотрение дела (сбор и анализ информации):
   – подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
   – анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
   – принятие постановления;
   – доведение постановления до сведения.
   Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):
   – обжалование, опротестование решения;
   – проверка законности постановления;
   – вынесение решения;
   – реализация решения.
   Исполнение постановления (материалам дается ход):
   – обращение постановления к исполнению;
   – фактическое исполнение;
   – окончание исполнения (дела).
   При ускоренных производствах все стадии «сливаются» в один процесс.
   Возбуждение административного дела. Поводы к возбуждению дела: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из госорганов, органов муниципального самоуправления, заявления физических и должностных лиц; сообщения в СМИ. Основание для возбуждения дела – наличие достоверных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного правонарушения. Протокол – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (предположительно); составляют его уполномоченные должностные лица.
   Рассмотрение дела. Прежде всего, орган (должностное лицо) осуществляет подготовку к рассмотрению: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы; извещены ли участвующие лица о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли материалов для рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

   Порядок рассмотрения дела:
   а) объявление о том, кто рассматривает, какое дело, кто привлекается;
   б) устанавливается личность участников, разъясняются права и обязанности;
   в) оглашается протокол;
   г) заслушиваются объяснения, показания, заключения, исследуются доказательства.
   Разрешение дела – выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу (либо о прекращении дела, либо о наложении административного взыскания). Судья вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Принятие постановления – дается окончательная оценка, определяется мера воздействия – наложение административного взыскания либо прекращение делопроизводства. Решение – это юридически властный акт; он должен быть правильно оформлен, содержать реквизиты. В решении указывается: наименование органа и должностного лица, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания).
   Обжалования и опротестования постановления. Право на обжалование имеет лицо, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевший. Опротестование осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление. Они обязаны в 3-дневный срок направить дело со всеми материалами в соответствующий суд, вышестоящий орган. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Срок рассмотрения жалобы, протеста – 10 дней; 1 день – на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает исполнение постановления по делу.

   Субъекты, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях

   Центральное звено рассмотрения дела об административном правонарушении – госорган, разрешающий административное дело по существу, то есть орган, уполномоченный рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. В настоящее время у системы таких органов нет единого координирующего центра, нужно создать административную юстицию с Высшим административным судом РФ во главе.
   Основной принцип построения системы органов, осуществляющих административную юрисдикцию, – территориально-отраслевой. Подсистема территориальных органов такова (ее особенность в том, что нет вертикальной подчиненности вышестоящим госорганам):
   1) судьи районных (городских) судов – выступают не как орган правосудия, а как должностное лицо;
   2) комиссии по защите прав несовершеннолетних – создаются при районных и городских администрациях; возглавляет систему Межведомственная комиссия при Правительстве РФ, рассматривающая дела об административных правонарушениях лицами 16–18 лет;
   3) административные комиссии – специально образованные для рассмотрения всех категорий дел; порядок их образованияия регулируется руководством субъектов; создаются при районных, городских, местных администрациях.
   Подсистема отраслевых органов: рассматривают дела об административных правонарушениях, тесно связанных с ораслями госуправления; им присуща иерархичность, подчиненность (органы госинспекций, ОВД). Административные штрафные санкции могут налагать главы администраций местного самоуправления, края и области.
   Различают подведомственность дел по административному производству:
   – общую;
   – специальную;
   – видовую (вид органа, который рассматривает дело – инспекция и т. д.);
   – территориальную (какой конкретно орган данного вида будет заниматься этим делом. По общему правилу – по месту совершения правонарушения; граждане обращаются по месту жительства);
   – должностную (кто в данном конкретном органе должен заниматься этим делом).

   Дисциплинарная и материальная ответственность

   Дисциплинарная ответственность – это наложение на основе правовых норм дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
   Особенности:
   1) наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
   2) состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий; выражается в замечании, выговоре, временном переводе на нижеоплачиваемую работу или на низшую должность, увольнении с работы и т. д.;
   3) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти; осуществляется должностными лицами, обладающими дисциплинарной властью.
   4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права, в том числе административным правом.
   Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей.
   Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.
   Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:
   1) истек один год давности;
   2) лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.
   Материальная ответственность – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Субъектом материальной ответственности может быть лишь должностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству при исполнении им служебных обязанностей.
   Материальная ответственность наступает в следующих случаях:
   1) государству причинен прямой, реальный ущерб;
   2) при исполнении служебных обязанностей;
   3) противоправное деяние;
   4) виновно;
   5) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
   Административное право регулирует только материальную ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.
   Отличия материальной и дисциплинарной ответственности:
   размер применяемых санкций зависит не от степени вины, а от размера наступившего вреда;
   виновный может добровольно возместить причиненный вред;
   санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.
   Выделяют три вида материальной ответственности: ограниченная; повышенная; полная.

   Система материального административного права

   Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти).
   Общая часть включает в себя:
   1) субъекты административного права; сюда входят административно-правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность, правовой статус всех субъектов административного права;
   2) государственные службы – сейчас в стадии становления;
   3) акты госуправления (их еще называют юридической формой деятельности органов госуправления); этих актов – нормативных и индивидуальных – очень много, надо иметь правила по их принятию и т. д.;
   4) административную ответственность;
   5) обеспечение законности в госуправлении (комплексно): наряду с нормами административного права здесь присутствуют нормы других отраслей права, принимают участие разные органы государства (законодательные, судебная система, прокурорский надзор).
   Особенная часть несет в себе основную тяжесть административного права, здесь концентрируются нормы, регулирующие отношения в четырех крупных сферах государственной жизни. Они таковы:
   1) экономическая – крупные отрасли народного хозяйства (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ);
   2) социально-культурная (наука, здравоохранение, культура, соцзащита, СМИ);
   3) административно-политическая (управление в области обороны, внутренние дела, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, юстиция, таможня, погранслужба);
   4) межотраслевая сфера: здесь группируются нормы, охватывающие потребности трех предыдущих сфер. Таким образом, в одном пространстве сосредоточен огромный массив.
   Чтобы обеспечить надлежащую работу этих сфер и отраслей, нужны соответствующие правила; вообще правила устаревают, поэтому за ними надо следить и периодически обновлять.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация